ЧЕГО ОЖИДАТЬ ОТ БУДУЩЕГО, ИЛИ ГОСУДАРСТВО, ДАЙ БИЗНЕСУ ПОРАБОТАТЬ
Что грядущее нам готовит? Что еще задумали молодые российские реформаторы? "Бремя государства и экономическая политика: либеральная альтернатива" - так называется доклад, подготовленный Экспертным институтом и фондом "Либеральная миссия". Его презентация состоялась на семинаре Клуба региональной журналистики "Из первых уст", который прошел недавно в Москве и на котором довелось побывать автору этого материала. Руководитель группы экспертов-разработчиков известный экономист и политик Евгений Ясин дал оценку "текущего момента" и рассказал представителям прессы о том, по какому экономическому сценарию пойдут новые либеральные реформы в России.
Одна из базовых идей доклада абсолютно проста: ускорение экономического роста (к показателям которого так неравнодушен наш президент) возможно только путем снижения государственных расходов и вообще доли государства в экономике. В результате рыночных реформ и после кризиса 1998 года вследствие инфляции большая часть обязательств государства советского периода обесценилась. И хотя это плохо в социальном плане, Россия получила уникальный шанс для быстрого развития. Как считают эксперты, это и подтвердили итоги 1999-2001 гг.
Что же вызывает тревогу? Да то, что сегодня этот шанс упускается. Бюджет расширенного правительства в 2002 году достигнет 41% ВВП, в 2003 году он планируется немногим меньше. Тогда как для России сегодня оптимальный уровень - 29-30%. "Кроме того, у нас большой и неэффективный государственный сектор, а также значительный объем неформальных воздействий государства на бизнес. С их учетом, по оценкам экспертов, доля государства в экономике составляет примерно 60-65%. Это намного больше, чем доля государства в ВВП, фиксируемая статистикой западноевропейских стран, даже Швеции (неформальные воздействия в этих странах пренебрежимо малы). При таких условиях высокие устойчивые темпы роста российской экономики невозможны. Нужно сокращать бремя государства", - подчеркивают. либеральные экономисты.
Еще один момент. После 1998 года реально отсутствует политика модернизации и развития федерального бюджета. Снижение налогового бремени, несмотря на некоторые эффективные шаги, для бизнеса пока неощутимо. Более того, отмена инвестиционной льготы поставила активных инвесторов в позицию проигравших. В расходах бюджета приоритет получили силовые ведомства. Предлагается снизить расходы федерального бюджета на 6-7% в реальном исчислении до 2005 года, в том числе на 1,5-2% - в следующем году, понизить его долю в ВВП до 16-17% (с учетом единого социального налога - ЕСН).
А региональные и местные бюджеты? Централизация финансовых ресурсов с 1999 года сократила долю территориальных бюджетов в доходах бюджетной системы с 54 до 40%. Вместе с тем здесь есть существенные резервы экономии. Предлагается принять меры к прекращению дотаций и субсидий из этих бюджетов отраслям народного хозяйства, ускорить реформу ЖКХ.
Уровень централизации финансов, целесообразный после кризиса 1998 года, сейчас превышен. Как считают разработчики темы, в новых условиях надо расширить полномочия субъектов Федерации, прежде всего в установлении ставок региональных налогов. Пришло время реализовать принцип "один бюджет - один налог", чтобы повысить ответственность регионов, создать конкуренцию между ними за привлечение бизнеса, сократить нефинансируемые федеральные мандаты, в т.ч. единую тарифную сетку (ETC). Система финансовой помощи региональным бюджетам усложнена. Трансферты безадресны. Предлагается заменить их целевыми трансфертами на поддержку в регионах с низкой бюджетной обеспеченностью конкретных программ - образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения и т.п. Эти меры плюс наведение порядка должны привести к сокращению расходов в реальном исчислении на 10-12%.
Местное самоуправление сегодня оказалось полностью задавленным. В целях стимулирования развития гражданского общества предлагается разрешить местным представительным органам вводить собственные налоги и сборы.
Почему теневая экономика сохраняет свои позиции? В частности, из-за высокой ставки ЕСН - 35,7% к фонду заработной платы - утверждается в докладе. Поэтому часть зарплаты многие предприятия платят мимо ведомости, и, кроме того, имеется большое число "самозанятых", которые никаких налогов вообще не платят. При этом мы имеем едва ли не самый низкий пенсионный возраст и нищенские пенсии. Соотношение пенсионеров и налогоплательщиков в России равно 69,2, в Германии - 55,3, в Англии - 40,6.
Как это ни прискорбно сообщать, предлагается постепенно, в течение пяти лет поднять пенсионный возраст до 65 лет и для мужчин, и для женщин. Снизить ставку отчислений в Пенсионный фонд с 28 до 24% уже в будущем году, а затем до 21%. При этом, по мнению экспертной группы, поступления в Пенсионный фонд при улучшении налогового администрирования вырастут примерно на 20%, как это случилось после снижения подоходного налога. В целом ставка ЕСН может быть снижена до 30% уже в 2003 году, а с повышением пенсионного возраста до 24%. "С повышением уровня доходов можно будет также ввести систему совместных взносов работников и работодателей. Снижение ЕСН на 10-11% стало бы принципиальным шагом в снижении налогового бремени и ликвидации теневой экономики".
Государственные закупки - сфера серьезной экономии бюджетных средств. Сегодня здесь гнездится коррупция, понятие "откат" известно всем. Закупки для федерального бюджета через процедуры открытых конкурсных торгов в 2001 году произведены на 51% выделенных бюджетных ассигнований, при этом зачастую не обеспечивалась объективность конкурсов. На региональном уровне через открытые торги произведено только 6% закупок. Еще ниже их уровень в естественных монополиях и на предприятиях. В случае реализации ряда мер, хорошо известных из мировой практики, экономия бюджетных средств может составить до 1,5-1,7% ВВП.
Теперь о предприятиях и учреждениях, полностью или частично находящихся в государственной собственности. "Они производят примерно 50% ВВП. При этом большинство государственных унитарных предприятий (ГУПов) и акционерных обществ с государственным участием реально не контролируется государством и в интересах менеджеров управляется с низкой эффективностью. Правительство интенсифицировало работу по приватизации, но недостаточно".
Предлагается за два-три года преобразовать, продать или закрыть все ГУПы, ликвидировать их как институт. Для денежной приватизации в интересах бюджета оставить 30-40 привлекательных объектов - АО с государственным участием. Остальные госпакеты продавать по символическим ценам с целью привлечения инвестиций на модернизацию.
В докладе отмечается, что сегодня финансирование отраслей бюджетной сферы: образования, здравоохранения, культуры, науки - "ориентировано на поддержание сети неэффективно работающих учреждений с избыточной численностью занятых. По соответствующим показателям Россия опережает многие экономически развитые страны, кратно отставая от них по показателям технической вооруженности отраслей и индикаторам результативности". На практике "отрасли публичных услуг" развиваются во многом на рыночной основе, однако, как подчеркивается в докладе, это преимущественно теневые коррупционные рынки. При более рациональной структуре затрат (меньшая численность занятых в сочетании с более высокой заработной платой и технической вооруженностью), а также эффективной организации рынков и стимулирования труда к сложившемуся уровню расходов результативность могла бы как минимум в 1,3 раза превышать нынешнюю.
Предлагается преобразовать большинство учреждений бюджетной сферы в организации, конкурирующие на рынке за государственные и муниципальные заказы и средства частных лиц. Соответственно, бюджетные ассигнования должны выделяться, как правило, не на содержание учреждений по смете, а на конкурсные закупки конкретных услуг у наиболее успешных товаропроизводителей независимо от формы собственности.
Как реформаторы собираются "обуздать" естественные монополии? "Необходимо обеспечить утверждение инвестиционных программ парламентом совместно с бюджетом, а смет текущих расходов - на заседаниях Правительства по докладам представителей государства в их органах управления. Сегодня реально получение ощутимого эффекта от выделения конкурентного сектора только в электроэнергетике. На железнодорожном транспорте нужна осторожность, т.к. позитивных примеров реформирования пока нет".
По "Газпрому", например, планируются такие меры. Выделение газопроводного транспорта наподобие "Транснефти" и обеспечение свободного доступа к трубе независимых производителей. Оплата транспортировки в зависимости от расстояния. Выдача лицензий на вновь осваиваемые месторождения исключительно по итогам открытых конкурсных торгов.
В итоге всех мероприятий доля госсектора в экономике должна быть сокращена по доле в ВВП и по численности занятых до 20-25%.
Не забыли авторы доклада и о военной реформе: "Впервые в своей истории Россия существует вне масштабной военной угрозы, но нуждается в глубокой модернизации экономики как основы стратегического потенциала, сохраняя при этом все основы военной организации сверхдержавы, милитаризованного государства предшествующей эпохи. Военные, придерживающиеся представлений прежней эпохи, сопротивляются переменам, а ответить на вызов можно лишь отбросив эти представления". Ключевой вопрос реформы - комплектование армии. Прежде всего - с целью ее оздоровления, а затем - экономии расходов. Дополнительные расходы на комплектование профессиональной армии в значительной степени могут быть покрыты за счет ее большего сокращения. При численности военнослужащих в 600 тысяч человек, в том числе 200 тысяч офицеров, прапорщиков и мичманов плюс 140-150 тысяч призывников на срок шесть месяцев, расходы на содержание личного состава будут примерно на треть ниже, чем при варианте, разработанном военными. И это при денежном довольствии на уровне, предложенном президентом.
Как говорится в докладе группы Е.Ясина, "государственная служба продуцирует бюрократию и коррупцию, если она присваивает избыточные полномочия и не подвергается общественному контролю". Это как раз то, что мы имеем. Готовящаяся же реформа госслужбы слишком умеренна, чтобы принести эффект. Предлагается: на госслужбе не экономить. Сократить численность вдвое, поднять среднюю зарплату в 3,5-4 раза с отменой всех натуральных привилегий: семьсот долларов в месяц в среднем при дифференциации от 4000-5000 долларов на уровне начальника департамента до 350 у клерков. "Это не спасет от коррупции, но избавит от ее неизбежности, сделает возможным действенный контроль".
Еще один раздел доклада "Неформальные воздействия государства на бизнес". Они играют в России колоссальную роль. Например, прямые издержки преодоления административных барьеров составляют до 8-8,5 млрд. долл. в год, т. е. 2,7-2,9% ВВП. Вымогательство участия, т.е. неформальные требования властей всех уровней о взносах в те или иные фонды или на конкретные цели - около четырех млрд. долл., или примерно 1% ВВП. Коррупция, по оценке Георгия Сатарова, составляет только в отношениях с бизнесом около 33 млрд. долл., в том числе 98,97% этой суммы приходится на исполнительную власть. Совокупная оценка с учетом повторного счета коррупции при преодолении административных барьеров - 38-40 млрд. долларов, или 12-13% ВВП.
"Должна быть осознана значимость вызова: либо традиционный для России разрыв между формальной и неформальной сферами, между законом и "понятиями" - и судьба третьеразрядной страны; либо преодоление этого разрыва, формирование атмосферы доверия общества к закону и власти, непримиримости к злоупотреблениям властью вопреки закону- и реальная возможность развития до уровня наиболее процветающих наций". Эксперты считают, простых рецептов нет, но многие известны и названы в докладе: дерегулирование, реформа госслужбы, децентрализация, включая развитие бюджетно-налогового федерализма, расширение платности в сфере социальных услуг, законодательное предупреждение конфликта интересов в бизнесе и во власти, информация и пропаганда, укрепление реальной демократии и институтов гражданского общества.
Кроме руководителя проекта Евгения Ясина перед журналистами выступили и другие члены его команды, разрабатывавшие свои разделы. Но на вопрос, как скоро вся эта схема начнет работать они честно отвечали: не знаем. Свои коррективы в сроки реформ, конечно, внесут грядущие президентские выборы. Но цель видна, а выбор дороги, по которой пойдем, - за нами.
С семинара Клуба региональной журналистики. Чита - Москва - Чита.
Марина МЕТЕЛЕВА., 3, стр. 7, Забайкальский рабочий
09/01/2003
|