Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев

Интернет-конференция
Первого заместителя Руководителя Администрации Президента Российской Федерации
Дмитрия Анатольевича Медведева
"Реформирование государственной службы в Российской Федерации"

Обзор публикаций СМИ


Владимир Южаков: «Президентский законопроект об основах госслужбы снимает противоречие между законодательными актами этой сферы»

Сегодня Госдума рассматривает в первом чтении президентский законопроект "О системе государственной службы РФ". Это первый документ в рамках реформирования российского чиновничества. Своим мнением по поводу этого законопроекта и о том, как можно повысить эффективность работы госаппарата с корреспондентом БПИ Олегом Алентьевым поделился зампред комитета ГД по делам федерации и региональной политике Владимир Южаков.
То, что реформа государственной службы необходима, это очевидно всем. И это далеко не первая попытка всерьез заняться ее реформированием. В 1990-91 годах, фактически в начале формирования новых государственных структур Российской Федерации, этот подход был реализован в действующем законе об основах государственной службы в РФ. Тогда, строго говоря, речь шла не о реформе, а о создании института госслужбы, как такового. Но, как мы видим, история показала, что, во-первых, сам действующий закон не реализуется, а, во-вторых, к нему есть много вопросов. Все это способствует тому огромному количеству издержек в работе чиновников, которые мы наблюдаем. Они, в частности, выражаются в отсутствии ответственности госслужащих за результаты своей работы.
Если говорить о президентском законопроекте, как первом шаге в череде актов, которые еще предполагается внести, то в нем есть как положительные, так и отрицательные моменты. Плюсы заключаются в том, что он снимает возникшее де-факто, противоречие между законодательными актами по вопросам госслужбы. Оно состоит в следующем: действующий базовый закон признает государственной службой только гражданскую службу чиновников, при этом, в нем не упомянуты военнослужащие и служащие правоохранительных органов. Это было сделано сознательно, потому что действующий документ разрабатывался как закон о чиновниках. Он ставил своей задачей внести иные требования к этим служащим: повышенная ответственность, существенные ограничения по сравнению с остальными лицами, занятыми в госучреждениях и др. Следовательно, требовалось создать им определенные условия для выполнения функций особой важности, включая и денежное содержание. Одновременно с этим, законом о воинской обязанности было установлено, что военная служба тоже признается видом госслужбы, и автоматически подразумевалось, что солдата-контрактника, и уж тем более офицера, можно считать госслужащим. Возникло противоречие, заключающееся в том, что норма базового закона не коррелировала со специальными законами о военной службе и о милиции. Минувшим летом вопрос повышения содержания военных, был решен приравниванием денежного довольствия военнослужащих к чиновничьему жалованью. Тем самым признавалось, что военнослужащие не госслужащие. Президентским законопроектом это противоречие устраняется.
Другим плюсом проекта является то, что трудовой договор с чиновниками будет заключаться в виде контракта. А в перспективе, планируется, что деятельность чиновников будет регулироваться не трудовым законодательством, а административным правом. И это, на мой взгляд, правильно.
Между тем в законопроекте есть и минусы. Расширяя понятие госслужащего, (что, в принципе, возможно, есть страны, где госслужащими признаются все те, кто получает деньги из бюджета) скажем, у рядового учителя возникает надежда, что его труд будет оплачиваться так же, как и труд чиновника Минобразования. Я согласен с этой логикой, но на это все равно нет денег. Значит, людей будут снова вольно или невольно обманывать.
Более глобальная проблема состоит в том, что исчезает специальное законодательство о собственно чиновниках. Ведь эффективность государства и государственных органов зависит не от солдата, они – исполнители, а от госаппарата. Получается, что мы подменили работу по повышению эффективности госаппарата решением другого вопроса, тоже важного, но, тем не менее, другого. И в этом - самая серьезная претензия к законопроекту. Он расширяет содержание государственной службы, изменяет предмет регулирования законодательства о госслужбе, и тем самым, затушевывает главную проблему - эффективности госаппарата.
В связи с этим, наш комитет поставил ряд принципиальных вопросов. В его заключении указывается, что до второго чтения Госдума должна быть проинформирована о целом пакете законопроектов в рамках этой реформы. В частности, нам должен быть представлен законопроект о гражданской государственной службе, а также концепции проектов о военной и правоохранительной службах.
Еще один минус – пример финансирования госсаппарата. Налогоплательщики не хотят «втемную» оплачивать труд чиновников. Законопроектом предусматривается, что финансирование осуществляется из бюджетов госорганов власти, в соответствии с законами и нормативными актами. Это означает, что вопрос финансирования будет решаться не законами, а подзаконными нормативными актами. Если перейти к примерам, то получается, что зарплата чиновников опять не будет зависеть от того, какая температура в наших квартирах, какие у нас дороги и т. д.
Кроме того, не решен ключевой вопрос о конкурсности замещения должностей. Законопроектом признается приоритет конкурсного назначения госслужащих, однако, при этом не исключается и иной способ замещения этих должностей. Наша задача, я считаю, - прямо записать в каких ситуациях это возможно. Эти случаи должны быть поименованы, а то получится, как сейчас, когда по конкурсу госслужащие назначаются только в одном проценте случаев.
И в заключение, хочу отметить, что, независимо от того, что я достаточно негативно отношусь к данному законопроекту, я очень оптимистично отношусь к президентской программе развития госслужбы и в целом к тому, что делается в этой сфере.
БПИ
24/01/2003 13:10:00
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Реформа госслужбы
Медведев Д.А.
Администрация Президента РФ
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Администрация Президента РФ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации