Боязнь прозрачности
В европейских странах существует закон, согласно которому все официальные документы, не являющиеся секретными, доступны для граждан.
В Швеции, например, почту премьер-министра любой желающий может прочитать раньше, чем сам премьер.
В России на волне реформы госслужбы президент тоже постарался идти в ногу с Европой: в своем прошлогоднем послании он поручил правительству подготовить законопроект, который содержал бы перечень информации, подлежащий опубликованию органами исполнительной власти в Интернете для всех желающих.
Однако в ходе разработки этого документа выяснилось, что составлением одного лишь списка информации для публикации ограничиться невозможно. В итоге подготовленный законопроект получился настолько внушительным, что по содержанию, как признали авторы, он намного перекрыл поручение президента, и согласовать его внутри своих ведомств до намеченной даты вступления закона в силу, сокрушались авторы, невозможно. Тогда в Белом доме спешно составили проект постановления, попросту устанавливающий список информации, которую органы власти обязаны публиковать в сети, и разослали его по всем министерствам и ведомствам для доработки. Тут-то неожиданно и выяснилось, что у российских чиновников существует доселе неизведанная медиками болезнь: боязнь электронной прозрачности. Большинство перечней списка публикуемой информации вызвало у министров сомнения в плане обоснованности их открытия для широкой аудитории. Свыше 30 ведомств откликнулись на документ своими замечаниями, общее число которых превышает сотню!
МЧС, например, предлагает публиковать лишь отдельные нормативные акты, затрагивающие интересы и права граждан. Аллергию вызывает у чиновников идея публикации составов конкурсных комиссий по закупкам товаров и услуг для государственных нужд. Основной их аргумент заключается в том, что если участникам конкурса будет известен состав комиссии заранее, то они на них, дескать, будут оказывать давление. Хотя логичнее предположить, что отсутствие информации о составе членов таких комиссий фактически затрудняет и получение сведений о наличии у них конфликта интересов по поводу принимаемых решений.
Весьма чувствительным для чинуш оказался вопрос, связанный с публикацией условий всех договоров гражданско-правового характера, заключаемых ведомствами. Причем любых: от покупки водопроводных кранов до аренды зданий. Чиновники просят либо вообще изъять этот пункт, либо, как предложил ГТК, вместо него публиковать лишь типовые формы договоров, то есть пустые бланки! Кадровые вопросы — это вообще головная боль российских госслужащих. Как из ведра хлынули возражения против перечня вакансий в органах исполнительной власти, а также требований для поступления граждан на госслужбу. Сказывается складывающийся годами «семейно-клановый» подряд по набору чиновничьего персонала. Масса возражений по поводу публикаций о поездках руководителей органов исполнительной власти. Министерства ратуют за то, чтобы в перечень включались только официальные поездки, а рабочие и неофициальные, мол, надобно скрыть от общественного глаза. Чиновники выступают против публикации законопроектов и заключений правительства на те законы, которые направлены в Госдуму. И это несмотря на то, что в самой Думе вся эта информация открыта для всех желающих.
Правда, нашлись все же те, кто оставил проект без замечаний, а кое-где даже предложил расширить перечень. Как ни смешно, но среди таких ведомств оказались ФПС, Министерство по налогам и сборам, налоговая полиция, служба внешней разведки, Минюст и ФСБ.
Чиновники в панике: правительство с подачи президента устремилось к революционным изменениям в отношениях между властью и обществом. В марте должен быть принят закон, которым чиновников обяжут публиковать в Интернете информацию, касающуюся их деятельности
22/01/2003
|