Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев

Интернет-конференция
Первого заместителя Руководителя Администрации Президента Российской Федерации
Дмитрия Анатольевича Медведева
"Реформирование государственной службы в Российской Федерации"

Обзор публикаций СМИ


Лишние люди на лишних местах

Поголовье чиновников неудержимо растет. и справиться с этим помогут только новаторские решения, например, ликвидация отраслевых министерств


(Николай Попов)

Не помню, в каких формулировках советская власть ставила перед собой задачу борьбы с количеством чиновников, но ставила несомненно: государственный аппарат в нашей стране всегда был слишком большим и неэффективным. Как и вся экономика. В царстве планомерности должны были существовать тысячи и десятки тысяч людей, служащих плану. Сначала довести директивы до производителя, а потом собрать сведения, что и как выполнено. Советской власти уж десять лет как нет, экономика коренным образом изменилась, а задачи, стоящие перед обществом в отношении чиновничества, остались те же - заставить их лучше работать, прекратить взяточничество и - желательно - сократить поголовье. Ничего нового.

Стоит отметить, что под эту песню количество чиновников продолжает расти. Начиная с 1995 года число работников исполнительной власти выросло с 1 млн 62 тысяч человек до 1 млн 140 тысяч. При этом на федеральном уровне наблюдалось сокращение численности клерков, а рост был обеспечен за счет субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Приведенные данные не учитывают численности сотрудников силовых ведомств. Получить точные сведения из Минобороны, МВД и ФСБ практически невозможно, и приходится ориентироваться на экспертные заключения. Эти оценки дают ошеломляющую цифру - 3 млн человек.

Растет и чиновничья заработная плата. Причем если на федеральном уровне по сравнению с 2000 годом зарплата госчиновников выросла на 30%, то в субъектах - в 1,6 раза, а в органах местного самоуправления - почти вдвое. Лично я за то, чтобы чиновникам платили больше. Трудно вообразить себе, какое гражданское мужество должен каждый день проявлять человек, распределяющий те или иные блага (льготы, бюджетные деньги и т.д.) и при этом отказываясь от взятки, когда ему нечем платить, скажем, за репетиторов сына, поступающего в вуз. Призрак срочной военной службы для любимого отпрыска погонит его в объятия корыстных предпринимателей, предлагающих простой и надежный способ решения всех проблем - денежные знаки. И это только один житейский пример. И вот сидит чиновник и затягивает рассмотрение бумаг, не ставя нужную визу, отправляя их на дополнительные проверки и прочее, прочее... Ему бы зарплату побольше, а главное - регламент почетче, чтобы в момент раздумий на тему «брать или не брать» он понимал, что, отклоняясь от инструкции, совершает серьезное должностное преступление.

На определенном уровне чиновник начинает работать как человек творческий. Принятие решений государственной важности нельзя регламентировать никакими должностными инструкциями. Чиновники такого уровня должны получать столько же, сколько менеджеры крупных корпораций. Но труд основной массы госслужащих вполне можно формализовать. Любому человеку проще работать в рамках стандартных процедур, а уж если у чиновника возникает проблема выбора, то принятие решения не должно быть актом героизма.

Однако широко известно, что повышать оклады чиновникам - мера непопулярная. Чтобы компенсировать негативный имиджевый эффект, власть должна, например, сократить их количество. Таков традиционный подход. Учитывая то, что стране позарез нужен экономический рост, подходы к решению проблем должны быть новаторские, а не традиционные. Такой новацией вполне могла бы стать ликвидация отраслевых министерств как таковых. Они ведь были созданы в плановой экономике, для руководства государственными предприятиями отраслей. Государственных предприятий в каждой отрасли осталось кот наплакал. И что такое Министерство связи, к примеру, для «Би Лайна», МТС и других частных компаний? Либо лоббист их собственных интересов, либо интересов их конкурентов. Понятие отрасли исчезло в принципе. Механическое сложение частных предприятий и министерства отраслью по сумме не становится. Директора все чаще относятся к отраслевым руководителям как к представителям собственной корпорации, делегированным во власть. Да и во главе министерств стоят не вообще менеджеры или вообще политики, а врачи, бизнесмены и т.д. - люди конкретной профессии, отражающие чьи-то интересы.

Недавно Экспертный институт при Российском союзе промышленников и предпринимателей подготовил доклад про сокращение бремени государства и активизирующийся в связи с этим экономический рост. Выводы исследователей по части реформы государственной службы можно выразить очень просто: за 2-3 года количество чиновников можно сократить вдвое, вчетверо повысив зарплату тем, кто остался. При этом часть функций, которые эффективнее выполняются на коммерческой основе, просто передать частным компаниям. Пример: услуги по сертификации продукции.

С бюрократией борются во всем мире. Французы закатывают глаза, немцы сжимают в карманах кулаки, итальянцы вспоминают Мадонну. Но нигде в мире, кроме, может быть, Нигерии и Бангладеш, экономическая жизнь не замирает от произвола и взяточничества чиновников. Нигде в мире индивидуум не приходит к выводу, что ему проще не заводиться со своим мелким бизнесом из страха перед чиновничьим самодурством и мздоимством. А у нас замирает. Точнее, не приходит в себя после десятилетий социалистической комы. А значит, выход из наших нестандартных проблем тоже не может быть стандартным. Хотя, конечно, Министерство образования будет против собственной ликвидации. А также Госстрой, Минсвязи, Министерство энергетики. Далее по списку.

Ирина Ясина - директор проекта фонда «Открытая Россия»


Ирина Ясина, 045, "Еженедельный Журнал" (online)
19/11/2002 20:29:00
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Реформа госслужбы
Медведев Д.А.
Администрация Президента РФ
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Администрация Президента РФ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации