ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ БУДЕТ РЕФОРМИРОВАНА
В СООТВЕТСТВИИ С НОВОЙ ПРОГРАММОЙ
За последние несколько лет в российском обществе произошли большие правовые и социально-политические изменения. Они коснулись в том числе и структуры органов государственной власти, реформа которых еще далека от завершения. Для ее осуществления предстоит многое сделать. В частности, необходимо изменить условия прохождения государственной службы, поскольку прежний Федеральный закон от 31 июля 1995 года номер 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" во многом устарел и не соответствует требованиям времени. В обладминистрации распоряжением губернатора номер 74-р от 28 января 2003 года создана рабочая группа по разработке областной программы реформирования государственной службы Астраханской области.
23 ноября 2002 года в средствах массовой информации была опубликована Федеральная программа "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)", утвержденная Указом Президента РФ номер 1336 от 19 ноября 2002 г. Ее появление вызвало неоднозначные отклики в астраханской прессе. В конце декабря прошлого года в одной из местных газет напечатана статья, содержащая массу аргументов против реформирования госслужбы. Как считает автор публикации, реформа приведет к тому, что для чиновников в будущем введут пожизненное пребывание на службе. Кроме того, они якобы станут "несменяемыми" и "неувольняемыми", то есть станут "неприкосновенными", не будут подчиняться законам государства.
Как сообщила "АВ" полномочный представитель губернатора Астраханской области в Государственной Думе Астраханской области Виктория Гурьянова, подобные утверждения принципиально неверны. Во-первых, совершенно непонятно, на какие документы опирался автор статьи, комментируя содержание законопроектов, которые только предстоит разработать. Программа содержит не конкретные условия прохождения госслужбы, а лишь общие направления будущей реформы.Также в ней определен перечень мероприятий, которые необходимо осуществить органам государственной власти, чтобы привести свою деятельность в соответствие с изменившимся федеральным законодательством. В частности, нужно внести ряд поправок в действующее законодательство и принять ряд новых правовых актов (федеральных и региональных), провести переподготовку кадров, создать для осуществления реформы необходимую материально-техническую базу и т.д.
Что касается "пожизненности", то, по словам В. Гурьяновой, ни в старом законе о госслужбе, ни тем более в разрабатываемых федеральных и местных законопроектах такого понятия вообще нет. Даже президент страны, депутаты Государственной Думы РФ или ГДАО, губернатор области выбираются на определенный срок. Поэтому говорить о "пожизненном" пребывании их на государственной службе нельзя.
То же касается и "несменяемости" и "неувольняемости" госслужащих. Подобных понятий в законе также не существуют хотя бы потому, что их применение нарушало бы Трудовой кодекс, который обязателен для всех. Увольнение чиновника предусмотрено в нескольких случаях. Во-первых, если госслужащий совершил должностной проступок или не справляется со своими должностными обязанностями, то к нему возможно применение дисциплинарных взысканий, предусмотренных законодательством (от замечания и выговора до увольнения - ст. 192 ТК РФ). Во-вторых, срок пребывания чиновника в должности ограничен по времени. Сейчас предельный возраст для каждого госслужащего - 60 лет. В исключительных случаях пребывание на посту может быть продлено еще на 5 лет (это оговаривается в соответствующем контракте при его поступлении на работу в соответствии с требованиями нового Трудового кодекса, вступившего в силу 1 января 2002 года). Если чиновник продолжает работать, будучи старше 65 лет, это является нарушением закона.
Всякое начинание, требующее мобилизации больших сил и средств, всегда имеет своих сторонников и противников. В любом случае анализ грядущих изменений должен быть конструктивным, иначе его значение сводится к нулю. Тем не менее у граждан есть возможность внести свои предложения.
Реформа уже началась. В ходе реализации программы Президент РФ внес в Государственную Думу РФ проект федерального закона о системе государственной службы Российской Федерации. Это будет первый основополагающий правовой акт, касающийся наиболее важных вопросов, связанных с реформированием госслужбы.
Согласно одному из предложений главы государства госслужба должна определяться как профессиональная служебная деятельность граждан России по обеспечению исполнения государственных полномочий. В старом же законе она трактовалась как "профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов". Таким образом, в новом определении акцент делается на гражданстве госслужащего и том, что его полномочия носят не конкретный (работа в том или ином ведомстве, например), а обобщенный (государственный) характер.
По словам В. Гурьяновой, изменения коснутся также системы государственной службы. Как и в старом законе, она будет делиться на федеральную и субъектов РФ. Принципиально же новым является предложение разграничить виды госслужбы на гражданскую, военную, правоохранительную и др. Поскольку в старом законе такого деления не было, это вело к отсутствию четкой правовой взаимосвязи между различными ведомствами. Иными словами, правоохранительная система существовала как бы отдельно, таможенная отдельно и т.д. Принятие новых законов должно привести к тому, что все органы исполнительной власти станут единым государственным аппаратом. Соответственно будет предусмотрен и принцип правопреемственности при переходе из одного ведомства в другой (например, полковник милиции, перешедший на гражданскую работу в обладминистрацию, получит равную по званию должность). Это означает, по сути, возвращение к табели о рангах, введенной еще Петром I. Естественно, что она будет адаптирована к современным условиям.
Поступление на госслужбу по-прежнему будет проходить на конкурсной основе. Условия конкурса и сроки его проведения планируется публиковать в СМИ. И если претендент соответствует предъявляемым критериям (высшее образование, стаж работы по той или иной специальности), он может подать документы и принять участие в конкурсном отборе. Это реализация права каждого гражданина на участие в управлении государством, которая обозначена в Конституции РФ.
Константин ГАРАНИН., 6, Астраханские ведомости
06/02/2003
|