Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев

Интернет-конференция
Первого заместителя Руководителя Администрации Президента Российской Федерации
Дмитрия Анатольевича Медведева
"Реформирование государственной службы в Российской Федерации"

Обзор публикаций СМИ


ПОСТСОВЕТСКАЯ ТАБЕЛЬ

В дореволюционной России чиновники служили Царю и Отечеству, в советской - партии и Родине, и практически никогда в России не служили нации и государству. Внесенный в Думу президентский законопроект "О системе госслужбы РФ" является, по сути, первой с советских времен попыткой определить и регламентировать госслужбу как особый вид деятельности по предоставлению "услуг населению", как выразился Владимир Путин, отвечая на вопросы переписи.

Администрация президента, в недрах которой законопроект был сотворен, сделала попытку упорядочить положение в системе государственной службы, поскольку до сих пор она регламентировалась только указами президента. Главной целью реформы ее авторы провозглашают, естественно, повышение эффективности системы, усиление ее привлекательности для чиновников, а значит - улучшение работы госаппарата.

Сейчас система госслужбы регулируется только одним законом - "Об основах госслужбы", принятым еще в 1996 г. Он определяет лишь некоторые самые общие критерии, устанавливая, в частности, виды чиновничества - А, Б и В. К категории А относятся должности, устанавливаемые Конституцией и федеральными законами (президент, премьер-министр, федеральные министры и т.д.) По сути, это политические фигуры, поступающие на госслужбу для выполнения определенных программных задач. К категории Б относятся так называемые "срочные" чиновники, чьи должности устанавливаются на определенный срок, например - помощники президента, которые уходят вместе с президентом после истечения срока его полномочий. Подавляющая же часть чиновничества относится к категории В и имеет бессрочный трудовой контракт. Это армия профессиональных функционеров, которым все равно, кто у власти, их функции от этого не меняются. В остальном все, что определяет жизнь чиновников, а это масса вопросов, касающихся денежного содержания, надбавок, реестра государственных должностей, квалификационных требований и т.д., устанавливается указами президента.

Новшество законопроекта, как рассказал газете "Консерватор" один из его авторов, состоит прежде всего в том, что определяется работодатель чиновника - это государство. Из этого, в принципе, декларативного заявления, следуют, однако, вполне конкретные вещи. В частности, будет создаваться централизованный банк данных всех чиновников, проводиться координация работы кадровых служб, чтобы человек, даже в случае расторжения контракта, продолжал числиться на государственной службе и не выпадал бы из системы госорганов. Сегодня же, как отметил наш собеседник в администрации президента, все, в том числе и трудоустройство чиновника, строится на личных контактах, со всеми вытекающими последствиями - произвол начальников, низкая эффективность кадровой работы. Если какое-то направление в одном ведомстве закрылось, человек, не обладающий соответствующими личными связями, остается без работы, а он может быть востребован в другом месте. Помочь решить эти проблемы должна координация кадровых служб всех государственных ведомств.

Первоначально план администрации президента был еще более радикальным. Предполагалось создание отдельного органа по управлению государственной службой, который координировал бы всю профессиональную жизнь чиновников - их трудоустройство, переходна другую работу, присвоение квалификационных разрядов и пр. Однако этому проекту воспротивились министры, не пожелавшие выпустить из рук столь важные рычаги работы с кадрами. Пока идея отложена, но не исключено, что через некоторое время вновь будет предпринята попытка ее реализовать.

Реформа госслужбы, впрочем, не исчерпывается законопроектом "О системе госслужбы". На подходе еще один - "О гражданской службе". Это связано с тем, что во внесенном сейчас в Думу первом проекте виды службы разделены на гражданскую, правоохранительную и военную. Все они в дальнейшем будут регулироваться отдельными федеральными законами. Как отметил собеседник газеты "Консерватор", в законопроект о гражданской службе будут введены классные чины и появится принцип унификации классных, дипломатических чинов, воинских званий при переходе на новый вид службы.

Естественно, сам по себе законопроект не может решить главных проблем госаппарата - системной коррупции и низкой эффективности. Его задача - лишь определить этот вид деятельности и как-то регламентировать, противопоставив хоть какую-то систему реальным традициям местничества и клановости.

***

Местничество - ранги - номенклатура

В допетровской Руси воеводы и главы приказов назначались согласно принадлежности к той или иной боярской фамилии. Выходец из "низкого" рода мог обладать исключительными способностями, но вынужден был уступать место представителю "лутшей" фамилии. В начале XVII века знатные бояре отказывались подчиняться талантливому, но не очень родовитому полководцу Михаилу Скопину-Шуйскому. Дело кончилось его отравлением и взятием Москвы польской армией. Эта система - русское "местничество" - была отражена в специальных разрядных книгах. Разрядные книги сжег царь Федор Алексеевич - старший брат Петра Первого.

Царь-реформатор готовил свою "Табель о рангах" больше трех лет. Импульсивный царь долго и тщательно взвешивал, какой мундир удобнее для чиновников и офицеров - британский, французский или прусский. В итоге его шили по выкройкам последнего, немного украсив элементами французского декора. Немецкая идея "табели" была направлена против остатков русского традиционного иерархического уклада. Пояснительная записка гласила: "Людям знатной породы никакого положения не дается, пока они Государю и Отечеству заслуг не покажут и за оные чести и чина не получат".

Чинопроизводство шло по пяти линиям: флотской, военной, гвардейской, статской и придворной. Авторы "Табели" установили 14 классов, которым соответствовали 262 чина и должности. Прусская четкость системы гарантировала возможность поменять место службы без потери чина и жалованья. Майор переходил на статскую службу коллежским асессором, а придворный обер-шенк на флоте становился сарваером. Офицеры получали потомственное дворянство сразу после получения чина 14-го класса, тогда как статский чиновник для этого должен был дослужиться до коллежского асессора (8-й). "Табель" стала основой формирования российской госбюрократии, однако ее идеология в практической жизни не выдерживалась.

В XIX веке царь и его окружение стремились сократить проникновение в элиту выходцев из низших сословий. По Манифесту Александра II потомственное дворянство получало уже только военные и флотские чины 5-го класса (полковники и капитаны 1-го ранга) и статские чины 4-го. И все же ~ большая часть министров начала XX века получили дворянство не по наследству, а выслужили его на высших государственных должностях.

Большевики отменили все чины, однако вскоре фактически ввели собственную "Табель". Поначалу чины заменялись званиями: от забавного "канализатор 1-го класса" до громогласного "Флагман 2-го ранга". Советские "Положения о прохождении службы" были сложнее "Табели" - только военные звания делились на 6 разрядов: командный, политический, инженерный, военно-морской, интендантский и госбезопасность. Свою систему чинопроизводства имели и наркоматы. В период Отечественной войны и послевоенного укрепления империи Сталин фактически вернулся к дореволюционному чинопроизводству, одарив классными чинами и мундиром практически все сколько-нибудь важные службы: от дипломатической до школьного образования.

Наконец, в 60-80-е годы в Советском Союзе сложилась номенклатурная система назначения на должности в партийно-государственном аппарате, причудливо сочетавшая в себе элементы местничества (назначения на должности среднего звена родственников важных чиновников), "Табели о рангах" (принцип повышения в должности и звании за выслугу лет) и партийно-политического контроля всех сторон деятельности государства.

Павел АПТЕКАРЬ


Екатерина ГОЛОВАНОВА, 13, стр. 3, Консерватор
29/11/2002
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Реформа госслужбы
Медведев Д.А.
Администрация Президента РФ
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Администрация Президента РФ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации