Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев

Интернет-конференция
Первого заместителя Руководителя Администрации Президента Российской Федерации
Дмитрия Анатольевича Медведева
"Реформирование государственной службы в Российской Федерации"

Обзор публикаций СМИ


АППАРАТ НА РЕМОНТЕ

Недавно президент утвердил программу реформирования государственной службы Российской Федерации. Давно назревшее решение. У нас сегодня широко распространены две оценки отечественной бюрократии. Они на первый взгляд противоположны друг другу, а на самом деле родственны. Первый тезис: с бюрократией в принципе ничего поделать нельзя, она все захватила и всем рулит. И второй: надо взять и разрубить гордиев узел, пересажать коррупционеров, нагнать страху, и все будет хорошо.

Не верно ни то, ни другое. Нужна долгая и кропотливая работа по четкому определению функций, обязанностей и вместе с тем - по созданию стимулов для управленцев. Скучная задача? Но не решив ее, мы никогда не сделаем управление эффективным.

Что предстоит сделать? Прежде всего обновить состав государственного аппарата. А еще в большей мере - обновить знания и навыки чиновников. Отдельный вопрос - внедрение в государственном аппарате современных информационно-коммуникационных технологий. Наш госаппарат сегодня - это нечто кустарное, технологически он работает так же, как работал и двадцать, и пятьдесят лет назад.

Аппарат может работать результативно, если на всех уровнях государственной власти появятся четкие задания. Редкий чиновник ответит вам на простые вопросы: ради чего он поработал сегодня? Чего он достиг на прошлой неделе? В прошлом году? В связи с этим очень важный инструмент, который предстоит внедрить, - административные и служебные регламенты, то есть подробные описания тех процедур, которым должны следовать подразделения аппарата и его отдельные сотрудники.

Но никакая реформа не состоится, если не вовлечь в ее процесс самих госслужащих. Им нужны весомые стимулы, чтобы тот, кто работает лучше, больше получал. Звучит тривиально, ну и что? От этого эта проблема не становится менее острой. Сегодня чиновник получает зарплату, абсолютно несопоставимую с ценой решений, которые он принимает. Реально ли в такой ситуации бороться с коррупцией? Широко известны предложения Высшей школы экономики по поводу существенного повышения оплаты труда госслужащих вообще, и в особенности тех, кто готовит и принимает ответственные решения. Все мы заинтересованы в том, чтобы гигантскими ресурсами государства распоряжались люди не менее квалифицированные и лояльные нанимателю, чем те, которые распоряжаются ресурсами частных корпораций. Однако в программе мы не найдем конкретных рубежей повышения зарплаты чиновникам. Что понятно: зарплаты госслужащих - предмет рассмотрения в рамках ежегодных бюджетов. Такой разрыв объясним сложившейся логикой бюджетного планирования, но, по-моему, не идет на пользу делу.

В ряду предлагаемых простых решений нередко называется перетряска структуры правительства, тотальное сокращение числа государственных органов. Не думаю, что ключ к реформе - здесь. Другой вопрос, что разделение труда между органами, которые ставят задачи, выполняют их и контролируют выполнение этих задач, может быть более рациональным.

Считаю, что численное засилье бюрократии в стране, на которое ссылаются многие исследователи проблемы, - это миф. У нас на 1000 человек населения приходится 2, 8 государственных служащих федерального уровня. А, скажем, в США - 3, 9. Дело не в количестве, а в том, что численность госслужащих на конкретном участке очень слабо привязана к их реальной нагрузке. Мы не можем рационально маневрировать ресурсами: у нас где густо, где - пусто. Отсюда распространенная практика: есть вопрос - надо его "закрыть". Способ известен. Стоит управленческая задача - в ответ на нее готовится бумага. А ее содержание, тем более практическое выполнение сформулированного там решения - подчас отходит на второй план.

Надо перейти к ситуации, которая позволяла бы оценить: что делает каждый сотрудник и с какой результативностью. И в соответствии с этой результативностью - распределять численность чиновников и стимулировать их труд. По всей видимости, в ближайшей перспективе будет происходить некоторое сокращение аппарата - хотя бы потому, что это необходимо для повышения заработной платы. Но я бы не переоценивал значение сокращения как такового. Важнее - не число органов управления и не их перечень, а то, как организована работа внизу - на уровне отделов и департаментов. Важнее - самочувствие того, кого мы называем чиновником, бюрократом. Наконец, важнее - сам процесс улучшения ситуации.

Программа, подписанная президентом, рассчитана на три года. Но, в моем представлении, до 2005 года мы пройдем лишь первый этап модернизации госслужбы. Нельзя перепрыгнуть сразу в состояние идеально работающего государственного аппарата. Но можно и нужно поэтапно создавать правовые, экономические, психологические, культурные предпосылки такого улучшения. Кажется, правительство наконец готово этим заняться.


Лев ЯКОБСОН, проректор Высшей школы экономики, 48, стр. 5, Московские новости
10/12/2002
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Реформа госслужбы
Медведев Д.А.
Администрация Президента РФ
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Администрация Президента РФ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации