АППАРАТ НА РЕМОНТЕ
Недавно президент утвердил программу реформирования государственной службы Российской Федерации. Давно назревшее решение. У нас сегодня широко распространены две оценки отечественной бюрократии. Они на первый взгляд противоположны друг другу, а на самом деле родственны. Первый тезис: с бюрократией в принципе ничего поделать нельзя, она все захватила и всем рулит. И второй: надо взять и разрубить гордиев узел, пересажать коррупционеров, нагнать страху, и все будет хорошо.
Не верно ни то, ни другое. Нужна долгая и кропотливая работа по четкому определению функций, обязанностей и вместе с тем - по созданию стимулов для управленцев. Скучная задача? Но не решив ее, мы никогда не сделаем управление эффективным.
Что предстоит сделать? Прежде всего обновить состав государственного аппарата. А еще в большей мере - обновить знания и навыки чиновников. Отдельный вопрос - внедрение в государственном аппарате современных информационно-коммуникационных технологий. Наш госаппарат сегодня - это нечто кустарное, технологически он работает так же, как работал и двадцать, и пятьдесят лет назад.
Аппарат может работать результативно, если на всех уровнях государственной власти появятся четкие задания. Редкий чиновник ответит вам на простые вопросы: ради чего он поработал сегодня? Чего он достиг на прошлой неделе? В прошлом году? В связи с этим очень важный инструмент, который предстоит внедрить, - административные и служебные регламенты, то есть подробные описания тех процедур, которым должны следовать подразделения аппарата и его отдельные сотрудники.
Но никакая реформа не состоится, если не вовлечь в ее процесс самих госслужащих. Им нужны весомые стимулы, чтобы тот, кто работает лучше, больше получал. Звучит тривиально, ну и что? От этого эта проблема не становится менее острой. Сегодня чиновник получает зарплату, абсолютно несопоставимую с ценой решений, которые он принимает. Реально ли в такой ситуации бороться с коррупцией? Широко известны предложения Высшей школы экономики по поводу существенного повышения оплаты труда госслужащих вообще, и в особенности тех, кто готовит и принимает ответственные решения. Все мы заинтересованы в том, чтобы гигантскими ресурсами государства распоряжались люди не менее квалифицированные и лояльные нанимателю, чем те, которые распоряжаются ресурсами частных корпораций. Однако в программе мы не найдем конкретных рубежей повышения зарплаты чиновникам. Что понятно: зарплаты госслужащих - предмет рассмотрения в рамках ежегодных бюджетов. Такой разрыв объясним сложившейся логикой бюджетного планирования, но, по-моему, не идет на пользу делу.
В ряду предлагаемых простых решений нередко называется перетряска структуры правительства, тотальное сокращение числа государственных органов. Не думаю, что ключ к реформе - здесь. Другой вопрос, что разделение труда между органами, которые ставят задачи, выполняют их и контролируют выполнение этих задач, может быть более рациональным.
Считаю, что численное засилье бюрократии в стране, на которое ссылаются многие исследователи проблемы, - это миф. У нас на 1000 человек населения приходится 2, 8 государственных служащих федерального уровня. А, скажем, в США - 3, 9. Дело не в количестве, а в том, что численность госслужащих на конкретном участке очень слабо привязана к их реальной нагрузке. Мы не можем рационально маневрировать ресурсами: у нас где густо, где - пусто. Отсюда распространенная практика: есть вопрос - надо его "закрыть". Способ известен. Стоит управленческая задача - в ответ на нее готовится бумага. А ее содержание, тем более практическое выполнение сформулированного там решения - подчас отходит на второй план.
Надо перейти к ситуации, которая позволяла бы оценить: что делает каждый сотрудник и с какой результативностью. И в соответствии с этой результативностью - распределять численность чиновников и стимулировать их труд. По всей видимости, в ближайшей перспективе будет происходить некоторое сокращение аппарата - хотя бы потому, что это необходимо для повышения заработной платы. Но я бы не переоценивал значение сокращения как такового. Важнее - не число органов управления и не их перечень, а то, как организована работа внизу - на уровне отделов и департаментов. Важнее - самочувствие того, кого мы называем чиновником, бюрократом. Наконец, важнее - сам процесс улучшения ситуации.
Программа, подписанная президентом, рассчитана на три года. Но, в моем представлении, до 2005 года мы пройдем лишь первый этап модернизации госслужбы. Нельзя перепрыгнуть сразу в состояние идеально работающего государственного аппарата. Но можно и нужно поэтапно создавать правовые, экономические, психологические, культурные предпосылки такого улучшения. Кажется, правительство наконец готово этим заняться.
Лев ЯКОБСОН, проректор Высшей школы экономики, 48, стр. 5, Московские новости
10/12/2002
|