ОТВЕРЖЕННЫЕ
Президентский закон "О системе государственной службы в РФ", принятый Госдумой в первом чтении, выводит за рамки понятия "госслужащий" работников социальной сферы
Благое дело - реформа госслужбы в России - может обернуться настоящим кошмаром для учителей и врачей. По замыслу кремлевских авторов закон о госслужбе должен оставить в стороне целый слой тех, кто с советских времен привык причислять себя к государственным служащим и получать в соответствии с этим различные надбавки к зарплате. Врачам и учителям пока придется ждать решения своей судьбы в зависимости от того, назовут ли их в законе во время второго чтения неким новым подразделением госслужащих или их материальное положение будет регламентироваться какими-то другими, не придуманными еще документами. Именно из-за этого у законопроекта оказалось много противников: коммунисты, например, углядели в документе "закон о номенклатуре власти".
Ко второму чтению в проект, похоже, будет внесено огромное количество поправок и предложений. Автором наиболее важных выступил зампредседателя думского комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций АЛЕКСАНДР ЧУЕВ, который рассказал "Времени МН" о том, что сейчас представляет собой проект и каким он должен стать.
- Александр Викторович, в чем принципиальное отличие нового закона от ныне действующего?
- Закон о системе госслужбы в отличие от старого закона о ее основах разделяет государственную службу на несколько ветвей: на гражданскую, военную и правоохранительную. Соответственно в дальнейшем, чего у нас до сих пор не было, появятся и отдельные законы о каждой из этих служб. Ключевой момент заключается в том, что многие категории граждан, работающие в госучреждениях, перестают быть госслужащими после принятия этого закона. Это определенного рода сокращение: в гражданских бюджетных организациях многие работники перестанут быть госслужащими, в военной службе также пройдет небольшое сокращение.
- С потерей статуса госслужащего люди и в деньгах потеряют?
- Конечно. Понятно, что индексации, которые будут проводиться в соответствии с законом о госслужбе, уже будут распространяться на некоторые категории граждан. Ведь если раньше писали "государственный служащий", то повышали зарплату всей этой категории. Если мы не поправим этот проект во втором чтении, то многим категориям будут прибавлять зарплаты по другим заказам. Но я надеюсь, что мы расширим категорию госслужащих: необходимо ввести такое понятие, как "социальная госслужба", может быть, появятся и другие категории.
- Существует мнение, что президентский законопроект не дает возможности упорядочить госслужбу и решает лишь часть проблемы...
- Во-первых, абсолютно не декларируется равный доступ к госслужбе. Она должна быть доступна для любого гражданина, если он обладает профессиональными навыками. Во-вторых, необходимо ввести целую систему госслужбы. Откуда сегодня берется весь кадровый резерв? В законе сказано, что им будут заниматься, но в нем нет ни слова о том, через какие учебные заведения и кто вообще будет его формировать.
Необходимо создавать управление кадрового резерва для того, чтобы не родственников набирали на вакантные места, а чтобы готовились специалисты. Необходимо ввести реестр кадрового резерва, и тогда в России действительно люди будут иметь надежду на работу в интересах государства. Если человек хочет быть госслужащим, то он учится, его включат в реестр и придет время, когда он получит вакантное место.
- Образ неподкупного чиновника в России кажется фантастическим. Новый закон призван превратить сказку в быль?
- Мы наталкиваемся на очень серьезную дилемму. С одной стороны, мы хотим, чтобы госслужащие у нас были честными, достойными, профессионально подготовленными, и хотим их контролировать. Но все это произойдет лишь тогда, когда госслужащие у нас будут получать действительно достойную зарплату. С другой стороны, нужна жесточайшая уголовная и административная ответственность за нарушение этого закона. Тогда этот механизм будет работать, и доказательство тому - европейские примеры.
Дмитрий Чернов, 7, стр. 3, Время МН
29/01/2003
|