КАЧЕСТВО РЕШЕНИЙ
Главной целью реформирования государственной службы Указ президента Российской Федерации от 19 ноября 2002 года определяет повышение ее эффективности в интересах укрепления государства и развития гражданского общества. А это возможно лишь на основе всемерного повышения качества управленческих решений, что требует внесения в существующую практику управления целого ряда изменений.
Прежде всего следует признать ошибкой широко распространенную практику передачи подготовки решений будущим исполнителям, например профильным отделам органов управления. Практика показала, что исполнители в таких случаях имеют склонность к уменьшению себе нагрузки и ответственности с увеличением собственных прав и полномочий. По нашему мнению, работу по подготовке крупных управленческих решений целесообразно поручать информационно-аналитическим службам организаций и учреждений, которые должны создавать для этого рабочие группы в количестве семи - девяти человек во главе с координатором. В некоторых случаях можно проводить конкурсы нескольких рабочих групп с широким общественным обсуждением представленных ими проектов решений. При подборе состава рабочих групп чрезвычайно важно учитывать личные и деловые качества привлекаемых для работы над решениями людей, способных предложить высококачественные наработки с плодотворными мыслями и идеями, наиболее эффективным вариантом действий. Это должны быть подлинные профессионалы управления, имеющие высокие моральные качества, управленческие способности, управленческую подготовку и управленческие навыки, в том числе по методологии разработки решений (системные аналитики).
Но главное состоит в том, чтобы к работе над решениями привлекать самых заинтересованных лиц - будущих потребителей результатов исполнения решений, которые в сотрудничестве с профессионалами управления могут вырабатывать наиболее эффективные решения.
С этой целью следует сделать непреложным правилом формирование для подготовки крупных и ответственных решений рабочих групп трехстороннего состава: двух-трех представителей потребителей будущих результатов исполнения решения, имеющих высшее образование по профильной для данного решения специальности (с правом решающего голоса): трех-четырех независимых экспертов - специалиста профильной отрасли, юриста, экономиста и системного аналитика (с правом рекомендательного голоса), когда предлагаемые ими рекомендации подлежат обязательному обсуждению; одного-двух представителей исполнителей будущего решения (с правом совещательного голоса).
Вместе с тщательным подбором людей для подготовки решения нужно также найти удачную структуру их объединения, сплотить способные кадры, обоснованно и четко распределить их обязанности, правильно провести стимулирование и координацию их работы.
Следует непрерывно заботиться и о том, чтобы рабочие группы имели достаточное информационное обеспечение, необходимые и достоверные сведения, предоставленные в систематизированном виде и в форме, удобной для восприятия и анализа. В них должны содержаться надежные, проверенные, разумно сгруппированные сведения о состоянии объекта управления, о существующих проблемах и средствах их разрешения, о сложившихся условиях обстановки и прогнозы изменения ее в будущем.
Ядром информационного обеспечения процесса разработки решения являются сведения о разрешаемой проблеме и составляющих ее потребностях общества. Поэтому в составе информационно-аналитических подразделений органов управления обязательно должны быть службы изучения потребностей населения, которые всегда будут в курсе того, что людям действительно нужно сейчас и что будет нужно через определенный промежуток времени. Кроме того, появится возможность научной классификации существующих потребностей по их значению, возможность отнесения каждой из них к неотложным, жизненно необходимым и необходимым для развития. Это позволяет властным структурам держать руку на пульсе общества, своевременно обнаруживать зарождение и обострение реальных нужд населения, изменения и тенденции развития в качественных и количественных параметрах потребностей людей, определять приоритеты в распределении управленческого внимания, имеющихся средств и предпринимаемых усилий для принятия точных и эффективных решений. Здесь необходимо постоянно руководствоваться девизом, под которым работают современные процветающие корпорации: идти за потребностями людей , предвидеть их заранее и удовлетворять в полной мере. Полученные данные о назревших потребностях позволят сгруппировать их в нерешенные проблемы для принятия обоснованных управленческих решений.
Нужно сделать так. чтобы все управленческие инстанции при работе над решениями обязательно учитывали установленные службами изучения потребностей населения сведения о реальных нуждах людей. За нарушение этого правила необходимо назначить административные санкции, вплоть до отмены не обоснованных таким путем решений и наказания виновных. Вместе с тем при подготовке управленческих решений следует как можно полнее использовать основательную, надежную и, может быть, неторопливую процедуру, способную обеспечить безошибочность и высокую результативность предпринимаемого варианта действий. Эта процедура должна быть ориентирована на определенные приоритеты, учитывать открывающиеся возможности повышения результативности предпринимаемых действий и вероятное наступление нежелательных последствий, предусматривать наибольшую отдачу от произведенных затрат, оценку выгод и рисков, надежно обосновывать все это для получения высокого качества конечного результата.
Можно назвать еще множество факторов, в той или иной мере влияющих на качество содержания и исполнения управленческих решений, которые необходимо учитывать при проведении реформирования государственной и муниципальной службы в интересах полноценного достижения поставленных целей.
Валентин КОДИН, кандидат философских наук, доцент, 232, стр. 4, Вече Твери
20/12/2002
|