СВОБОДА - ОСОЗНАННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
Важную задачу оптимального совершенствования системы управления государственной власти на местах, в регионах и в центре (что весьма актуально в свете президентской концепции реформирования государственной службы Российской Федерации) а также недавнего заседания Госсовета при президенте РФ, посвященном различным аспектам местного самоуправления) невозможно решить сколько-нибудь успешно без активного подключения всех видов средств массовой информации.
РОЛЬ региональных СМИ в системе взаимодействия государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций трудно переоценить. СМИ не являются нейтральным ретранслятором деятельности структур государственной службы, как порой полагают. Это сильнейший катализатор и манипулятор общественного сознания. Стало быть, дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, повышение эффективности государственной и муниципальной службы невозможно в полной мере без содействия этому процессу журналистского корпуса, ключевая задача которого - способствовать укреплению всей системы управления на местах и в регионах, исходя из ясно и четко выраженной государственнической концепции национальной безопасности и развития России.
Остро полемизируя по вопросу о роли и функции СМИ в обществе, оппоненты нередко впадают в крайности: сторонники "абсолютной свободы" деятельности журналистов выражают опасение возрождения государственной цензуры, что, естественно, исключено в демократическом обществе; сторонники регламентирующих условий деятельности СМИ не без оснований оперируют многочисленными фактами разгула анархического произвола в журналистской практике и потому не без оснований требуют усиления государственного контроля за СМИ.
Напрашивается компромиссный вывод: не должно быть у СМИ грубой, дискредитирующей тенденции в отношении кого-либо или чего-либо. В противном случае СМИ превратятся в дубину, которой заинтересованные лица и кланы будут расправляться с неугодными. К сожалению, такие примеры уже имеют место в Тверской области.
В статье 19-й Всеобщей декларации прав человека, утвержденной ООН, записано: "Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ".
Свободу слова обосновывают статьи 13 и 29 действующей Конституции Российской Федерации. Статья 13 Конституции РФ гласит: 1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. То же самое утверждают первая и третья статьи закона "О средствах массовой информации".
Как же на практике СМИ Тверского региона осуществляют великое обретение демократии - свободу слова?
Противостояние пресса - власть - неисчерпаемая тема для разговора. Критика, нередко шельмование власти давно стали привычными, потому что это легко и безопасно, особенно если за спиной журналиста стоят его мощные покровители в лице кормильцев-олигархов, чей соцзаказ журналист вольно или невольно выполняет.
Коммерциализованные, а попросту говоря, находящиеся в собственности богатых людей и могущественных кланов СМИ, почему-то называющие себя независимыми, как правило, не обременены соображениями морали. В нашем регионе, как, впрочем, в целом по России, имеет место тотальное противостояние государственной власти и некоторых коммерциализованных СМИ, зачастую демонстрирующих вместо профессионального анализа событий и фактов грубое ерничество, нескрываемую ангажированность, наклеивание ярлыков оппонентам, брань и т.п.
Возьму в качестве иллюстрации газету "Вече Твери". Это довольно рейтинговое городское издание, в котором работают опытные, талантливые профессионалы. Из номера в номер в течение ряда лет в газете прослеживается четкая тенденция - неустанная борьба с губернатором Владимиром Платовым. Примечательно: требуя от других газет соблюдения этических норм, неустанно апеллируя к регламентирующим законам о СМИ, "Вече Твери" явно игнорирует эти правовые нормы в отношении себя.
В деятельности исполнительной и представительной власти области корреспонденты "Вече Твери" ищут только негатив, но главное - стремятся противопоставить действия власти основной массе жителей города и области.
Дабы не быть обвиненным в односторонности, я не менее критичен и взыскателен к другим областным печатным изданиям.
Основа духовного воспитания общества - а это одна из ключевых задач СМИ - должна заключаться в воспитании национальной гордости. О том же говорили наши великие предшественники: Карамзин, Державин, Пушкин, выдающийся философ XIX века Константин Леонтьев, философ-эмигрант Иван Ильин, Флоренский, Солженицын...
Взять, к примеру, разнородные в идеологическом плане газеты "Позиция" и "Тверская жизнь". При всех их профессиональных достоинствах крайне осторожны они в плане выражения русского национального самосознания, без которого невозможно построить сильного и процветающего государства. Они стараются придерживаться апробированной в советские годы "интернациональной" линии: если, дескать, много говорить о русских, то, не дай Бог, могут обидеться другие нации. По мы живем в России, в русском городе. Для нас русские национальные приоритеты, естественно, стоят на первом месте, как в Германии - приоритеты немецкие, в Англии - английские, во Франции - французские. Разумеется, это нисколько не ущемляет чести и достоинства других народов и наций, проживающих в России. Уместно вспомнить А. Солженицына, который в работе "Россия в обвале" подчеркнул: сформировать человека подлинно русским, национально ориентированным и христиански возвышенным - главное условие создания великой и процветающей России.
Охваченные яростным ажиотажем междоусобицы, тверские СМИ зачастую пренебрегают вопросами важными, жизненно необходимыми. Их перестал интересовать рабочий, крестьянин, учитель, врач, ученый, инженер, безработный, утративший человеческий облик бомж. Они равнодушны к вопросам семейного обустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что крайне важно, если учесть, что в России в настоящее время насчитывают от 2-х до 3-х миллионов беспризорных детей.
Вот, к примеру, безобидный, на первый взгляд, пивной алкоголизм. Как рекламируют его российские, в том числе тверские СМИ? Вспоминаю в этой связи замечание председателя Совета Федерации Сергея Миронова, недавно посетившего нашу область: "Я внимательно изучал этот вопрос, юристы и психологи анализировали рекламу, и есть интересные заключения. Обратите внимание, закон "О рекламе" предписывает рекламировать только свойство товара. Возьмите любую рекламу пива - рекламируется образ жизни. У тебя успех? Выпей пива. У тебя замечательная компания? Время в ней ты должен проводить с бутылкой пива. Навязывается определенный образ жизни..." (Сергей Миронов. "Вместе мы можем многое". - "Тверские ведомости". 2002, N80).
Ни разу ни в одном тверском печатном издании - будь оно "проларинское" или "антиларинское" - мне не довелось прочесть, что у нас пиво в рамках существующего законодательства подпадает под алкогольные напитки и, стало быть, коль у нас запрещена реклама алкоголя, следует внести соответствующие изменения в закон "О рекламе" относительно пива. Кстати, о российской рекламе в целом Сергей Миронов отозвался не менее критично: "Молодежь понимает, что образ жизни, который навязывается рекламой, совершенно не соответствует нашим традициям и вообще является пагубным".
...В российских СМИ, к сожалению, имеет место проявление антирусских, антиправославных настроений. Так, солидный профессор безапелляционно заявляет в интервью тверскому радио (при молчаливом согласии ведущего): "А кто вам сказал, что русская классика "великая"? Это выдумка русофилов... Говорят, будто русский язык велик и могуч. Если только по части мата..."
В заявлении славянских, тюркоязычных, православных и мусульманских общественных объединений и политических партий национально-державной направленности России выражен решительный протест: "В последнее время в российских средствах массовой информации либерально-демократического толка разворачивается очередной этап информационно-психологической войны по дискредитации устоев русской цивилизации, традиционных православных и исламских ценностей народов России. Как становится все более очевидным, существом этой русофобской и антиисламской стратегической информационной операции являются фальсификация, искажение, деформация и опошление русской духовности, языка, истории и культуры коренных народов России, демонизации православия, ислама и российской государственности, дебилизация образа русского человека, криминализация и деградация русского народа в целом. Вошло в официальную практику: к понятию "русский" обязателен негативный эпитет - русская преступность, русская мафия, русский мат, русское пьянство, русская глупость и т.д. и т.п. В отношении же достижений русского народа применяется безличное слово "российский": российский балет, российская культура, российская литература и т.д. и т.п. Аналогичная информационная стратегия проводится по отношению и к тюркоязычным, мусульманским и другим коренным народам России. Ислам всегда подается как нецивилизованный, отсталый, темный, ваххабитский, террористический и т.д. С российских телеканалов вообще сошли передачи о культуре, традициях и достижениях мусульман России. Вместо этого настойчиво вбивается в сознание общества негативный демонический образ мусульманина как главного врага русского и других народов" ("Информационный фашизм". - "Завтра". - 2002, N43. C.I).
