ВАЖНОЕ ЗВЕНО В ЗАКОНОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Беседа с начальником Аппарата Законодательного Собрания Карелии Евгением АКАТЬЕВЫМ
Евгений Акатьев несколько дней провел в Государственной Думе РФ, где состоялся семинар-совещание для руководителей аппаратов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Семинар проходил накануне принятия Указа Президента Российской Федерации "О федеральной программе "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)". Своими впечатлениями, наблюдениями, выводами от увиденного и услышанного Е.Акатьев поделился с читателями нашей газеты.
- Указ президентом был подписан 19 ноября, а уже утром на следующий день о нем рассказали нам, участникам семинара-совещания руководителей аппаратов законодательных (представительных) органов государственной власти 76 регионов России. Председатель Государственной Думы Геннадий Селезнев в своем вступительном слове назвал главные направления реформирования государственной службы в Российской Федерации. Это создание комплексной нормативно-правовой основы регулирования государственной службы; разработка эффективных механизмов проведения кадровой политики в этой сфере в целях оптимизации состава государственных служащих; выработка мер по совершенствованию оплаты труда, финансово-экономического и материально-технического обеспечения государственной службы, по рациональному использованию современных информационных технологий; внедрение программ подготовки кадров для государственной службы и профессионального развития государственных служащих; формирование системы управления государственной службой Российской Федерации.
Программе придается большое значение. На проведение утвержденных в ней мероприятий ежегодно предусматриваются средства в федеральном бюджете и рекомендуется находить их в бюджетах субъектов Российской Федерации. Координатором программы назначена администрация президента. Президент намерен сам контролировать выполнение утвержденных мероприятий.
- Евгений Николаевич! В условиях различных реформ население России живет уже более десяти лет, и кажется, конца-края не видно. Что касается сферы государственного управления, то здесь, казалось бы, обозначилась некая устойчивость, приняты основные нормативно-правовые акты, Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации", аналогичные законы в республиках, краях и областях. Уже сложились конституционные основы государственной службы как механизма государственного управления, принципиально отличающегося от действовавшей ранее административной системы управления. Зачем еще какая-то реформа?
- Владимир Владимирович Путин в последние два года задал вполне ясную новую систему политических и социально-экономических координат, существенно отличающуюся, а в чем-то и противоположную идеологическим и практически политическим установкам федеральной власти "ельцинской эпохи". Они неоднократно озвучивались в выступлениях и посланиях президента, последовательно и неуклонно проводятся в жизнь. Прежде всего это созидательная направленность всех теперешних реформ - в отличие от предыдущего периода, когда задачи борьбы с основными устоями, остаточными структурами советской эпохи и характерными для них способами деятельности преобладали над процессами создания новых, цивилизованных форм и условий жизни людей, их групп и общества в целом.
Сегодня на повестке дня не противопоставление и борьба, а согласование различных интересов в рамках выработанной единой стратегии развития общества, ставшей необратимой. Вследствие этого сущность и методы проведения новой политики носят не революционный, а эволюционный характер, направлены на совершенствование сложившейся в основных чертах системы. Ставятся и решаются задачи построения действительно демократического общества на основе законности. Происходит медленный и трудный, но целенаправленный переход к социальной ориентации и цивилизованно-рыночному характеру экономики. Наконец, принят и достаточно последовательно выдерживается курс на повышение ответственности государства, строго выверяющего и выполняющего свои обязательства, в отличие от безудержного популизма предыдущего периода, обременившего все уровни власти непосильным грузом обязательств.
Что такое государство, кто персонально несет эту продекларированную ответственность? Государевы люди! Не люблю говорить - "государственные служащие". Государевы люди - как-то значительнее, точнее, как бы плоть от плоти...
Настала пора посмотреть, кто у нас в стране и как действует от имени государства. Какова эффективность их работы, хватает ли у них образования, здоровья, воспитания заниматься государственными делами? Что надо сделать, чтобы государственный механизм работал, как самые точные часы?
Можно привести статистику, хотя не хочется загромождать нашу беседу множеством цифр. Россия значительно уступает США и Великобритании в численности государственных служащих (на 1000 человек); у нас на государственной службе сложилась половозрастная структура, не соответствующая аналогичной структуре занятого населения страны (более 70 процентов - женщины, средний возраст - 40 лет); оставляет желать лучшего и образовательный уровень.
Сохраняется тенденция к увеличению числа государственных служащих, чье профессиональное образование не соответствует квалификационным требованиям по замещаемой должности. В течение ближайших десяти лет произойдет высвобождение более половины государственных служащих, занимающих ключевые должности, и их некем будет восполнить.
- Какова статистика в этом плане по Аппарату Законодательного Собрания Республики Карелия?
- Всего в Аппарате ЗС РК 58 государственных служащих, женщин - 35, мужчин - 23. По возрасту: до 30 лет - 11 человек, 30-40 - десять, 40-50 - восемнадцать, 50-60 - девятнадцать. Как видите, мы подходим под общую тенденцию.
- Вернемся к российской программе и к вопросу: какова ее цена?
- На весь период реализации российской программы за счет средств федерального бюджета предусматривается выделить значительную сумму. Думаю, цифра здесь не нужна. Потери общества от несогласованности в действиях различных уровней власти, от сбоев в системе управления гораздо больше. Кроме этого, как я уже сказал ранее, предусматривается выделение средств из бюджетов субъектов Российской Федерации. По опыту известно, как это трудно делается при традиционно дефицитном бюджете.
Скажу в защиту Законодательного Собрания: за прошедшее десятилетие затраты на осуществление законотворческой деятельности, на деятельность парламента почти не возросли.
По сравнению с трудом руководителей и специалистов органов управления в негосударственном секторе экономики труд государственных служащих просто недооценен. По экспертным оценкам, оплата труда главных менеджеров (руководителей организаций и их заместителей) в 10-15 раз, старших менеджеров (руководителей структурных подразделений организаций) в 7-10 раз, менеджеров (специалистов, руководителей отдельных проектов) в 3-7 раз, администраторов (исполнителей проектов) - в 1,5-3 раза превышает оплату труда государственных служащих, занимающих соотносимые должности.
- Да, в Аппарате Законодательного Собрания ощущается текучесть кадров, особенно на ключевых направлениях - экономическом, юридическом. Люди набираются профессионального опыта, повышают квалификацию и уходят туда, где их труд более ценится. Взглянем на проблему немного в другом ракурсе: согласны ли вы с расхожим мнением - несмотря на кажущуюся защищенность госслужащего законом люди вынуждены уходить и "по собственному желанию нового начальника". Мы только что пережили очередные выборы...
- Не секрет, что каждый новый руководитель стремится прийти со своей командой. По-человечески это понятно. Но я скажу о себе, также новом руководителе. Если помните, в самые первые дни я заявил на общем собрании работников Аппарата Законодательного Собрания, что постараюсь сохранить весь коллектив. Я сдержал слово?
- Да.
- Будучи на семинаре в Москве, я убедился в правильности своей позиции. Аппарат должен знать перспективу, быть профессиональным и стабильным. Он не должен быть политизированным, зависимым от результатов выборов ключевых фигур.
- Вы уже знаете о новой инициативе, рассматриваемой в Государственной Думе, - разрешить госслужащим руководить партиями? Прочитала на сайте ГД в Интернете, что в Госдуме готовятся поправки в конституционный Закон "О Правительстве РФ", позволяющие членам кабинета министров руководить партиями.
- Еще не слышал, но думаю, что такие поправки могли возникнуть после избрания Бориса Грызлова, главы МВД, председателем партии "Единая Россия". Тут мы должны различать государственного служащего и гражданина, замещающего государственную должность. Разные уровни. Взять депутатов - они замещают государственные должности и при этом не просто участвуют в политике, они ее делают. Сколько в нашем Законодательном Собрании фракций?
- Две.
- А почему вы не пишете об их работе?
- Не входит в мои должностные обязанности.
- Правильно. Работникам аппарата это запрещено регламентом работы Законодательного Собрания. Фракции, любые другие политические образования, по регламенту, сами обеспечивают себя организационно, информационно и финансово.
Не знаю, будут ли приняты поправки в конституционный Закон "О Правительстве РФ", нас они не коснутся в любом случае. Нас напрямую касается названный уже журналистами Кодексом чести государственного служащего Указ Президента Российской Федерации об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих. Кстати, лицам, замещающим государственные должности, также рекомендовано их придерживаться.
- Почему-то этот указ президента остался в тени... Хочется процитировать хотя бы один абзац из него: "Государственный служащий, осознавая свою ответственность перед государством, обществом и гражданами, призван... соблюдать политическую нейтральность, исключающую возможность какого-либо влияния на свою служебную деятельность решений политических партий или иных общественных объединений".
- Аппарат государственного органа, будь то законодательная, исполнительная или судебная власть, тем и ценен, что выборные руководители приходят и уходят, а специалисты остаются и продолжают работать, сохраняя все самое ценное из того, что было сделано, и помогая руководителям быстрее адаптироваться в новых условиях.
За три дня в Москве мне удалось пообщаться с коллегами из разных уголков страны, ознакомиться с работой аппаратов Государственной Думы и Московской областной (не путать с городской!), побывать в замечательном подмосковном городе Дзержинске и убедиться: везде свое. Везде разное количество депутатов, но прослеживается общая закономерность: чем меньше депутатов, тем больше аппарат. Или рядом с аппаратом появляется целый штат помощников депутатов.
На Госдуму нам равняться не приходится, разные масштабы, хотя поучиться есть чему. Продолжая тему аппарата, скажу, что из опыта работы Московской областной Думы можно почерпнуть многое. Структура аппарата покоится на трех китах: государственно-правовое управление, организационное управление и управление делами.
- Где потерялось распространенное во многих законодательных собраниях и думах информационно-аналитическое управление?
- Его нет. В составе организационного управления существует информационно-аналитический отдел. Я вам скажу, что отдельно, за рамками всех управлений, функционирует также пресс-служба.
- Законодатели Московской области понимают необходимость доведения до населения полной и всесторонней информации о своей деятельности...
- Думаю, что законодатели Карелии в этом с ними заодно. Мы, аппарат, здесь еще в самом начале пути, многое еще предстоит сделать для должного освещения деятельности Законодательного Собрания. Это сейчас самая важная проблема, от аппарата зависит очень многое...
- Изучала программу вашего семинара-совещания и с удивлением увидела, что на одно и то же время в один и тот же день назначены два разных "круглых стола". Это ошибка организаторов или так задумано? Видимо, надо было выбирать? На какое заседание пошли вы?
- Никакой ошибки в программе нет, Аппарат Госдумы работает четко. Были предложены две темы для обсуждения: "О роли аппаратов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в обеспечении законотворческой деятельности депутатов" и "О роли аппаратов... в обеспечении представительных функций законодательных органов и взаимодействия депутатского корпуса с избирателями". Я выбрал первую, хотя большой интерес представляет для меня и вторая.
- Если не ошибаюсь, исходя из опыта моей работы, в нашем Законодательном Собрании не отработана система взаимодействия аппарата с депутатским корпусом в этом аспекте - в работе с избирателями.
- Хотелось бы, чтобы вы ошибались... Законодательная роль парламента все-таки довлеет сейчас над представительной, как мне видится, и должна довлеть, если мы хотим построить жизнь по законам.
Самой главной задачей семинара-совещания было определить условия взаимодействия в законодательной деятельности между субъектами Российской Федерации и Государственной Думой. Известно, законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации наряду с другими являются субъектами законодательной инициативы. Проще говоря, имеют право вносить в Государственную Думу собственные проекты федеральных законов. Однако практика показывает, что большое количество законопроектов, внесенных из регионов, возвращается туда же из-за несоблюдения регламента ГД или из-за отсутствия необходимых заключений от Правительства Российской Федерации.
Регламент - документ строгий, ему надо следовать неукоснительно, никто за нас с нашими законопроектами "носиться" не будет. Каждый надо оформить соответствующим образом. Мало того, копии текста законопроекта и приложенных к нему материалов должны быть представлены на магнитных носителях. С момента регистрации в управлении документационного обеспечения Аппарата ГД на законопроект заводится электронная регистрационная карта, в которой фиксируются все сведения о его прохождении в Думе и в Совете Федерации. Государственная Дума и Дума Московской области полностью перешли на автоматизированную систему законодательного процесса. Мы здесь находимся еще на полпути. Задача - добиться полной компьютеризации Законодательного Собрания, такой же технической оснащенности, тогда весь процесс прохождения нашей законодательной инициативы можно будет проследить в режиме реального времени.
- В Аппарате Законодательного Собрания Карелии всего два технических специалиста. Они сейчас обслуживают локальную вычислительную сеть в полсотни компьютеров, выделенный сервер, почтовый сервер, выход в Интернет по коммутируемым каналам. Поставлена задача установить сервер-Интернет, получить доступ по каналам городской компьютерной сети. ЗС РК имеет раздел на официальном сервере органов государственной власти Республики Карелия, принято решение о создании собственного сайта... Для выполнения этих задач нужны люди...
- Я специально полдня посвятил изучению постановки этого дела в Государственной Думе. Кадры, разумеется, решают все. Не случайно президентом поставлена задача их оптимизации. Аппарат - важное звено в законотворческой и иной деятельности Законодательного Собрания. В этом убеждены депутаты-ветераны, и, я думаю, успели убедиться те, кто избран впервые.
Работа аппарата не находится на виду, она оценивается по конечному результату, а уж какими силами и средствами делается - об этом не принято спрашивать. Наш аппарат справляется с любыми заданиями, может работать без отдыха, допоздна вечером и в выходные дни, как сейчас, когда рассматривается главный экономический закон будущего года - о республиканском бюджете. Устаревшая техника, случается, не выдерживает, дает сбои, как система голосования в большом зале на прошлом заседании. Но люди работают с полной отдачей. Я им за это благодарен.
Беседовала Надежда АКИМОВА, 130, Карелия
07/12/2002
|