Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев

Интернет-конференция
Первого заместителя Руководителя Администрации Президента Российской Федерации
Дмитрия Анатольевича Медведева
"Реформирование государственной службы в Российской Федерации"

Обзор публикаций СМИ


НОВЫЕ ВЕХИ "ПУТИНСКОЙ" АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ В РОССИИ:

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО И ЭФФЕКТИВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА

Государственная служба является комплексным публичным, социальным правовым, организационным институтом и профессиональной деятельностью. В качестве комплексного публичного и социального института, государственная служба обеспечивает государственное управление, а также интеграцию и обслуживание интересов личности, общества и государства. В сети Интернет и открытых источниках СМИ содержится немало публикаций, посвященных аспектам реформирования административного аппарата в России. Ланная публикация имеет цель подвергнуть качественному и количественному анализу, с использованием различных политологических методик, материалов, освещающих интеллектуальную деятельность экспертного сообщества в представлении концептуальной платформы административных преобразований в России

За прошедшее десятилетие институциональный каркас российского общества существенно трансформировался. Системные изменения со всей очевидностью ставят новые задачи перед политической элитой страны. Вызов эффективности работы государственного аппарата является центральной и узловой проблемой нашей действительности. Без попыток разобраться в таких сложных материях, как оптимизация системы управления и модернизация административного аппарата мы не сможем задать вектор развития нации и стратегию экономического роста.

Согласно Посланию Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию государственный аппарат должен быть эффективным компактным и работающим. Но как сделать его таковым?

Ключевые цитаты СМИ - актуализация вопроса реформирования государственной службы.

В силу неэффективности системы государственного управления СМИ акцентируют внимание на действиях Президента В. Путина, как основного субъекта модернизации государственного аппарата. В СМИ наблюдается изобилие негативных по семантике высказываний в адрес Путина, нежелающего изменять систему внутриаппаратной непубличной борьбы различных группировок. В ряде формул наблюдается линия на противопоставление Путина и его аппарата. Как показывают нижеприведенные формулы-цитаты, комплекс ожиданий от кадровой политики Президента остается нереализованным, что вызывает массу негодований и упреков в адрес главы государства.

"Путин - глава бюрократов. Но в России АО сих пор не существует рациональной бюрократии и тем более установленных правил для карьерного роста. Назначение на вышестоящие должности происходит доверительным образом и тут много от случая. Чиновники плохо слушаются президента - половину высочайших поручений они выполняют с опозданием, а треть не выполняют вовсе " ( "Ленинградская правда" 30.09.2002)

"В России остается открытым чисто академический вопрос: каким же все-таки образом Путин намеревается заставить своих чиновников работать? " Путин, так сказать, получил мандат на коренную перестройку госаппарата. Но многие "элементы" этого мандата пока так и не использованы. Нынешний аппарат - это месиво различных группировок.. Нынешняя госсистема уже неспособна передавать властные полномочия по вертикали". ("Московский комсомолец" 21.09.2002, 03.10.2002, 03.10.2002)

"Кадровый состав правительства и администрации президента не претерпел никаких значимых изменений". ("Завтра" 05.09.2002, )

"С приходом Путина к власти незаметно, но ощутимо стали закручиваться гайки. Российские чиновники, соскучившиеся по приказной системе, приободрились и охамели"

(" Время МН" И .09.2002)

"Все кандидаты на ключевые посты тесно связаны с нынешним президентом служебными и личными отношениями... Последнее же, как известно, является краеугольным камнем всей кадровой политики Владимира Путина" ("Новые известия" 07.09.2002)

"В России сильна бюрократия. И президент Владимир Путин стал своего рода заложником ситуации" ("Каскад" (Калининград) 24.09.2002)

"Президент должен сменить ельцинскую администрацию. Негативное отношение в народе к бывшему президенту и его аппарату очевидно". ("Янтарный край" (Калининград) 21.09.2002)

"Путин, не совершил, например, кадровую революцию. А в позиционной войне бюрократия всегда искусней. Именно она - в рамках этой позиционной войны - натягивает на своего противника мундир вождя, прося не избирать себя, а назначать". ("Российская газета" 08.10.2002)

"От кого же нужно защищать россиян? От нашего чиновника. Давно поменялся государственный строй, социально-экономические условия жизни в стране, а его мышление осталось прежним" ("Ярославские новости" 13.09.2002)

Проблемное поле реформирования административной системы с позиции экспертов.

Проблемное поле реформирования административной системы выглядит крайне дисперсно-структурированным. Эксперты озадачены ростом бюрократического аппарата в условиях неготовности ни власти, ни чиновничества к реформам. Неравенство в распределении ресурсов порождает по мнению ряда экспертов социальное недовольство, обусловленное отсутствием на низовом уровне отлаженной системы коммуникации с населением. Часть экспертов критикует наличие лишь одного центра политической инициативы - Администрации Президента.

В. ЛЫСЕНКО (депутат Госдумы)

"Мы восстановили сильное бюрократическое государство, а что с ним делать в условиях рыночной экономики не знаем. И в Послании самого президента содержались мотивы недовольства и необходимости теперь как бы уже бороться с этим государством, потому что сегодня бюрократия фактически становится важнейшим тормозом многих преобразований и многих дальнейших позитивных шагов. Я также хотел сказать, что все больше увеличился дисбаланс между исполнительной властью и другими ветвями власти в нашем государстве".

И.СОЛОВЬЕВ (профессор МГУ им. М.В Ломоносова, доктор философских наук)

"Реформирование российского государства возможно только по элитарно-бюрократической версии (в силу неготовности ни власти, ни чиновничества к реформам). В этом смысле обществу остается удовлетворять свои интересы по остаточному принципу, получая побочные продукты борения отдельных элитарных группировок, контролирующих (путем прямого или косвенного давления) основные механизмы перераспределения статусов и ресурсов ".

И. МЕЛЮХИН (начальник отдела проблем государственного строительства Главного территориального управления Президента РФ)

"Когда речь идет о насыщении госаппарата представителями силовых министерств и ведомств (особенно Администрации Президента и аппаратов его полномочных представителей), это вполне естественная реакция власти на тот процесс, который имел место раньше, когда во власть отряжались представители определенных финансово-промышленных групп, выполнявшие функции прикрытия, лоббирования, находясь на государственных должностях. Сегодня обратились к альтернативным кадровым источникам - МВД, ФСБ и другим специальным органам - как наименее коррумпированным. Думаю, что такая тенденция будет продолжаться, потому что правящая бюрократическая элита это поддерживает".

А. БАДОВСКИЙ (руководитель отдела специальных программ Института социальных систем МГУ им. M.B Ломоносова, кандидат политических наук)

"Или мы исходим в реформировании государственной системы из того, что сохраняется нынешняя система, когда имеется ограниченный набор групп, организующих между собой диалог и по мере необходимости изображающих репрезентацию интересов общества. Или мы говорим о том, что все-таки необходимо провести реформу системы государственного управления, чтобы государство смогло, наконец, реально реагировать на низовые сигналы. Не на сигналы, которые испускают элитные группы, кланы, олигархи-участники диалога обмена, а на сигналы, которые идут от рядовых граждан, причем не в процессе выборов, а в категориях ежедневных интересов".

В. ФИЛАТОВ (главный инспектор Инспекции сводного контроля Счетной палаты РФ, кандидат экономических наук)

"Уровень государственного управления как процесса принятия решений производит удручающее впечатление. Значительная часть государственных чиновников всех рангов не заинтересована в реализации интересов общества и государства, происходит подмена этих интересов личными и групповыми. В результате существенная часть государственных служащих по определению не в состоянии быть носителями идей "государственности". Свою судьбу и материальное благополучие эта часть государственного аппарата связывает исключительно с режимом бюрократического дележа любого вида ресурсов, льгот, привилегий и является мощной оппозицией процессам демократического реформирования страны. Кадровая "чехарда" в отношении значительной части лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации, а также должностей высшей группы государственных служащих лишает руководство необходимости и возможности выстраивать перспективу и стратегию развития возглавляемых ими организаций, порождает обстановку "рвачества" и целые когорты "чиновников-временщиков ".

И. ДИСКИН (советник Председателя Совета Федерации, доктор экономических наук, профессор)

реформы государственной службы не может быть телеологического подхода с его логикой направленной на выбор правильного образца и шаблона. А дальше "всесильное государство своей могучей дланью" проложит дорогу к "правильной цели ". Мы хорошо помним, как это происходило, да и происходит еще сегодня: верноподданническое послание Государю, записка на имя Генерального секретаря, теперь - на имя Президента. Эта неизменном логика приводила к одним и тем же результатам: "хотели как лучше, а получилось как всегда". Никогда не удавалось достичь поставленной цели. Сегодня вновь налицо попытка реализовать эту логику, сосредоточить всю политическую инициативу, формирование целей и образцов в одном политическом центре - Администрации Президента. Но это логика на практике нереализуема "

Ключевые цитаты экспертов: Контуры решения проблемы реформирования административной системы.

В данной части эксперты предлагают меры по оптимизации административно-государственной системы за счет рационализации вертикали управления. Перечислены механизмы повышения эффективности управления.

ЯНКОВ К.В. (заместитель министра природных ресурсов): "Целью реформы государственной службы могло бы стать смещение мотиваций труда чиновников из черных и серых секторов в более легальные сферы"

ЯНВАРЕВ В.А. (заместитель министра труда РФ): "Деятельность органов власти должна быть переориентирована на оказание услуг населению. Кроме того, реформирование должно коснуться самой структуры государственного управления. Я полностью поддерживаю идею, которую неоднократно озвучивал Михаил Дмитриев, о формировании трехъярусной системы федеральных органов управления: федеральные министерства, службы и агентства - с функциями, так или иначе связанными с реализацией политики федерального центра".

П. КУДЮКИН: (Заместитель министра труда РФ, член правления Социал-демократической партии РФ)

"О своей заинтересованности в административной реформе пока заявляло только высшее политическое руководство". Его интерес вполне понятен. Нынешнее состояние системы государственного управления опасно политически - сегодня административный аппарат не прозрачен не только для общества, но даже для высшего политического руководства и самого себя. Практически никто не представляет себе, в какой степени государственные органы руководствуются в своих действиях политически определенными интересами и запросами, а в какой - напрямую обслуживают интересы корпораций и частных лиц".

С. ХАНИРОВ (председатель АКБ "Кроссинвестбанк"): "Реформа должна рационализировать государственную службу и государство вообще, изменить смысл и направленность служения чиновников". Ориентация надержавность, на государственное величие, на абстрактную сложность служения государству в отсутствии каких бы то ни было ориентаций на интересы гражданина как клиента и потребителя государственной услуги, -эти установки действительны и для чиновников наших дней".

Л. ЯКОБСОН (проректор Государственного университета - Высшая школа экономики):

"Будучи востребована обществом в целом, административная реформа не оказалась нужной ни одной из социальных групп в отдельности",

М. ДМИТРИЕВ (заместитель министра экономического развития и торговли РФ): "Попытки остаться в рамках заданных стандартов культурного поведения и правовых норм приведут лишь к дальнейшей деградации административной системы с весьма опасными последствиями". Просто существующие ресурсы размешаются не туда, куда следует, а большая часть их расходуется впустую. В особенности остро этот вопрос стоит относительно человеческих ресурсов. Государственные структуры переполнены низкоквалифицированными чиновниками, в то время как государство не может себе позволить оплатить работу хотя бы одного высококвалифицированного специалиста, который смог бы заменить пять-шесть некомпетентных технических работников".

Я. КУЗЬМИНОВ (ректор Государственного университета - Высшая школа экономики):

"Если административная реформа не будет проведена в ближайшие два года, то нынешнее президентство с его идеологией становления вертикали власти окажется под ударом. В любом случае, публичную политику в России сменила сейчас кабинетная политика и будет сменять все больше и больше. Ее признаками являются спокойное выторговывание и устаканивание интересов без явного диалога ".

Выводы:

Экспертное сообщество транслируя ключевую идею повышения эффективности и качества управления, предлагает для реализации следующие меры:

1. Оказание услуг населению.

2. Принцип прозрачности.

3. Заинтересованность чиновников госаппарата в реформах и внятная мотивация.

4. Независимая система рекрутирования и образования чиновников.

5. Рациональное распределение ресурсов: привлечение квалифицированных и компетентных специалистов.

6. Государство должно быть платежеспособным и конкурентоспособным как работодатель - интеграция административного сектора в рынок труда.

***

Социология о госслужбе. Обратная связь

Нижеприведенные социологические данные высвечивают крайне негативное отношение к российской бюрократии и чиновничеству со стороны населения.

При подготовке материалов были проанализированы следующие источники российских СМИ:

"Ленинградская правда", "Московский комсомолец", "Завтра", "Время МН", "Новые известия", "Каскад" (Калининград), "Янтарный край" (Калининград), "Российская газета", "Ярославские новости".

Были так же изучены Интернет-ресуры, посвященные проблемам реформирования государственной службы:

1. www.pareform.ru - Сайт Всемирного банка, посвященный вопросам реформирования госслужбы и управления.

2. www.niiss.ru - Сайт научно-исследовательского института социальных систем при МГУ им. Ломоносова.

3. www.kreml.org - Политическая экспертная сеть.

4. www.politcom.ru - Сайт политических комментариев.

5. www.whoiswho.ru - Сайт Русского биографического института, специализирующегося в изучении российской политической элиты.

Диаграммы:

ПРИХОДИЛОСЬ ЛИ ВАМ В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ СТАЛКИВАТЬСЯ С БЮРОКРАТАМИ, С ПРОЯВЛЕНИЯМИ БЮРОКРАТИЗМА?

Фонд "Общественное мнение". 30 марта 2002 года. 1500 респондентов

КАКИЕ АССОЦИАЦИИ ВЫЗЫВАЕТ У ВАС ПОНЯТИЕ ЧИНОВНИК?

Фонд "Общественное мнение". 30 марта 2002 года. 1500 респондентов

Материалы доступны в бумажной версии


Николай ЮХАНОВ, 6, стр. 24-27, Российский Кто есть Кто
26/12/2002
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Реформа госслужбы
Медведев Д.А.
Администрация Президента РФ
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Администрация Президента РФ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации