Интернет-конференция
Первого заместителя Руководителя Администрации Президента Российской Федерации
Дмитрия Анатольевича Медведева
"Реформирование государственной службы в Российской Федерации"
Обзор публикаций СМИ
"Чиновники должны работать веслами"
Объявленная президентом реформа госслужбы пойдет на пользу только самим чиновникам. "Обществу необходимо не просто бесперебойная работа аппарата, а возможность получить максимум услуг по минимальным ценам", -- такова главная претензия фонда ИНДЕМ к путинскому проекту реформы.
В настоящее время государственная служба регулируются федеральным законом "Об основах государственной службы РФ", который был принят в 1995 году. Этот яркий пример неудачного закона. 30 его статей содержат 42 отсылки к нормативным актам, которые за семь лет так и не были приняты.
Идеология действующего закона -- закрепление кастовой, корпоративной системы управления. На ее основе чиновничество превратилось в самостоятельную, оторванную от общества силу.
Министров и генералов возьмут за язык
Готовящаяся в России реформа госслужбы обещает стать очень занятным мероприятием -- помимо того, что всех российских чиновников уравняют в чинах с военными и присвоят классы, им всем -- и гражданским и военным при поступлении на службу в обязательном...
Концепция реформы госслужбы, подписанная Путиным, не просто содержит ряд юридических нововведений. В ее основе заложена совершенно иная идея взаимоотношения власти и общества. Допустим, в ней есть принцип информационной открытости государственных органов. В законопроекте, внесенном в Госдуму, он получает развернутое выражение и включает в себя ответственность госорганов и госслужащих за неправомерный отказ в предоставлении информации. Впервые предлагается ввести должностной регламент государственного служащего, который будет включать в себя перечень самостоятельно принимаемых решений, сроки рассмотрения и процедуру принятия решений. Без такого должностного регламента любая норма об открытости остается фикцией, ведь отсутствует то, информационный доступ к чему необходимо открывать в первую очередь, -- сроки и процедуру принятия решений. Таким образом, законопроект содержит в себе механизм собственной реализации и дает гражданину возможность воздействия на чиновника.
Но приведет ли принятие законопроекта к решению проблемы эффективности работы госаппарата? Нет, не приведет.
Проблема заключается не самом в законопроект, а в стратегии реформирования в целом. Президентская концепция не соответствует масштабу кризиса, а также отличается непоследовательностью предлагаемых мер. Она может удовлетворить запросы высшего чиновничества, в том числе президента, но не коснется обычных граждан.
ГОЛОСОВАНИЕ
Проголосуйте за закон о государственной службе
Высокопоставленные чиновники заинтересованы в том, чтобы их решения эффективно реализовывались нижними этажами чиновничьей иерархии -- задуманная реформа полностью обеспечивает этот интерес. Однако обществу необходимо не просто технически бесперебойная работа аппарата, а возможность получить максимум необходимых услуг по минимальным ценам (уплачиваемым в качестве налогов). Неэффективность работы государственного аппарата определяется не только причинами субъективного свойства: моральной деградацией чиновничества, отсутствием материальных стимулов работы, непрофессионализмом кадров. Неэффективные решения плодятся самой идеологией госаппарата. Эта идеология позволяет одному ведомству принимать правила, действовать по ним и контролировать самого себя. Функции разных ведомств пересекаются друг с другом, в результате чего множится количество проверок и наездов. Следовательно, наполнением госслужбы квалифицированными кадрами проблему неэффективности решить нельзя. Иными словами, для обеспечения общей эффективности госаппарата нужна структурная реформа. А для это нужно следующее. В первую очередь, ликвидировать ситуации "сам себя контролирую". Кроме того, необходимо определить, какими функциями государству заниматься противопоказано и где бизнес вполне справится сам. Но самое главное, следует провести разделение двух направлений деятельности государства: предоставления услуг и выработки политики.
Одни ведомства должны заниматься навигацией -- прокладкой курса, другие -- работой веслами для реализации намеченного курса.
Именно такая структурная новация позволит, во-первых, выделить ведомства, занимающиеся преимущественно предоставлением услуг, во-вторых, организовать поставку услуг (уборку мусора, перевозку пассажиров, оценку инвестиционных проектов для бюджетного финансирования) на конкурентных началах, в-третьих, внедрить в них системы оценки эффективности труда и позволить гражданам отбирать наиболее эффективных. Без структурных изменений реформа останется набором мероприятий "в себе", то есть проводимых самим аппаратом, проводимых для аппарата и во имя аппарата.
Константин Головщинский, эксперт фонда ИНДЕМ, Газета.Ru
10/12/2002