ЧИНОВНИК БУДЕТ РЕФОРМИРОВАН
Через три года у нас, возможно, будет совершенно новый государственный служащий. Случится это в результате реализации федеральной программы "Реформирование государственной службы РФ (2003-2005 годы)". На нее уже выделено 539 млн. руб.
Со сменой политического устройства, как утверждают авторы программы, у нас появилась принципиально новая система государственного управления. Практически одновременно началась подготовка соответствующих правовых актов. На все про все, заметим, ушло десять лет. В ноябре 2000 года глава государства дал задание правительству заняться разработкой уже не отдельных актов, а целой концепции реформирования. Теперь на ее основе создана программа. Для чего?
Главная цель, как утверждают составители, это повышение эффективности государственной службы. На начало прошлого года общая численность госчиновников в стране составила 1053 тыс. чел. В центральном аппарате при этом насчитывается всего около 25 тыс. человек, еще 290 тыс. трудятся в региональных органах федеральной власти. Все остальные - это служащие регионального и муниципального уровней. Аппарат, как выясняется, у нас совсем маленький: на тысячу человек населения всего 2, 8 административных (действующих) единицы. В США таковых 3, 9, в Англии - 5, 2.
В прошлом году среднемесячная зарплата российского госслужащего составила 4, 8 тыс. руб. Это, утверждают авторы программы, много меньше, чем в частном секторе. Разница в зарплатах для работников сопоставимых категорий достигает в некоторых случаях 10-15 раз. Женщин на госслужбе, как можно понять из статистики, слишком много - более 70%. Правда, они занимают преимущественно исполнительские должности (специалисты). На руководящих постах преобладают мужчины.
Уходящий год был посвящен подготовительным этапам реформы, с начала следующего начнется (! ) разработка правовой базы. То есть минувшие 12 лет как бы не в счет. Тщательно распланированы эксперименты и пилотные проекты по определению обязанностей, применению новых подходов и т. д. Ожидаемые результаты, обещают авторы документа, обеспечат качественное исполнение госслужащими своих обязанностей, создадут условия для открытости и подконтрольности госаппарата, повысят эффективность кадровой политики и много чего еще.
Чем больше вникаешь в текст, тем яснее понимаешь: ни на один практический вопрос сие мощное творение ответа не дает. Возникает даже ощущение, что имеешь дело с некой криптограммой, призванной окончательно запутать то самое гражданское общество, которое, как утверждают ее составители, почему-то не вполне эффективно контролирует деятельность государственных органов.
Загадки множатся от строки к строке. В самом ли деле у нас только миллион чиновников? Ведь и численность армии, по официальной статистике, находится примерно на таком же уровне. А между тем известны более десятка других ведомств со своими отнюдь не малочисленными "воинскими формированиями". Что значит, как сказано в программе, "оптимизировать управленческий состав по количеству"? Довести его в процентном соотношении до американского или английского уровня, то есть приплюсовать к имеющемуся миллиону чиновников еще один-два? Что скрывается за намерением оптимизировать оплату труда госслужащих "в целях приближения" к уровню, имеющемуся в негосударственном секторе? Поднять нынешние худосочные пять тысяч до полновесных семидесяти пяти?
Предположим, что все задуманное будет осуществлено на самом деле. Аппарат сразу заработает как часы? Никто не будет брать взяток? Экономика двинется в гору? Или мы увидим все того же чиновника, но с реформированным аппетитом?
Михаил ПОНОМАРЕВ, 47, стр. 4, Московская промышленная газета
05/12/2002
|