«Чиновники должны работать веслами»
19 ноября Владимир Путин подписал указ о реформе государственной службы. На прошлой неделе в Госдуму был внесен первый из пакета реформы законопроект – «О системе государственной службы в РФ». В настоящее время государственная служба регулируются федеральным законом «Об основах государственной службы РФ», который был принят в 1995 году. Это яркий пример неудачного закона. 30 его статей содержат 42 отсылки к нормативным актам, которые за семь лет так и не были приняты.
Идеология действующего закона – закрепление кастовой, корпоративной системы управления. На ее основе чиновничество превратилось в самостоятельную, оторванную от общества силу. Концепция реформы госслужбы, подписанная Путиным, не просто содержит ряд юридических нововведений. В ее основе заложена совершенно иная идея взаимоотношения власти и общества. Допустим, в ней есть принцип информационной открытости государственных органов. В законопроекте, внесенном в Госдуму, он получает развернутое выражение и включает в себя ответственность госорганов и госслужащих за неправомерный отказ в предоставлении информации. Впервые предлагается ввести должностной регламент государственного служащего, который будет включать в себя перечень самостоятельно принимаемых решений, сроки рассмотрения и процедуру принятия решений. Без такого должностного регламента любая норма об открытости остается фикцией, ведь отсутствует то, информационный доступ к чему необходимо открывать в первую очередь, – сроки и процедура принятия решений. Таким образом, законопроект содержит в себе механизм собственной реализации и дает гражданину возможность воздействия на чиновника.
Но приведет ли принятие законопроекта к решению проблемы эффективности работы госаппарата? Нет, не приведет. Проблема заключается не в самом законопроекте, а в стратегии реформирования в целом. Президентская концепция не соответствует масштабу кризиса, а также отличается непоследовательностью предлагаемых мер. Она может удовлетворить запросы высшего чиновничества, в том числе президента, но не коснется обычных граждан. Высокопоставленные чиновники заинтересованы в том, чтобы их решения эффективно реализовывались нижними этажами чиновничьей иерархии; задуманная реформа полностью обеспечивает этот интерес. Однако обществу необходима не просто технически бесперебойная работа аппарата, а возможность получить максимум необходимых услуг по минимальным ценам (уплачиваемым в качестве налогов). Неэффективность работы государственного аппарата определяется не только причинами субъективного свойства: моральной деградацией чиновничества, отсутствием материальных стимулов работы, непрофессионализмом кадров. Неэффективные решения плодятся самой идеологией госаппарата. Эта идеология позволяет одному ведомству принимать правила, действовать по ним и контролировать самого себя. Функции разных ведомств пересекаются друг с другом, в результате чего множится количество проверок и наездов. Следовательно, наполнением госслужбы квалифицированными кадрами проблему неэффективности решить нельзя. Иными словами, для обеспечения общей эффективности госаппарата нужна структурная реформа. А для это нужно следующее. В первую очередь ликвидировать ситуации «сам себя контролирую». Кроме того, необходимо определить, какими функциями государству заниматься противопоказано и где бизнес вполне справится сам. Но самое главное, следует провести разделение двух направлений деятельности государства: предоставления услуг и выработки политики.
Одни ведомства должны заниматься навигацией – прокладкой курса, другие – работой веслами для реализации намеченного курса. Именно такая структурная новация позволит, во-первых, выделить ведомства, занимающиеся преимущественно предоставлением услуг, во-вторых, организовать поставку услуг (уборку мусора, перевозку пассажиров, оценку инвестиционных проектов для бюджетного финансирования) на конкурентных началах, в-третьих, внедрить в них системы оценки эффективности труда и позволить гражданам отбирать наиболее эффективных. Без структурных изменений реформа останется набором мероприятий «в себе», то есть проводимых самим аппаратом, проводимых для аппарата и во имя аппарата.
Константин Головщинский, эксперт фонда ИНДЕМ, Газета.Ru
09/12/2002 9:44:00
|