Чиновник из будущего
Президент начал реформу госаппарата
Чиновники с 2006 г. будут получать должности по конкурсу, расти по службе в зависимости от вклада в развитие государства и получать значительно большие, чем сейчас, зарплаты. Эти нововведения предполагают утвержденная вчера президентом федеральная программа "Реформирование госслужбы РФ" и отправленный в Госдуму законопроект "О системе государственной службы РФ".
Президент давно выражал недовольство нынешним состоянием госаппарата. Весной в послании Федеральному собранию он говорил: "Нынешние функции государственного аппарата не приспособлены для решения стратегических задач. .. государственный аппарат должен быть эффективным, компактным и работающим". В августе Путин подписал указ "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих", который регламентировал этические аспекты деятельности чиновников. Теперь дело дошло и до реформы госаппарата.
Одобренная президентом программа рассчитана на реализацию в 2003 - 2005 гг. Ее цели - "повышение эффективности государственной службы" и "оптимизация затрат на государственных служащих". Президента беспокоит, в первую очередь, качественный состав чиновников. В программе отмечается, что возраст более 30% госслужащих превышает 50 лет. А 4,6% чиновников не имеет соответствующего своей должности образования, и эта цифра растет.
В программе отмечается и низкий уровень зарплат чиновников, что "слабо стимулирует эффективность их служебной деятельности". Так, руководители ведомств и их замы получают в 10 - 15 раз меньше, чем менеджеры аналогичного уровня в негосударственном секторе экономики, руководители среднего звена - в 7 - 10 раз, низший персонал - в 1,5 - 3 раза. Кроме того, госорганы предполагается формировать преимущественно на конкурсах, а часть чиновников перевести на контракты.
Начальник управления госслужбы Минэкономразвития Андрей Шаров, участвовавший в разработке программы, говорит, что ее реализация не повлечет увеличения бюджетных расходов на госаппарат. Он говорит, что увеличение зарплат должно произойти благодаря росту экономики и поступлений в бюджет, а также оптимизации количества чиновников. Впрочем, даже реализация этих планов не поможет чиновникам зарабатывать столько же, сколько и работникам коммерческих структур. "Государство никогда не сможет платить так же, как и бизнес", - убежден Шаров.
Законопроект "О системе госслужбы", как сказал вчера первый замглавы администрации президента Дмитрий Медведев, создает "каркас для формирования нового законодательства по госслужбе в России". Шаров добавляет, что в развитие этого законопроекта должны приниматься законы по отдельным видам госслужбы: гражданской, военной и правоохранительной.
Председатель думского комитета по законодательству и бывший министр юстиции Павел Крашенинников отмечает, что конкретных рецептов изменения работы чиновников ни программа, ни закон не содержат. Впрочем, этот факт его не тревожит: "Важно уже то, что в программе заявлены приоритеты".
А директор Экспертного института, бывший министр экономики Евгений Ясин считает, что начинать реформу госаппарата следовало бы с передачи части его функций частным компаниям, как это делается в США. Второй, по Ясину, ключевой момент - финансировать госорганы "по результату", а не в зависимости от количества служащих.
Однако для этого надо инвентаризировать госслужбу. По мнению кремлевского чиновника, просившего не называть его имени, предлагаемые шаги позволят выяснить, "что у нас есть". Но собеседник "Ведомостей" опасается, что "хозяйственной инвентаризацией госслужбы реформа и ограничится".
Дмитрий Симаков Борис Грозовский, Ведомости 22 ноября 2002, Ведомости (online)
22/11/2002
|