ВЕКТОР УПРАВЛЕНИЯ
Иметь информацию и действовать - это еще не значит знать и идти в верном направлении. То, за что ратовали последние десять-пятнадцать лет ведущие аналитики России, которые молча, без эмоций анализировали происходящее и прогнозировали возможное развитие событий в стране и в мире, произошло. Появилась, как бы откуда ни возьмись, политическая элита новой формации, которая демонстративно и доходчиво всеми своими действиями и поступками обозначила новые пути и методы формирования событий -как происходящих, гак и будущих. Появилась, и откуда? По прошествии времени можно рассмотреть, что стоящие у власти руководители в процессе отбора, подготовки и расстановки кадров и участия не принимали, и влияния на процесс не оказывали, если не считать подписи на указе при конкретном назначении. Получается, что руководителей-управленцев отбирали и готовили на протяжении определенного промежутка времени. За это время общество изменилось так, что стали нужны совсем другие критерии, а самое главное - другой уровень отбора, подготовки и расстановки кадров. Последние десять лет и теоретически, и на практике подтвердили, что в России имеет место уникальное явление, при котором достаточно высокообразованные, высококвалифицированные, с большим жизненным опытом управленцы оказались недееспособны и некомпетентны при решении конкретных задач. Стало понятно - нужна концепция не на год, не на десять, а на достаточно большой промежуток времени, чтобы хотя бы одно, отдельно взятое поколение понимало, в каком государстве живем и какое общество строим. Качество управления определяется качеством управленца. На прошлой неделе Государственной Думой в первом чтении был принят закон "О системе государственной службы в РФ". Закон должен будет определить правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации. Предполагается выделение четырех видов госслужбы - федеральная гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба, а также государственная гражданская служба субъектов РФ. Впервые в принимаемом законе определяется понятие госслужащего, согласно которому к госслужащим будут относиться все, кто получает заработную плату из федерального или регионального бюджетов. Принятый законопроект - это лишь часть запланированной федеральной программы "Реформирование государственной службы РФ на 2003-2005 годы", указ о начале которой Владимир ПУТИН подписал в ноябре 2002 года. По словам заместителя главы администрации Президента Дмитрия МВДВВДЕВА, предполагается воссоздать некое подобие "Табели о рангах" Петра Первого. Особых возражений реформа в Думе не вызвала, против были лишь коммунисты и аграрии, хотя поданные ими 104 голоса не помешали принятию законопроекта. В целом, реформа продолжает политику по укреплению вертикали власти и призвана привести к снижению роли теневых механизмов, повышению управляемости и дисциплинированности госаппарата. Одним из серьезных препятствий на пути осуществления реформы является то, что госслужба уже сложилась как институт, правила игры устоялись и менять их будет очень непросто. Чтобы эффект 0г изменений был ощутим и в то же время не натолкнулся на саботаж чиновников, которые увязли в теневых отношениях, необходимо проводить их быстро и жестко. Но, вместе с тем. Кремль не может не помнить о том, что не за горой президентские выборы, и проведение такой жесткой политики может привести к снижению рейтинга главы государства. По-видимому, президентская администрация понимает это, и, как выразился Дмитрий Медведев, документ носит пока общеконцептуальный характер.
Сейчас в России наблюдается дефицит управленцев, мыслящих новыми категориями рынка, собственности, демократии, гражданского общества. При любом развитии событий стране необходим структурированный бюрократический аппарат, основу которого должны составлять подготовленные профессиональные управленцы.
МИХАИЛ МАТВЕЕВ, студент исторического факультета ПГУ, 4, Пермский обозреватель
03/02/2003
|