Россия дошла до предела управляемости
Однако форсировать административную реформу власть не будет
«Степень неэффективности государственного управления в России достигла критических размеров. Система госуправления практически достигла пределов своей дееспособности, и ее сохранение в нынешнем виде заведомо чревато торможением социально-экономического развития страны. Отсутствие реформ исполнительной власти, по сути, превратилось в главный тормоз и в сфере экономической, и в сфере социальной», – такое признание вылетело вчера из уст первого замминистра экономического развития и торговли Михаила Дмитриева. Один из главных правительственных реформаторов выступал на заседании экономического клуба компании ФБК, посвященного административной реформе.
Громоздкость, неэффективность и коррумпированность российского государственного аппарата очевидна каждому. Даже правительственные функционеры признают справедливость оценок фонда «ИНДЕМ», согласно которым «коррупционный налог», уплачиваемый россиянами чиновничеству, приближается к 10% ВВП. Уже и президентскую власть заботит, что на самом деле она властью не обладает. Так, по данным Администрации президента России, только 48% поручений главы государства правительству исполняются в установленный срок. В свою очередь, чиновники на местах столь же неохотно выполняют распоряжения правительства. Остается лишь удивляться тому, что страна не утратила управляемость окончательно.
Вообще говоря, разговоры о необходимости реформы исполнительной власти и госаппарата идут в нашей стране с удивительным постоянством. В нынешнем году они наконец-то воплотились в конкретные поручения и программы, концепции и принципы. Однако неэффективность государственного аппарата – при всем уважении к госслужащим – проявляется еще и в том, что от указаний в части административной реформы до их конкретного воплощения дистанция огромного размера. По словам Михаила Дмитриева, на сегодняшний день можно лишь надеяться, что ключевой законопроект «О государственной гражданской службе» находится в довольно высокой степениготовности. Его принятие Госдумой может состояться в следующем году.
Отметим, что законопроект в большей степени посвящен статусу чиновников, порядку их служебной деятельности, предотвращению коррупции и повышению транспарентности госслужбы. «Он введет более гибкие принципы кадровой политики, новые подходы к оплате труда, контрактации служащих, бюджетированию, создаст механизмы ответственности, разрешения конфликта интересов, – сообщил Михаил Дмитриев. – Принципиально новым является то, что разрабатываемый законопроект предусматривает также включение структур гражданского общества в конкурсные комиссии по найму госслужащих и комиссии по служебному поведению и конфликту интересов, а также в органы, которые будут регулировать доступ граждан к информации госструктур».
Разумеется, все это весьма важные вещи. Однако не менее важной является последовательность реформ. Строго говоря, эффективность управления начинается с четкого разграничения сфер ведения и полномочий органов государственной власти и управления и распределения в соответствии с этими полномочиями ресурсов, функций и обязанностей. Этим в настоящее время занимается комиссия, которую возглавляет замглавы администрации президента России Дмитрий Козак. И работать ей, похоже, предстоит годы.
Закрепление механизма разграничения полномочий между различными уровнями власти невозможно без внесения поправок в Бюджетный и Налоговый кодекс, заявил Дмитрий Козак сегодня на слушаниях в Госдуме. Он отметил также, что необходимо прописать доходные источники бюджетов всех четырех уровней госвласти. По словам кремлевского чиновника, можно надеяться на то, что обновление законодательства завершится к 2005 г.
Это означает, что реформа государственной службы пока так и будет осуществляться «заплаточным» методом. Скорее всего, у чиновников вырастут оклады – эта идея активно обсуждается обществом и не встречает отторжения. Быть может, это позволит привлечь на госслужбу более квалифицированных специалистов. Не исключено, что заработают и конфликтные комиссии, хотя эффективность их деятельности вызывает определенные сомнения, поскольку пока нет четкого разграничения функций государственных органов. Но в главном госаппарат в России еще долгое время останется неизменным, а страна продолжит балансировать на грани утраты управляемости.
Аналитический отдел РИА "РосБизнесКонсалтинг"
РБК
28/11/2002
|