...Случается, журналисты очень нервничают, когда им напоминают о сдерживающих моментах в их профессиональной деятельности, и квалифицируют это как некое вторжение в их творческий цех, как посягательство на свободу слова.
Разумеется, ни о каком покушении на свободу слова речи не идет. Журналисты должны соблюдать кодекс профессиональной чести. Совесть, высокие нравственные принципы в этом кодексе не должны занимать последнего места. В рамках существующих законов Конституции РФ, закона о СМИ журналисты призваны четко представлять, что им можно, а чего нельзя, ибо они не просто освещают реальность, но и формируют ее.
Профессиональное журналистское сообщество в России обязано выработать некий свод правил своего профессионального поведения и неукоснительно ему следовать, как, скажем, врач следует клятве Гиппократа, руководствуясь лозунгом "Не навреди!" Лозунг "Не навреди!" должен обрасти ощутимым содержанием и в области журналистики.
...В целях оздоровления работы СМИ Государственная Дума РФ приняла закон, регулирующий их деятельность в экстремальных ситуациях, определяющий ответственность за содержание и характер транслируемой информации. По примеру ряда стран Европы в России целесообразно создать общественные советы, ставящие СМИ под действенный общественный контроль. Повторяю, речь идет не о возрождении цензуры, а об утверждении порядка в журналистском цехе. Нам нужна не цензура, а самоцензура СМИ. Следует помнить, что демократия и митинговая демократия - понятия неравнозначные. Свобода слова не только дает право открыто высказывать свое мнение со страниц газет и теле- и радиоэфира, но и налагает серьезную ответственность за достоверность информации.
Приведу пример устраненности наших областных печатных изданий от общественно важных тем. 19 ноября с.г. Россия торжественно отметила 60-летие начала разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом. В Тверском доме офицеров состоялась большая научная конференция, посвященная этому событию. Как же откликнулись газеты на это эпохальное историческое событие? Никак. Как в рот воды набрали (за исключением газеты "Тверские ведомости", опубликовавшей статью о Сталинградской битве участника Великой Отечественной войны Александра Огнева). А ведь, убежден, лучшей возможности для реализации государственной Программы патриотического воспитания, чем поведать потомкам о подвиге их отцов и дедов, придумать трудно. Зато в этот памятный день областной официоз нашел возможность порадовать читателей сенсационными откровениями из жизни принцессы Дианы. Очевидно, полагая, что амурные приключения этой дамы куда важнее для истории, нежели пленение фельдмаршала Паулюса и разгром трехсоттысячной группировки врага...
...Затрону очень важную тему "Молодежь и СМИ". Социологические и статистические данные показывают: в настоящее время отношение молодежи к политике, общественной жизни приобретает характер все большего безразличия. Молодежь крайне индифферентна, что наглядно показывает ее равнодушие к выборным кампаниям. Социологи не без оснований связывают политическую аморфность юношества с тем негативом, что широким потоком льется на российских депутатов со страниц газет, журналов, с телевизионных экранов.
СМИ Твери и области по своему определению и гражданскому долгу призваны заинтересовать молодежь для участия в политических и общественных мероприятиях, убеждать ее в том, что каждый отдельный человек - это не пылинка, он может повлиять на ход истории и развитие государства. Тут есть о чем обстоятельно и серьезно говорить.
Бывший министр юстиции РФ П. Крашенинников заявил: нынешняя демографическая ситуация в России такова, что в 2005 году в армию "некого будет призывать" - алкоголь, наркотики, табак, криминальные разборки буквально выкашивают молодежь. Сегодня каждый третий юноша по состоянию здоровья не может служить в армии. 10 миллионов человек (в основном молодежь) употребляют наркотики. 12% населения России - алкоголики. и еще 10-15% близки к этому. Между тем, когда читаешь тверские печатные издания, то видишь: острые социальные вопросы их мало волнуют, молодежная тематика подается по принципу известной песенки: "Все хорошо, прекрасная маркиза, все хорошо, все хорошо!" Наши печатные издания в основном заняты поиском зловредных скинхедов, антисемитов, русских фашистов и прочих экстремистов, раздувая порой эти мифы до невероятных размеров.
Владимир ЮДИН, профессор Тверского университета, академик Петровской Академии наук и искусств, заслу, 43, стр. 14, Вся Тверь
28/11/2002
|