КАДРЫ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЛАСТИ
Ведущими направлениями предстоящей в 2003-2005 годах реформы государственной службы Российской Федерации, определенной Указом Президента Российской Федерации, являются выработка на основе комплексной нормативно-правовой базы более эффективных механизмов подбора кадров в сфере государственной службы, обеспечение их должностного роста с учетом профессиональных заслуг и деловых качеств, эффективное использование в этих целях кадрового резерва, конкурсного отбора, аттестации и квалификационных экзаменов, совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
На сегодня в Тверской области в соответствии с федеральным законодательством заложены правовые и организационные основы нового механизма государственного управления в лице государственной службы с присущими ей принципами организации, определенными квалификационными требованиями и порядком замещения должностей с соответствующими правами, обязанностями, ограничениями по службе и другими свойственными институту государственной службы положениями.
Вопросы организации государственной службы, формирования ее кадрового состава, повышения эффективности работы аппарата управления находятся постоянно в центре внимания губернатора области В.И.Платова. По его инициативе и при непосредственном участии развивается нормативно-правовая база по вопросам управления регионом, совершенствования структуры органов исполнительной власти области, организации государственной и муниципальной службы.
Согласно требованиям законодательства в исполнительных органах государственной власти области отрабатывается практика конкурсного отбора и использования резерва при замещении государственных должностей. Так, в 2002 году 70 процентов государственных служащих приняты на работу в органы исполнительной власти из резерва государственных служащих или по результатам конкурсного отбора. Но это пока первые, не всегда уверенные и достаточно результативные шаги.
И очень актуально, что этим вопросам как в Концепции реформирования государственной службы Российской Федерации, так и в Указе Президента Российской Федерации, утвердившем Федеральную программу реформирования государственной службы, отводится видное место.
За годы действия законодательства о государственной службе Тверской области улучшился качественный состав кадров исполнительных органов государственной власти: 88 процентов государственных служащих имеют высшее профессиональное образование, 42 государственных служащих имеют ученую степень доктора или кандидата наук. Каждый третий государственный служащий имеет высшее профессиональное образование финансово-экономического, юридического или управленческого профиля.
В последние годы заметно омолодился кадровый состав органов исполнительной власти области, 36 процентов государственных служащих - в возрасте до 40 лет.
В исполнительных органах государственной власти области сложилась определенная система профессионального развития кадров, которая строится в соответствии с комплексными планами, утверждаемыми губернатором области.
Прежде всего каждый вновь принятый на государственную службу работник проходит специальный курс "Введение в государственную службу". Далее через учебно-кадровый центр администрации Тверской области, филиал Северо-Западной академии государственной службы, ......... образовательные организации государственные служащие при поддержке руководителей выбирают варианты переподготовки и повышения квалификации. Спектр предложений достаточно широк.
В филиале Северо-Западной академии государственной службы государственные и муниципальные служащие имеют возможность пройти углубленную профессиональную переподготовку по программе "Государственное и муниципальное управление", получив по окончании диплом, дающий право на ведение нового вида профессиональной деятельности". Такой возможностью с момента создания филиала воспользовались свыше семисот работников органов государственной власти и местного самоуправления области. Кроме того, здесь получили высшее профессиональное образование по специальностям, крайне востребованным в государственных и муниципальных органах ("Государственное и муниципальное управление", "Финансы и кредит", "Социальная работа"), более восьмисот государственных и муниципальных служащих области.
В учебно-кадровом центре администрации области для государственных и муниципальных служащих реализуется 17 программ повышения квалификации (72-120 часов) с выдачей по итогам их освоения государственного удостоверения установленного образца, среди них: "Государственное управление и государственная служба", "Местное самоуправление и муниципальная служба", "Управление персоналом", "Основы менеджмента", "Антикризисное управление", "Психологические аспекты управления", "Административная этика", "Информационно-документационное обеспечение управления", "Основы ораторского искусства", "Персональный компьютер для пользователя офисных информационных систем" и т.д.
Широкое распространение в обучении кадров получили тематические, информационно-консультативные семинары, семинары-практикумы по актуальным проблемам государственного и муниципального управления.
Повышение профессионального уровня кадров несомненно способствует их карьерному росту. Так, 76 процентов государственных служащих органов исполнительной власти области, прошедших профессиональную переподготовку, повышены в должности.
В целях оказания систематической правовой, информационной, справочно-консультативной помощи кадрам органов управления в администрации области постоянно действуют: информационно-консультативный семинар - для руководителей областных исполнительных органов государственной власти, день кадровой службы - для руководителей и специалистов по вопросам госслужбы и кадров областных исполнительных органов, стажировки - для ряда категорий руководителей-новичков.
В помощь управленческим кадрам организован периодический выпуск информационно-методического бюллетеня "Вопросы управления и работы с персоналом".
Повышению профессионализма, компетентности и ответственности кадров способствует также аттестация государственных служащих, проводимая через каждые четыре года, квалификационные экзамены на присвоение квалификационных разрядов.
Вне сомнений, за годы действия законодательства о государственной службе в каждом регионе накоплена своя, пусть пока небольшая практика организации этой службы, но если говорить по большому счету, мы все же находимся у истоков становления государственной службы, учитывая предстоящие серьезные качественные изменения в ее организации, обусловленные реформой.
И естественно, у практиков организации государственной службы, с одной стороны, есть проблемы в этой работе, с другой стороны - предложения.
Так, сегодня на федеральном уровне нет единого органа, который бы занимался координацией вопросов организации государственной службы. Практические работники, занимающиеся этими вопросами на местах, ограничены возможностями получать систематическую правовую, организационную, методическую и практическую помощь с федерального уровня, обмениваться информацией, опытом и практикой организации службы в других регионах России. Целесообразность создания федерального органа (или соответствующего подразделения в федеральном органе) назрела, учитывая к тому же предстоящую работу по реформированию государственной службы.
Далее, имеются проблемы регулирования взаимоотношений государственной и муниципальной службы.
Действующее законодательство о муниципальной службе позволяет органам местного самоуправления устанавливать (по ряду позиций) в каждом отдельном муниципальном образовании свои "правила игры". Видимо, это не совсем корректно, да и нецелесообразно. Поддерживаю положения федеральной программы реформирования государственной службы, предусматривающие обеспечение единого подхода к правовому регулированию организации как государственной, так и муниципальной службы, что позволит внести определенную согласованность в правовое и организационное обеспечение государственной и муниципальной службы в субъектах Российской Федерации.
И последнее, на мой взгляд: принципы служебного поведения государственных служащих, утвержденные Указом Президента Российской Федерации, должны обрести силу закона и приниматься при вступлении в государственную должность как клятва служению государству и обществу.
Учитывая новизну, масштабность и сложность задач, решаемых в современных условиях, предстоит и в дальнейшем серьезная работа с персоналом государственной службы по повышению его профессионализма и компетентности, формированию управленческой культуры и навыков работы в новых условиях, что несомненно будет способствовать повышению эффективности деятельности государственных органов.
Л.И.КАНАХИНА, начальник управления государственной службы и кадров аппарата губернатора Тверской обл, 218, Тверская жизнь
04/12/2002
|