На госслужбу за взятками
Реформа государственной службы должна снизить уровень коррупции. Получится ли?
Готовится очередная реформа госслужбы. В связи с этим президент подписал указ «О федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 гг.)».
Банкир Андрей Крысин оплатил дискуссию о реформе госслужбы (Фото: Борис БАБАНОВ)
Главная задача реформы заключается в «оптимизации затрат на госслужащих». Чтобы общество наконец поняло, за какие конкретно дела тот или иной чиновник получает зарплату, а тот в свою очередь точно знал перечень своих полномочий и меру ответственности за их превышение или невыполнение. Цена реформы - 539,1 млн руб. Источник финансирования - федеральный бюджет. Большая часть средств пойдет на научно-исследовательские и даже опытно-конструкторские работы. Что должно быть сконструировано в ходе реформирования госвласти - не понятно. Быть может, есть надежда создать образцового чиновника, «такого как Путин, полного сил...».
Пока же наш среднестатистический чиновник далек от идеала. На прошедшей 5 декабря в Москве международной конференции, посвященной административной реформе в России, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов заявил, что «треть или даже половина российских чиновников прямо вовлечена в коррупционную деятельность». Преувеличивает? Или преукрашивает?
«С точки зрения общественного контроля министерства и ведомства являются черными ящиками. Взаимоотношения между ними сильно напоминают дипломатические взаимоотношения между странами. Каждое ведомство ищет агентов влияния внутри других госучреждений, нанимает экспертов. Например, Министерство образования нанимает эксперта по работе с Минфином. Так между ведомствами возникают коррупционные связи, точно такие, какие выстраиваются между предприятиями и министерствами», - уверен Ярослав Кузьминов.
Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов за реформу госслужбы (Фото: Борис БАБАНОВ)
По его мнению, виной тому - несколько причин, одной из которых является низкая заработная плата госслужащих. Из-за чего добросовестные и даже щепетильные чиновники вынуждены вступать друг с другом в так называемые сетевые отношения - обмениваться безвозмездными услугами, которые для всех остальных вообще-то стоят денег. Благодаря таким дружеским связям ежемесячная экономия среднего госслужащего в два-три раза превышает его реальную зарплату.
«Когда государство формально ответственно за все или почти все, то возникает ситуация стабильного дефицита услуг по административному регулированию. Это приводит к тому, что образуется коррупционный рынок. Чего стоят походы директоров нефтяных компаний и сталелитейных фирм к руководителям правительства. Я не говорю, что встреча Дерипаски с Касьяновым или Грефом - это плохо: в нынешних условиях это нормальный путь решения проблем. Но надо понимать, что под договоренностью правительства с Дерипаской существуют еще два слоя договоренностей: губернаторов с руководством крупных предприятий, а также мэров - с главами сельских хозяйств и небольших компаний. В итоге все это приводит к тому, что полностью ликвидируются даже формальные механизмы рыночной конкуренции», - считает Ярослав Кузьминов.
В числе участников международной конференции был депутат Госдумы Владимир Коптев-Дворников (Фото: Борис БАБАНОВ)
Как заметил на конференции президент Европейского трастового банка (один из ее организаторов наряду с Высшей школой экономики и Европейским клубом, межфракционным объединением Госдумы РФ) Андрей Крысин, почему-то даже акты проверки предприятия или организации одним ведомством не являются полноценным документом для другого ведомства. Каждая бюрократическая структура стремится лично проверить состояние дел на предприятии. Досталось чиновникам и за «нереалистичную налоговую систему». Эта ее черта особенно заметна на примере единого социального налога и налога на прибыль, которые поступают в бюджет в гораздо меньшем объеме, чем установлено правительством. «Так возникает ситуация, при которой власть может добиться формально заявленного объема налогообложения предприятия только путем выезда людей в масках и изъятия бухгалтерской документации. Из-за того, что это применимо к любому участнику хозяйственной деятельности, но не ко всем сразу, бизнес просто вынужден бросать силы и средства на выстраивание отношений с чиновниками, принимающими решения о проведении проверок. Нужно «связать» чиновникам руки, регламентировав их деятельность, а также выделить из общей массы тех чиновников, которые принимают серьезные финансовые решения, и в первоочередном порядке в несколько раз повысить им зарплату. Не делая этого, государство обманывает себя, а предприятия сталкиваются с огромной коррупционной нагрузкой, превышающей по своим объемам в 20-30 раз те средства, которые нужно затратить на повышение зарплаты госслужащим. Неужели бизнес не хотел бы сэкономить на зарплате своих ведущих менеджеров и платить им не 20 тыс. долл. в месяц, а 500. Конечно, хотел бы, но никогда этого не сделает - себе дороже», - говорит Ярослав Кузьминов.
О том, что труд представителей исполнительной власти в России недооценен, сказано и в программе по реформированию госслужбы: «По экспертным оценкам, оплата труда главных менеджеров (руководителей организаций и их заместителей) в 10-15 раз, старших менеджеров (руководителей структурных подразделений организаций) в 7-10 раз, менеджеров (специалистов, руководителей отдельных проектов) в 3-7 раз, администраторов (исполнителей проектов) в 1,5-3 раза превышает оплату труда госслужащих, замещающих соотносимые должности». Там же приведены данные о том, сколько в этом году было намечено потратить из федерального бюджета на переподготовку и повышение квалификации федеральных госслужащих - 417,5 млн руб. Это при том, что таковых чиновников насчитывается 315,1 тыс. человек. Посмотрим, что будет иметь общество и чиновники через три года, после завершения реформы госслужбы.
Игорь ПЫЛАЕВ, igor@chronicle.ru, 47, Деловая Хроника (online)
17/12/2002 17:19:00
|