КАСЬЯНОВ ПОПРОСИЛ МИНИСТРОВ ПОДЕЛИТЬСЯ
Премьер Михаил Касьянов поручил министерствам представить предложения по "классификации функций исполнительной власти". К 6 февраля, когда Касьянов вернется из отпуска, министры должны решить, от какой деятельности им легче отказаться: "правоустанавливающей", "правоприменительной" или "оказания государственных услуг и управления госимуществом", Согласно концепции реформы госслужбы, одобренной в декабре президентом, с 2004 года органы федеральной власти будут работать по новому принципу: ведомства, которые устанавливают правила, не смогут одновременно контролировать их исполнение. В правительстве не исключают, что разделение функций методом "точечной настройки" начнется уже в этом году.
Цель реформы госслужбы: уточнение и ликвидация избыточных функций госорганов. Идеология: государство должно присутствовать только там, где его вмешательство необходимо и полезно. Но чтобы определить нужную экономике и прочим сферам степень госрегулирования, сначала надо оценить его сегодняшние масштабы. А они поистине огромны - Михаил Касьянов насчитал аж 5 тысяч госфункций. Источник в правительстве рассказал "Известиям", что функции разделены на три группы: правоустанавливающие (нормативное регулирование), правоприменительные (контроль и надзор) и функции оказания государственных услуг и управления имуществом.
"Министерствам разослана табличка с тремя графами и предложено определить, от каких функций они готовы отказаться добровольно, какие отдадут с боем, а какие не отдадут ни за что", - говорит источник. Когда отзывы министерств поступят в правительство, комиссия по реформе госслужбы, которую возглавляет руководитель аппарата правительства Игорь Шувалов, в течение недели будет их анализировать, а потом представит премьеру. Главное правило, которым собираются руководствоваться реформаторы, - ведомство, которое устанавливает правила игры на рынке, не может одновременно заниматься надзором и контролем.
В кабинете министров намекают, что "некоторые эксперименты" в этой области МОГУТ быть проведены в этом году. Если реформа не закончится "точечной настройкой", в 2004 году система органов исполнительной власти начнет кардинально меняться.
Перестанут существовать, во всяком случае в нынешнем виде, Минсельхоз, Министерство путей сообщения, Минатом, Минтранс и ряд других ведомств. Они построены по советскому отраслевому принципу и совмещают нормативные и регулирующие функции. В Белом доме утверждают, что совмещением функций грешат практически все министерства. В Минфине есть департамент страхового надзора, а Государственный таможенный комитет совмещает сбор пошлин с разработкой правил их взимания. А по поводу предоставления услуг населению (это касается Минкультуры и Минздрава) еще предстоит решить, кто это сделает эффективнее - госструктуры или коммерческие организации. При этом каждое ведомство имеет на балансе какое-нибудь имущество, включая больницы, базы отдыха, у одного есть даже яхт-клуб. В правительстве признают, что четкого разделения трех функций исполнительной власти добиться вряд ли удастся и кое-где совмещение будет позволено. Но главная проблема, которую предстоит решить авторам реформы, если им удастся преодолеть сопротивление министерств, - как избежать разбухания чиновничьего аппарата. Выделение контрольных функций потребует новых надзирающих структур, и попытка сократить вмешательство государства в экономику может привести к обратному эффекту.
Елена КОРОП, 15, стр. 2, Известия
29/01/2003
|