Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев

Интернет-конференция
Первого заместителя Руководителя Администрации Президента Российской Федерации
Дмитрия Анатольевича Медведева
"Реформирование государственной службы в Российской Федерации"

Обзор публикаций СМИ


ГЕОРГИЙ САТАРОВ: "ПРОДАЖНОСТЬ ВЫРОСЛА В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД"

Аналитики фонда "ИНДЕМ" и центра Transparency International Russia утверждают, что Россия по уровню коррупции находится на 71 месте в мире, рядом с Гондурасом и Зимбабве. Вот результаты их исследований. Если раньше граждане оценивали риск вымогательства при встрече с инспектором ГАИ в 60%, то сейчас этот показатель вырос до 72%. Жители 40 регионов РФ "отстегивают" чиновникам 170,4 млрд. руб. в год. А предприятия малого и среднего бизнеса - сумму, равную четверти расходов федерального бюджета на этот год. Специально для "Политком.Ру" президент фонда "ИНДЕМ", член президиума Национального антикоррупционного комитета Георгий Сатаров комментирует последнее исследование фонда "Диагностика российской коррупции".

-- Это история очень старая. Я рассматривал коррупцию как одну из ключевых проблем еще когда был назначен помощником Бориса Николаевича Ельцина. Тогда я предпринимал некоторые попытки, довольно наивные, в рамках своих полномочий как-то повлиять на это дело. Но, надо сказать, они оказались абсолютно неэффективными. Хотя по мелочам что-то удавалось.

В 1996 году после выборов и победы Бориса Ельцина в его администрации велась аналитическая работа и рассматривались ключевые проблемы, которыми он как президент страны должен заниматься. И снова вопрос коррупции стал актуальным. Кроме того, хотелось, учитывая негативный предшествующий опыт, разобраться, что же все-таки такое коррупция. И я попросил одного из специалистов фонда сделать такую необычную вещь: подготовить обзор математических моделей коррупции. Как ни странно, это позволило обрести новый взгляд на эту проблему - не только как на проблему чисто криминальную. После моего ухода из Кремля, в 1997 году, этот вопрос оставался злободневным, его надо было решать. С другой стороны, начал появляться научный интерес.

-- Правительство во многом повлияло на ход исследований, в частности, исключив из опрашиваемых лиц госслужащих.

-- Они явным образом не ограничивали, они просто затягивали старт исследования. Поскольку в переговорах участвовал Всемирный банк, естественно, они не могли ему напрямую сказать "нет, вы не трогайте наших чиновников, и тогда - пожалуйста…" Это было бы неприлично. Поэтому была обычная волокита. Мы интервьюировали бывших высокопоставленных государственных чиновников, но не в рамках полевого исследования. В глубинных интервью были только отставники.

-- По какому принципу Вы вычисляете коррумпированность общества? Количество взяток, коррупционеров, других прецедентов?

-- На самом деле это можно делать по-разному. Ведь если организм нездоров, то есть различные показатели: температура, отклонение в составе крови, изменение ритма сердцебиения. Это разные показатели, разные болезни. Нас же не смущает, что такая глобальная характеристика, как нездоровье, совмещает столько признаков. Коррупция - это такое же нездоровье, только общественное. Самый главный показатель труднее всего измерить. На мой взгляд, это потери от коррупции. Не кто сколько кому передал, не как часто люди дают взятки, а сколько государство и граждане теряют в результате коррупции. Это основное. А остальные показатели - это интенсивность процесса. Она может быть измерена по-разному: в годовом объеме передаваемых взяток, в их интенсивности.

-- Кто по статистике больше всех дает взятки?

Если говорить о социальных закономерностях, то чем чаще люди вынуждены общаться с государством, тем чаще они дают взятки. Это тривиально. И второе интересное обстоятельство: люди, хорошо понимающие, что такое коррупция, коррупционный рынок, как ни странно, реже дают взятки. Если можно решить дело без денег, стараются это сделать. А человек, который считает, что уровень коррупции низкий, чаще оказывается инициатором: он дает взятку на всякий случай. Такой психологический казус.

-- Наверное, интервьюируемые неохотно признавались в том, что дают взятки?

-- Абсолютно нет. Люди спокойно отвечали где, когда, почему и зачем они давали взятки. Кроме того, в анкетах был вопрос "Какие чувства вы при этом испытывали?".

-- Во многом коррупция обусловлена психологическими факторами. Не будут ли меры, принятые для изменения психологии граждан в рамках борьбы с коррупцией, мощной машиной манипуляции общественным мнением?

-- Сказать политикам: "Не хорошо манипулировать сознанием" - можно, но бесполезно. Вижу единственный способ - учить людей различать, где манипуляция, а где нет.

-- Каким образом?

-- Просвещение. Другой способ не изобретен.

-- Возможно ли, что борьба с коррупционерами превратится в борьбу с неугодными?

-- Мы пишем как раз о том, что нельзя заменять борьбу с коррупцией борьбой с коррупционерами. Конечно, вор должен сидеть в тюрьме. Это естественно: закон должен работать. Но это не обеспечивает победу над коррупцией как явлением.

