Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев

Интернет-конференция
Первого заместителя Руководителя Администрации Президента Российской Федерации
Дмитрия Анатольевича Медведева
"Реформирование государственной службы в Российской Федерации"

Обзор публикаций СМИ


На госслужбу за взятками

Реформа государственной службы должна снизить уровень коррупции. Получится ли?

Готовится очередная реформа госслужбы. В связи с этим президент подписал указ «О федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 гг.)».


Банкир Андрей Крысин оплатил дискуссию о реформе госслужбы
(Фото: Борис БАБАНОВ)

Главная задача реформы заключается в «оптимизации затрат на госслужащих». Чтобы общество наконец поняло, за какие конкретно дела тот или иной чиновник получает зарплату, а тот в свою очередь точно знал перечень своих полномочий и меру ответственности за их превышение или невыполнение. Цена реформы - 539,1 млн руб. Источник финансирования - федеральный бюджет. Большая часть средств пойдет на научно-исследовательские и даже опытно-конструкторские работы. Что должно быть сконструировано в ходе реформирования госвласти - не понятно. Быть может, есть надежда создать образцового чиновника, «такого как Путин, полного сил...».

Пока же наш среднестатистический чиновник далек от идеала. На прошедшей 5 декабря в Москве международной конференции, посвященной административной реформе в России, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов заявил, что «треть или даже половина российских чиновников прямо вовлечена в коррупционную деятельность». Преувеличивает? Или преукрашивает?

«С точки зрения общественного контроля министерства и ведомства являются черными ящиками. Взаимоотношения между ними сильно напоминают дипломатические взаимоотношения между странами. Каждое ведомство ищет агентов влияния внутри других госучреждений, нанимает экспертов. Например, Министерство образования нанимает эксперта по работе с Минфином. Так между ведомствами возникают коррупционные связи, точно такие, какие выстраиваются между предприятиями и министерствами», - уверен Ярослав Кузьминов.


Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов за реформу госслужбы
(Фото: Борис БАБАНОВ)

По его мнению, виной тому - несколько причин, одной из которых является низкая заработная плата госслужащих. Из-за чего добросовестные и даже щепетильные чиновники вынуждены вступать друг с другом в так называемые сетевые отношения - обмениваться безвозмездными услугами, которые для всех остальных вообще-то стоят денег. Благодаря таким дружеским связям ежемесячная экономия среднего госслужащего в два-три раза превышает его реальную зарплату.

«Когда государство формально ответственно за все или почти все, то возникает ситуация стабильного дефицита услуг по административному регулированию. Это приводит к тому, что образуется коррупционный рынок. Чего стоят походы директоров нефтяных компаний и сталелитейных фирм к руководителям правительства. Я не говорю, что встреча Дерипаски с Касьяновым или Грефом - это плохо: в нынешних условиях это нормальный путь решения проблем. Но надо понимать, что под договоренностью правительства с Дерипаской существуют еще два слоя договоренностей: губернаторов с руководством крупных предприятий, а также мэров - с главами сельских хозяйств и небольших компаний. В итоге все это приводит к тому, что полностью ликвидируются даже формальные механизмы рыночной конкуренции», - считает Ярослав Кузьминов.


В числе участников международной конференции был депутат Госдумы Владимир Коптев-Дворников
(Фото: Борис БАБАНОВ)

Как заметил на конференции президент Европейского трастового банка (один из ее организаторов наряду с Высшей школой экономики и Европейским клубом, межфракционным объединением Госдумы РФ) Андрей Крысин, почему-то даже акты проверки предприятия или организации одним ведомством не являются полноценным документом для другого ведомства. Каждая бюрократическая структура стремится лично проверить состояние дел на предприятии. Досталось чиновникам и за «нереалистичную налоговую систему». Эта ее черта особенно заметна на примере единого социального налога и налога на прибыль, которые поступают в бюджет в гораздо меньшем объеме, чем установлено правительством. «Так возникает ситуация, при которой власть может добиться формально заявленного объема налогообложения предприятия только путем выезда людей в масках и изъятия бухгалтерской документации. Из-за того, что это применимо к любому участнику хозяйственной деятельности, но не ко всем сразу, бизнес просто вынужден бросать силы и средства на выстраивание отношений с чиновниками, принимающими решения о проведении проверок. Нужно «связать» чиновникам руки, регламентировав их деятельность, а также выделить из общей массы тех чиновников, которые принимают серьезные финансовые решения, и в первоочередном порядке в несколько раз повысить им зарплату. Не делая этого, государство обманывает себя, а предприятия сталкиваются с огромной коррупционной нагрузкой, превышающей по своим объемам в 20-30 раз те средства, которые нужно затратить на повышение зарплаты госслужащим. Неужели бизнес не хотел бы сэкономить на зарплате своих ведущих менеджеров и платить им не 20 тыс. долл. в месяц, а 500. Конечно, хотел бы, но никогда этого не сделает - себе дороже», - говорит Ярослав Кузьминов.

О том, что труд представителей исполнительной власти в России недооценен, сказано и в программе по реформированию госслужбы: «По экспертным оценкам, оплата труда главных менеджеров (руководителей организаций и их заместителей) в 10-15 раз, старших менеджеров (руководителей структурных подразделений организаций) в 7-10 раз, менеджеров (специалистов, руководителей отдельных проектов) в 3-7 раз, администраторов (исполнителей проектов) в 1,5-3 раза превышает оплату труда госслужащих, замещающих соотносимые должности». Там же приведены данные о том, сколько в этом году было намечено потратить из федерального бюджета на переподготовку и повышение квалификации федеральных госслужащих - 417,5 млн руб. Это при том, что таковых чиновников насчитывается 315,1 тыс. человек. Посмотрим, что будет иметь общество и чиновники через три года, после завершения реформы госслужбы.


Игорь ПЫЛАЕВ, igor@chronicle.ru, 47, Деловая Хроника (online)
17/12/2002 17:19:00
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Реформа госслужбы
Медведев Д.А.
Администрация Президента РФ
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Администрация Президента РФ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации