ОТ РЕДАКЦИИ: Слуга двух господ
Постсоветская бюрократия, которая не слишком успешно руководит государством в последние годы, скоро будет реформирована. Целью реформы названы увеличение престижа госслужбы и более эффективная работа аппарата.
Есть опасения, что реформаторы из администрации президента и научных центров взялись за реформу не с того конца. Главной проблемой (и одновременно выгодой) госслужбы является непосильная ноша, которую несут российские чиновники. Государство в лице бюрократии в равной мере сочетает в себе функции регулирующего органа и самого мощного субъекта экономики. "Вес" государства уже давно не снижается.
При этом топ-менеджеры и собственники крупнейших частных компаний срослись с госаппаратом. Чиновники с легкостью необыкновенной мигрируют из госорганов в частный сектор и обратно. Никто уже не может с уверенностью сказать, является существование такой симбиотической пары сутью и преимуществом российской экономики или же бюрократия просто паразитирует на частном секторе, а владельцы крупнейших компаний - на государстве. Глупо надеяться, что в этих условиях в стране появится новый слой кристально честных чиновников.
По плану правительства и администрации президента в стране будут существовать две разные группы госслужащих - блок "карьерных чиновников" с бессрочными контрактами и системой поощрений и блок "приглашенных" на конкретный проект или направление сторонних специалистов и политиков. В современной России обе группы будут в любом случае иметь большую мотивацию "на стороне", превышающую возможности непосредственного работодателя.
С этим "конфликтом мотиваций" борются во всем мире вне зависимости от устройства системы госслужбы. На Западе за чиновниками зорко следят внутренние комиссии по нравам (которые, возможно, появятся и в России) , правоохранительные органы и СМИ. В США, например, в некоторых штатах служащим запрещено вести переговоры о будущем трудоустройстве с регулируемыми ими компаниями и законодательно ограничено их право перехода в частные компании после ухода с госслужбы.
В наших условиях растущего симбиоза власти и крупного бизнеса полезно вспомнить корейский опыт, где многие карьеры и успешных чиновников, и владельцев чеболей заканчивались в тюрьме. В какой-то момент показательная посадка стала в Южной Корее единственным способом реформы госслужбы.
26 ноября 2002, Ведомости (online)
26/11/2002
|