"САМОЕ СЛАБОЕ МЕСТО РОССИЙСКОГО ЧИНОВНИКА - ЭФФЕКТИВНОСТЬ"
Дмитрий Орлов, замгендиректора Центра политических технологий, дал интервью обозревателю Газеты Ольге Редичкиной. В нем идет речь о программе реформирования государственной службы, которую вчера подписал президент Путин (см. материал об этом на этой же странице).
В законопроекте о системе госслужбы, который президент внес в Госдуму, описан механизм унификации классных, дипломатических чинов, воинских званий. Возвращаемся к "Табели о рангах"?
Унификация гражданских чинов была необходима давно. Эта практика долгое время существовала в Российской империи и была, к сожалению, утеряна в советские времена. "Табель о рангах" существовала более 200 лет и была весьма эффективной. В советские времена попытки ввести коэффициенты, разряды, тарифные сетки оказались неэффективными, да и касались они всех бюджетников, а не собственно чиновников. У "государственных людей" должна быть своя иерархия, ясная, жестко определенная система оплаты труда, где будут учтены и инфляция, и классные чины.
Считается, что чиновников в России больше чем достаточно, но результаты их работы плачевны.
Самое слабое место российского чиновника - мобильность и эффективность. Низок темп принятия решений, атак называемые согласования и межведомственная неразбериха стали притчей во языцех.
И коррумпированность тоже.
Коррумпированность напрямую зависит от уровня оплаты труда чиновника. Традиции "кормления", свойственные России со времен средневековья, следует изживать. Пока оплата труда чиновника не станет сопоставима с оплатой хотя бы менеджера среднего звена в бизнес-секторе, на госслужбу не придут нормальные люди.
Но во всех странах оплата в частном бизнесе гораздо выше, чем в государственном.
И в Америке, и в Европе госслужащие зарабатывают меньше, чем управленцы в частных компаниях. Но их доход описывается сравнимыми цифрами! А у нас их зарплата даже не сравнима, она различается на порядки. Если не проводить тактику выравнивания, мы обречены на пассивное, инертное чиновничество и на коррупцию. На госслужбу придет некомпетентный и ленивый или ловкий и умный, но коррупционер.
В ближайшее время мы вступим в ВТО, и требования к российским чиновникам неизмерима возрастут. Нужны будут эксперты, юристы европейского уровня, иначе Россия обречена на отставание и дискриминацию. Платить этим специалистам придется тоже по-западному.
Без сомнения. Компетентных людей привлечь на госслужбу можно только деньгами и социальными пакетами, и под это надо создать законодательную базу.
В программе реформирования госслужбы, которую президент вчера подписал, большая часть средств будет направлена на законотворческую работу и пилотные проекты. Видимо, власти собираются "семь раз отмерить"?
Объективно чиновничеству нужна инвентаризация. Путин в начале своего президентства говорил, что страна будет инвентаризирована. Начали с весьма своеобразного "налогового исследования олигархов", потом занялись бюджетной сферой и межбюджетными отношениями. Совсем недавно прошла перепись населения. Пришла пора "переписать" чиновничество. Но в данном случае нужны специальные технологии обработки информации. Надо понять, что это за класс, какие требования предъявляет, что он представляет в правовом, имущественном отношении. В свое время в Российской империи "обследования" чиновничества проводились, если не ошибаюсь, один раз в 10 лет.
Сложился образ российского чиновника - тупой чинуша, эдакий Органчик. И все его пороки унаследовал чиновник советский.
Это расхожее мнение весьма ошибочно. Российская бюрократия восемнадцатого - начала девятнадцатого века была весьма эффективной, действовала по жестким правилам. По степени эффективности и оперативности она сравнивалась современниками с бюрократией французской. Да и коррумпированность ее была невысока.
Неужели?
Взятки, конечно, брали. Но массовой коррупции, сопоставимой с сегодняшней по уровню, не было. Так что для начала нам нужно поставить цель достичь эффективности госуправления на уровне девятнадцатого века.
Фотограф: Максим Коняев/Газета
217, стр. 2, Газета
22/11/2002
|