ОТЕЧЕСТВО В ОПАСНОСТИ!
Президент подписал указ о федеральной программе "реформирования госслужбы РФ" и внес в Госдуму законопроект "О системе госслужбы РФ"
Сообщив об этом, первый зам. главы Администрации президента Дмитрий Медведев подчеркнул, что "наступил новый этап в развитии реформирования госслужбы в России". Однако, как удалось выяснить "Новым Известиям", новым этот этап назвать никак нельзя. Похожий документ был подготовлен еще 5 лет назад.
Российское чиновничество неоднократно подвергалось критике не только за свою склонность к мздоимству и другим признакам красивой жизни, но и, так сказать, по численным соображениям. К примеру, ни г-н Медведев, ни Минфин, ни даже Счетная палата РФ до сих пор не знают, сколько в стране чиновников. Так, еще в минувшем году Минфин говорил о 471 тысяче канцелярских работников. Эту же цифру с небольшой разницей указывали в Счетной палате. Сегодня же г-н Медведев ошарашил население новой информацией. По его данным, общая численность чиновников на начало 2002 года составляла 1 миллион 53 тысячи человек. Более чем двойную разницу, по-видимому, можно объяснить только "пониманием госслужбы, которая исходит из нынешнего законодательства и потому не включает в себя людей, занятых военной и правоохранительной деятельностью".
Выступая перед журналистами, Дмитрий Медведев окончательно запутал ситуацию. Он заявил, что на тысячу человек российского населения приходится
2, 8 чиновника. Значит этих людей вовсе не миллион с лишним, а меньше 400 тысяч? Редакция надеется сообщить, когда у Кремля наконец появятся более или менее точные данные о численности поднадзорного аппарата.
Тем временем подлинная реформа аппарата в России, по общему мнению, давно назрела. Еще в 1997 году работу по упорядочению чиновничьего существования вела группа специалистов под руководством помощника президента, доктора юридических наук Михаила Краснова. Эта работа завершилась созданием некой общей концепции и, .. увольнением "в никуда" этого специалиста - между прочим, действительного государственного советника первого класса, равного по званию генерал-полковнику.
Пять лет спустя идеи группы Краснова были задействованы его бывшим коллегой, зам. декана факультета госуправления МГУ Алексеем Барабашевым. Именно он участвовал в создании федеральной программы реформирования государственной службы, указ о которой только что подписал президент Путин. Вот ее общие принципы, пронесенные через все лихолетья конца предыдущего и начала нынешнего века.
Прежде всего система гражданской госслужбы в РФ предусматривает карьерный рост не по набранному в канцелярских коридорах стажу, а по реальным заслугам и личным достоинствам, сообщил корреспонденту "Новых Известий" профессор Барабашев. Заметьте, о блате и возможности покупки должности ни слова.
Далее предусматривается своеобразное разведение трех видов должностей. Первым при этом должна считаться категория, в которую согласно Конституции войдут политические посты. В том числе президент, премьер и члены кабинета министров. Далее идут политические назначенцы из других сфер человеческой деятельности. В частности, из науки и бизнеса. По проекту реформирования госслужбы людям из этой категории приходится уходить в отставку вместе со своим патроном из категории "А". Новость состоит в том, что теперь они должны получить государственные гарантии, чтобы не оказаться такими же безработными, как вышеупомянутый Михаил Краснов. Последняя категория - карьерные чиновники - своего рода старший технический аппарат.
В соответствии с принятой концепцией решено обеспечить возможность так называемого бокового входа на карьерную лестницу. Речь тут идет прежде всего о политических назначенцах из негосударственного сектора. В частности, о советниках и специалистах.
Не забыто и конкурсное замещение госслужащих, к вопросу о котором следует, по-видимому, подойти отдельно. Скажите, какой к черту конкурс, когда средняя зарплата госслужащих всего полтора года назад составляла меньше 5 тысяч рублей? При этом, по данным Дмитрия Медведева, в субъектах РФ заработная плата чиновников была в полтора раза выше, чем на федеральном уровне.
В соответствии с только что подписанной программой предусмотрены доплаты за эффективность и результативность работы. Вопрос в том, кто будет принимать решения на этот счет.
Впрочем, скорее всего, это будут сущие копейки, что и служило всегда оправданием массового мздоимства, процветающего в чиновничьих рядах. Поэтому 5-й пункт принятой концепции - это так называемые антикоррупционные гарантии. Они нужны для того, чтобы не видеть перед собой фантастическую фигуру нищего чиновника с роскошным кабинетом и "Мерседесом" последней модели.
На этот случай "в виде эксперимента", как подчеркнул Алексей Барабашев, будут введены в действие госкомиссии по этике. С долевым участием в их работе деятелей из Минтруда, Администрации президента и, конечно же, офицеров спецслужб.
Многолетние подсчеты наконец-то привели к пониманию того, что официальный заработок столоначальника чуть ли не в 10 раз ниже стоимости благ, по закону им получаемых. Например, 10-дневное пребывание какого-нибудь крупного аппаратчика в небезызвестном санатории "Барвиха" обходится государству почти в 2 тысячи долларов. Еще десятки тысяч у.е. стоит служебный автотранспорт с шофером.А тут еще курорты, спецпитание и т.д. и т.п.
По всем этим причинам чиновники должны наконец получить сверхсерьезное повышение своих зарплат с предложением лично и за свой счет определять объем желаемых благ. Да пусть хоть на крейсере "Аврора" ездят, лишь бы за свой счет.
Все это, впрочем, никак не касается проблемы коррупции. Чтобы решить ее, признано необходимым наконец-то регламентировать переход из бизнеса в госаппарат и обратно. Ничего более конкретного в документах, подписанных президентом, нет, поэтому реализация благого пожелания, по всей видимости, растянется на долгие годы, что, безусловно, позволит немалому числу чиновников продолжить плодотворную работу по укреплению личного материального благосостояния.
А что делать? Механизма-то решения проблемы как не было, так и нет. Мало того, во Всероссийском антикоррупционном комитете, в котором работают Михаил Краснов и еще один экс-помощник президента РФ Георгий Сатаров, до сих пор не видели президентского указа. Где этот указ проходил экспертизу на антикоррупционность, неизвестно. Возможно, у того же путающегося в цифрах зам. главы администрации Медведева.
И хотя чуть ли не все крупные российские бизнесмены отлично знают, что в его "фирме" можно решить чуть ли не любую хозяйственную проблему, деятельность администрации по приведению в порядок госслужбы все-таки следует одобрить. В конце концов могли бы вообще ничего не делать. А ведь поди ж ты, целую федеральную программу подготовили - реформаторы.
Александр НАДЖАРОВ, "Новые Известия", 210, стр. 2, Новые известия
22/11/2002
|