-- А что обеспечивает?

-- Главное - борьба с условиями, порождающими коррупцию. Это устройство власти, способы вмешательства власти в экономику, в частную жизнь людей. Это общественное и правовое сознание. Тут много факторов, порождающие условия - главное поле работы.

-- Но ведь пока приходится приплачивать за оказание качественного медицинского лечения, взяточничество будет продолжаться…

-- Конечно, низкие зарплаты - один из стимулов коррупции. Безусловно, их надо повышать, но при этом надо понимать, что одной только этой мерой ничего не изменить. Это условие необходимое, но недостаточное.

-- Эксперты подтверждают, что во многом расцвет коррупции является одним из продуктов распада советской системы. Но означает ли это, что возврат к старому строю - лучшее решение проблемы?

-- Действительно, продажность выросла в результате переходного периода. Это проблема не только России, она универсальна. Во время всех переломных для стран периодов коррупция увеличивается. Из чего вовсе не следует необходимость возвращения.

-- Каким образом получается, что, по Вашим данным, "Россия оказывается самой благополучной из стран с таким же уровнем коррупции, как у нее, и самой коррумпированной из стран с тем же уровнем ВВП на душу населения"?

-- Это возможное, но маловероятное сочетание. Россия на старте транзита, на старте модернизации была относительно богатой страной. Можно сказать так: уровень коррупции рос быстрее, чем падало благосостояние.

-- А какую страну Вы бы привели в пример?

-- Если говорить о странах транзитных, которые почти одновременно с нами начали этот процесс, то я бы назвал Польшу. Они существенно смогли снизить коррупцию и контролировать ее, при этом успешно модернизировали страну. Правда, там это легче было: все-таки масштаб страны меньше. Еще жив в памяти людей социальный опыт существования при капитализме. Кроме того, более интенсивная западная помощь - тоже немаловажный фактор. Но нам трудно подражать Польше - мы совершенно по-другому устроенная страна. Скорее это не пример, а прецедент.

-- Полностью коррупцию искоренить невозможно. Каковы же ее "дозволенные" границы?

-- Дело не в том, можно или нельзя. Страны, в которых коррупция низка, на самом деле прилагают колоссальные усилия для того, чтобы она не увеличилась. Это можно сравнить со здоровьем человека, который хочет поддерживать себя в здоровом состоянии. Он должен прилагать множество усилий: делать зарядку, обливаться холодной водой и так далее. Нужно тратить время, усилия не перед телевизором, а на обеспечение собственного здоровья, для поддержания формы. Точно так же и с коррупцией. Сейчас страна может находиться в здоровом состоянии, но чтобы его сохранять, нужно прилагать немалые усилия. Нельзя говорить - вот тот уровень, который я счел бы хорошим, - так как коррупция может выйти из-под контроля.

Говоря об "идеале", к которому есть смысл стремиться, нужно отметить основные черты. Существуют две главные характеристики: это отсутствие "низовой коррупции" (не надо платить полицейским, докторам, профессорам) и отсутствие коррупции в высших эшелонах власти, которая неистребима. Сейчас у нас честный чиновник - это исключение из правил. Нужно наоборот.

-- Есть уже какие-то практические результаты Вашей работы?

-- Что-то меняется и помимо нашей работы. Но прежде всего изменения происходят в обществе, а не во власти. Был очень интересный эпизод. У меня проходит прямой эфир на одной радиостанции: постоянные звонки слушателей, высказывающих свое мнение по поводу коррупции. Однажды позвонил человек, от которого я услышал прямые цитаты из разговора на этой же станции 7 месяцев назад, из выступлений. То есть то, что мы пытаемся людям объяснить в публикациях и выступлениях, все-таки проникает в сознание. Это уже хорошо.

То, что мы писали о коррупции и о том, что с ней надо делать в докладе 1998 года, уже стало общим местом. Идеи оттуда уже попадают в проекты законов, в какие-то разработки правительства, "прорастают". А самое главное, это сильно растущая интенсивность общественных организаций, причем в разных регионах страны. Они исследуют проблему коррупции не с точки зрения лекционной, а с точки зрения практической. Во взаимодействии с властями они занимаются усовершенствованием бюджетного процесса, усовершенствованием закупок для государственных нужд, предлагают законопроекты на местном уровне. Разбираются, предлагают, внедряют. Это самое перспективное.

-- Вы говорили об указе президента о реформировании системы государственной службы: ни мер контроля за его выполнением, ни мер ответственности за ослушание он не предусматривает. А какие меры предложили бы Вы?

-- Я бы не вводил этот указ. Изолированно он ничего не решает. Нужен очень серьезный комплекс мер в реформировании государственной службы. Начинать с призыва к чиновникам быть честными в нынешних условиях наивно.


Елена Смагина, Политком.ru
29/10/2002
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Реформа госслужбы
Медведев Д.А.
Администрация Президента РФ
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Администрация Президента РФ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации