ЧИНОВНИК СПИТ, ГОССЛУЖБА ТОЖЕ
РЕФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ ПОЙДЕТ ПО ПРОГРАММЕ, УТВЕРЖДЕННОЙ УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА
Реформа государственной службы - вещь очень непростая. О ней мечтает, наверное, каждый правитель, но взяться за нее рискуют далеко не все. Попытки в этом направлении предпринимались и в последнее десятилетие. При этом одни реформаторы считали, что главное - сократить чиновничий аппарат, который, согласно закону Паркинсона, неудержимо разрастается. Другие, и тоже справедливо, полагали, что чиновнику нужно платить большую зарплату, и тогда он не будет брать взяток. Все это действительно необходимо, но далеко не достаточно. Как известно, зарплату чиновникам на нашей памяти уже поднимали. Но кто рискнет сказать, что это радикально повлияло на качество и результаты их работы?
В минувший четверг первый заместитель главы администрации президента РФ Дмитрий Медведев сообщил журналистам, что в реформе госслужбы "наступил новый этап". Его ход задан двумя документами - базовым законопроектом "О системе госслужбы в России", внесенным президентом в Госдуму 19 ноября, и подписанным им в тот же день указом о федеральной программе "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 - 2005 годы)".
Говоря о новом законопроекте, первый замглавы кремлевской администрации отметил, что документ создает "каркас", базу для формирования нового законодательства, отвечающего современным реалиям. В нем, например, вводится новое понятие госслужбы как профессиональной деятельности. При этом государственная служба дифференцируется на федеральные - гражданскую, военную и правоохранительную службы, а также гражданскую службу в субъектах РФ. А классные чины, дипломатические ранги и воинские звания унифицируются, что, по мнению Медведева, важно при найме на работу и увольнении, а также при формировании кадрового резерва. Это означает, что военный, скажем, в звании полковника при переходе на гражданскую службу получает соответствующий чин и соответственно гражданский чиновник - воинское или специальное звание. То есть действует принцип эквивалентности гражданских чинов и специальных или воинских званий. Напомним, что президентский указ, устанавливающий эти соотношения, уже действует.
На реализацию федеральной программы реформирования госслужбы на период 2003 - 2005 годы выделяется 539 миллионов рублей. Эти затраты, пояснил Дмитрий Медведев, предусмотрены на подготовку законодательной базы реформы госслужбы, проведение экспериментов и осуществление пилотных проектов по применению новых подходов к госслужбе, на совершенствование системы подготовки и повышения квалификации госслужащих и формирование оптимальной системы управления. То есть на реформаторские мероприятия, а не на зарплату и содержание чиновников. Причем больше половины этих средств пойдет на научно-исследовательские работы.
В итоге общество должно получить эффективную современную систему государственной службы - "компактную и открытую".
Общая численность чиновников в России в начале 2002 года составила 1 миллион 53 тысячи человек. Но эта цифра отражает ситуацию сегодняшнего законодательства и не учитывает значительную часть людей, служащих государству в военных и правоохранительных органах. При этом количество чиновников за последние 10 лет увеличилось в 1, 8 раза, и в основном на региональном уровне. Средний возраст российского чиновника, как выяснилось, не так уж велик - 40 лет, а средняя зарплата - около 5 тысяч рублей.
Когда работа чиновника будет оплачиваться по результатам, как и кто это будет оценивать - пока не ясно. Реформа только начинается.
Ольга СОЛОМОНОВА., 211, стр. 2, Труд
23/11/2002
|