Первое чинопочитание
Завтра Госдума рассмотрит в первом чтении законопроект о системе госслужбы. Чиновники вновь отстаивают свои позиции, убежден председатель подкомитета по вопросам государственной службы Владимир ЮЖАКОВ В наступившем году президент начал массированную атаку на власть: в Госдуму внесены законопроекты о реформировании органов местного самоуправления и органов власти в субъектах Федерации, а также подготовлены не менее важные законопроекты о системе государственной службы. Если первые два законопроекта касаются изменения соотношения уровней госвласти, то последние направлены на повышение ее эффективности, если можно так сказать, «изнутри». Законопроект о системе государственной службы (ГС) внесен президентом, а подготовлен межведомственной рабочей группой во главе с первым замруководителя президентской администрации Дмитрием Медведевым. Документ связан с широкомасштабной и долгосрочной программой реформирования ГС, которую Владимир Путин не так давно утвердил. Должны быть также подготовлены законопроекты о государственной гражданской службе, о военной госслужбе и о правоохранительной ГС. Большинство экспертов дают однозначно положительную оценку законопроекта о системе ГС, рассматривая его как начало реформы госслужбы. В основном это справедливо. Однако мне хотелось бы обратить внимание на некоторые уязвимые моменты документа. Заставит ли закон госслужащего повернуться лицом к тем, кому он оказывает услуги, то есть к населению, или же чиновник будет в основном укреплять собственные позиции и статусность? Ответ неоднозначен, так как в законе эта конечная цель не просматривается. Конкретный пример. В программе реформирования ГС прямо записано: надо изменить механизмы оплаты труда госслужащих и финансирования госслужбы в целом, сориентировать их на конечный результат, сделать зависимым денежное содержание от результатов работы госорганов. Ничего из перечисленного закон не решает, имеются лишь общие соображения, что эти вопросы будут регулироваться федеральным законодательством. Может, таков жанр данного законопроекта? Да, это рамочные законы, но тогда необходимо знать, ради чего всё это делается, какие будут следующие шаги? Документ вновь ответа не дает. Главное вот в чем: кого предлагается считать госслужащим. Обычно под чиновником имеют в виду прежде всего работника госаппарата. Вряд ли кому в голову придет назвать госслужащим... солдата-контрактника или милиционера. Возможно, когда речь идет о приравнивании денежного довольствия контрактника и зарплаты милиционера к окладу госслужащего, такое «статусное равенство» допустимо. Но во всех других случаях подобное «приравнивание» бессмысленно, ибо мы говорим о специфических обязанностях и ответственности госслужащего. К сожалению, законопроект создает целенаправленную лазейку, если хотите, дыру, чтобы предельно размыть понятие «госслужащий», а значит — реальную ответственность тех, кто составляет госаппарат и должен обеспечивать эффективность власти. В цифрах это выглядит так: действующий закон об основах госслужбы касается чуть более 1 млн человек, новый законопроект предлагает рассматривать в качестве госслужащих 6—7 млн, в том числе милиционеров и контрактников. Но тогда должен быть уже совсем другой закон: разработанный проект в таком случае вряд ли повысит эффективность госаппарата. Я уже не говорю о его финансовом обеспечении, меня интересует ответственность. А она размыта. Специфические требования, которые предъявляются к чиновникам, последними и сегодня во многом не соблюдаются. А если их распространить на такую огромную армию людей!.. Для многих они явно не приемлемы. Зачем, например, ограничивать солдата-контрактника в занятиях партийной деятельностью? Соответственно — законопроект эти ограничения убирает. В том числе и с чиновника... Таких общих требований к госслужащему становится меньше, закон позволяет развязать чиновнику руки и на коммерческую деятельность. Подчеркиваю: такие тенденции проявляются вполне реально. Кроме того (и это очень важно), законопроект предусматривает передать регулирование большинства вопросов на уровень подзаконных актов: указы, распоряжения президента, решения правительства и т.д. Наверное, тоже не случайно. В этом прямой интерес чиновников — закрепить право решения данных вопросов за собой. Я считаю это неприемлемым. Вот почему надо добиться, чтобы между первым и вторым чтениями все возможные намеки на такое «совершенствование» законодательства о госслужбе были ликвидированы.
7, Газета "Версты" (online)
23/01/2003
|