Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев

Интернет-конференция
Первого заместителя Руководителя Администрации Президента Российской Федерации
Дмитрия Анатольевича Медведева
"Реформирование государственной службы в Российской Федерации"

Обзор публикаций СМИ


АЛЕКСАНДР ЛОТОРЕВ, РУКОВОДИТЕЛЬ АППАРАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ: ХОРОШИИ ЗАКОН ЭКОНОМИТ ГОСУДАРСТВУ МИЛЛИАРДЫ

Недавно Президент России издал указ о реформировании государственной службы Российской Федерации. Цель - повысить ее эффективность. В ряду самых квалифицированных государственных служащих

две тысячи работников думского аппарата. Вчера

на годичном собрании они обсудили итоги своей работы и те задачи, которые стоят перед аппаратом Госдумы в 2003 году. Сегодня о проблемах совершенствования

его деятельности нашим читателям рассказывает руководитель аппарата Александр Лоторев.

- Проблемы реформирования государственной службы не только созрели, но и перезрели. Базовый закон, которым мы руководствуемся, уже не отвечает требованиям сегодняшнего дня. Задачи и функции госслужбы очень изменились и качественно, и количественно. Ее реформирование -огромная работа, которой занимается соответствующая комиссия. Работники думского аппарата - тоже активные участники этого процесса. Они подходят к этой проблеме и с точки зрения аппаратчика, и с точки зрения парламентария.

Если специалист сделает все, чтобы законопроект уже на первичном этапе работы соответствовал требованиям, предъявляемым к нему, на выпуске получится качественный продукт. В противном случае его вернет Президент или не пропустит Совет Федерации. Подтверждением моих слов служат 69 законопроектов, которые Президент нам вернул. Значит, мы чего-то не учли, не заметили противоречий, где-то недоработали.

- Мировая практика показывает, что самые высокие квалификационные требования во всех странах предъявляют именно к сотрудникам аппарата парламентов.

- Это действительно так. В Финляндии, Италии, Польше, например, именно парламентские чиновники подняты властью на очень высокий уровень. Это подтверждается и их заработной платой, которая на 15-20 процентов выше, чем у служащих других госструктур, и особыми квалификационными требованиями, и различными социальными гарантиями. На мой взгляд, это абсолютно оправданно. Именно в парламенте формируется правовая база государства, его законы, по которым будет жить общество, его структуры и институты.

Иногда мне приходится слышать: "Вы дорого стоите". Не согласен. Содержание 630 депутатов итальянского парламента, например, обходится в миллиард евро в год, 150 депутатов парламента Нидерландов - в 213 миллионов евро. Государственная Дума "стоит" 80 миллионов долларов. Соотнесите 1 миллиард и 80 миллионов. Получается, что один депутат обходится каждому из нас в 17-18 рублей в год. В то же время принятие одного эффективного закона экономит государству или приносит дополнительный доход, выражающийся в миллиардах рублей. Так что, считаю, средства, которые государство сегодня тратит на содержание Федерального Собрания, - оптимальные и вполне соотносятся с общим уровнем экономического развития страны.

- Работать в аппарате Госдумы непросто. Не только из-за повышенных квалификационных требований, но и потому, что из-за смены созывов и регулярной угрозы реорганизации специалисты не чувствуют себя защищенными, переживают сильный стресс. Это отрицательно сказывается на качестве работы.

- Это очень серьезная проблема. Сменяемость сотрудников аппарата действительно очень большая и сравнима только с переменами в депутатском корпусе. Депутаты, как известно, избираются раз в четыре года. Они приходят и уходят. В этом суть парламентаризма. Однако регулярное переизбрание депутатского корпуса не должно сказываться на качестве работы государственных служащих. Аппарат - сила, которая может эффективно работать только в условиях стабильности.

Дума работает почти десять лет, и только 27 процентов сегодняшних сотрудников работали в аппарате первой Государственной Думы. От нас нередко уходят очень подготовленные люди, что свидетельствует о нерешенных проблемах, существующих в аппарате. Сохранить профессионалов, сделать сменяемость кадров практически нулевой - очень непросто, но именно на это я нацеливаю своих сотрудников.

Сегодня в Госдуме 28 комитетов. На мой взгляд, как бывшего депутата, это много. Их количество, думаю, тоже должно быть оптимизировано с учетом числа профильных министерств, а также комитетов, образованных в Совете Федерации. Комитеты должны быть стабильными. Сменяемыми, так называемыми "политическими" фигурами, могут быть руководитель аппарата комитета и его первый заместитель.

Однако не будем пессимистами. Анализируя динамику приема и увольнения работников, я вижу, что она меняется к лучшему. К нам приходит много молодых специалистов с хорошей базовой подготовкой. Раньше они сразу шли в бизнес, чтобы заработать. Сегодня, наоборот, идут в органы госвласти набраться опыта, наработать связи, установить профессиональные, человеческие контакты. Потом, может быть, человек захочет целиком посвятить себя госслужбе. Чтобы это произошло, мы должны показать ему, кем он может стать через несколько лет, предоставить возможности для кадрового роста, повышения квалификации.

- В президентском указе как о недостатке говорится и о том, что на руководящих должностях по-прежнему преобладают мужчины.

- Женщин на руководящих должностях действительно меньше. В аппарате Государственной Думы все заместители руководителя мужчины. Из руководителей 12 структурных подразделений только одна женщина - директор Парламентской библиотеки. Три женщины занимают должности заместителей начальника управления. Из 28 руководителей аппаратов комитетов - пять женщин, из руководителей секретариатов Председателя и его заместителей - три женщины...

Дело в том, что выдвинуть мужчину на руководящую должность гораздо проще. Как только речь заходит о женщине, начинаются разговоры: кто, да что, да почему# С этим пора кончать. Будем внедрять систему конкурсного отбора кадров. И, я уверен, по многим показателям женщины превзойдут мужчин.

- В частных фирмах зарплата квалифицированного специалиста на порядок, а то и больше, выше, чем у государственных служащих. Это не только ухудшает их профессиональный состав, но и снижает престиж госслужбы.

- Мы действительно находимся в очень сложном положении, и призывы к ударному труду, заявления о том, что человек - ценный и нужный для общества и государства работник, не подкрепленные материальным эквивалентом, перспективы кадрового роста не обеспечат.

Заработная плата сотрудников аппарата, конечно, отстает от заработка в коммерческих, банковских структурах, на крупных предприятиях. Но за последнее время она все-таки значительно выросла.

Механизмы повышения материального положения есть, они определены действующими нормативными документами. Но, думаю, нам и самим надо очень ответственно думать о подготовке собственных кадров. Хотелось бы, чтобы государственный служащий начинал свою карьеру в аппарате Государственной Думы со студенческой скамьи и заканчивал с уходом на пенсию. Для этого необходимо выстроить совершенную систему кадрового роста, создать оптимальные условия для работы.

- Каким вам видится аппарат будущего?

- Аппарат - это прежде всего люди. Не винтики, не механизмы, а живые, думающие люди. Хотел бы, чтобы человек был в центре любого процесса как главный его ресурс. Хотелось бы, чтобы наш коллектив отличали прекрасное знание проблем, которые нам поручено решать, сознание своего ответственного участия в решении задач государственного значения, максимально эффективная и гибкая система, оперативно реагирующая на сигналы, идущие от депутатов. Наконец это прекрасно образованные и воспитанные люди, которые своим мастерством и творчеством побуждают депутатский корпус к законотворчеству. Это в будущем. А пока, как вы понимаете, не все так замечательно. Но помечтать-то можно?

- Александр Николаевич, мы с вами все о работе да о работе. Расскажите, пожалуйста, о себе. Не жалеете, что поменяли депутатское кресло на кресло руководителя аппарата Госдумы?

- Нет, не жалею. Нынешняя моя работа не менее интересна и динамична. Хотя в чем-то я, безусловно, потерял. Депутат - личность свободная, над ним нет командиров, начальников. Сам себе хозяин. Ничто не регламентирует степень подчиненности. Однако у него есть обязательства перед избирателями. Забудешь избирателей - они забудут тебя.

Работа руководителя аппарата в корне отличается от того, что я делал, будучи депутатом. Сейчас я живу функциями, заботами федерального чиновника. Осознаю очень высокую степень ответственности.

- Как к этому относится ваша семья?

- Семья моей должностью не очень довольна. Хотя я и перестал два-три раза в месяц летать на Север, зато теперь практически лишен выходных дней, домой возвращаюсь в 9 - 10 вечера. Жене, конечно, это не очень нравится. Раньше мы частенько куда-то выходили вместе. Сейчас они с дочерью значительно больше времени проводят вдвоем, без меня.

- Помогаете ли вы супруге в домашних хлопотах?

- Домашняя работа, помощь жене - святое дело. И тут уместно вспомнить фразу "кто, если не я?" Я с удовольствием помогаю жене: убираю квартиру, хожу в магазин, мою посуду. Но готовить не люблю, хотя и умею. Я не гурман и в общем-то равнодушен к тому, что ем. Хотя жена приучила меня к хорошей еде. Ярко выраженных пристрастий у меня, пожалуй, нет. Впрочем# Люблю борщ, картошку, особенно курскую. Это самая лучшая картошка, особенная!

- Чем занимаются члены вашей семьи?

- Жена по специальности экономист, но сейчас ведет домашнее хозяйство: "создает нормальные условия для деятельности мужа и детей". Когда я был депутатом, была моей помощницей. Это очень хорошо, когда близкий человек, которому ты можешь доверить многие вопросы, работает рядом с тобой. Сын отслужил армию, работает и учится в Москве. Дочка - студентка первого курса МГИМО, ей требуется много внимания.

- Занимаетесь спортом?

- Время от времени. Постоянно, к сожалению, не получается. Видимо, лень-матушка не дает. Но когда дорываюсь, играю в большой теннис, футбол. Сейчас пытаемся сделать летне-зимние спортивные спартакиады сотрудников аппарата регулярными. Это, считаю, тоже позволит сплотить и сдружить народ.

- Много ли у вас друзей? Как относитесь к охоте, рыбалке - традиционному времяпрепровождению "настоящих" мужчин?

- Друзья - для меня слово не простое, большое слово. Настоящих друзей заводишь скорее в детстве, юности, когда друг от друга ничего не скрываешь, готов биться за друга до последнего и никаких меркантильных интересов в дружбе не преследуешь. Дружба, корни которой в детстве, в юности, самая крепкая.

Что касается охоты, то охота к ней у меня прошла. Раньше, на Севере, любил порыбачить, побаловаться с ружьем. Но в последнее время стало жаль убивать братьев наших меньших. А увлечения у меня самые разные. Очень люблю читать. Собираю книги-малютки, монеты. Вообще, у меня страсть к собирательству.

- Кем вы могли бы стать, но не стали?

- В пять лет мне подарили фуражку милиционера. После этого лет десять мечтал стать милиционером, потом - военным. Дважды возвращался в армию - служил срочную службу, затем офицером. Но не сложилось. Хотя до сих пор уверен, что у меня могла бы получиться неплохая военная карьера: я внутренне дисциплинированный человек. Как раз то, что нужно офицеру. Но жизнь сложилась так, как сложилась, и ее уже не повернуть. Оснований сетовать на судьбу у меня нет.


Беседовала Наталья ДОЛГУШИНА., № 1125, Парламентская газета
27/12/2002
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Реформа госслужбы
Медведев Д.А.
Администрация Президента РФ
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Администрация Президента РФ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации