Почем живёт чиновник.
Нет никакой тайны в жизни чиновника (государственного служащего) – вся она подчинена закону "О государственной службе в РФ", но нам, обывателям, конечно, интересны не обязанности чиновника, а те гарантии, которые государство предоставляет ему за его тяжелый труд. Всем понятно, что любой чиновник "добросовестно исполняет свои должностные обязанности" и обеспечивает "соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан". Об ограничениях, которые на него накладывает государева служба, он помнит днём и ночью, например, "не использует свое служебное положение в интересах политических партий", "не становится поверенным по делам третьих лиц в государственных органах", "не получает от физических или юридических лиц никаких вознаграждений" и т.п. Даже "повсеместно передает в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций". Ведь не было прецедента по нарушению этих ограничений, а на "нет" и суда нет! А вот гарантии они любому обывателю интересны. Так их никто и не скрывает – они все законом прописаны. Про условия работы, обеспечивающие исполнения должностных обязанностей, говорить не будет – есть условия. Главное сейчас в при рыночных отношениях - денежное содержание, которое за счёт бюджета идёт. Из чего оно складывается? Из должностного оклада, надбавки к должностному окладу за квалификационный разряд; надбавки к должностному окладу за выслугу лет; надбавок к должностному окладу за особые условия работы; премий по результатам труда. За базовую единицу при исчислении должностных окладов закон устанавливается минимальный размер оплаты труда в РФ (для исчисления зарплаты МРОТ сейчас равен 450 руб.), а сама величина месячного оклада прописана в реестре государственных должностей: от 40 МРОТ для губернатора до 10 МРОТ специалиста II категории (оклад среднего чиновника около 10 тыс. руб.). При формировании фондов заработной платы государственных органов предусматриваются средства для выплаты (из расчета на одно лицо, замещающее государственную должность): премий - в размере шести должностных окладов в год; надбавки к должностному окладу за выслугу лет - в размере четырех с половиной должностных окладов в год; надбавок к должностному окладу за сложность и напряженность, специальный режим работы - в размере трех должностных окладов в год; материальной помощи - в размере трех должностных окладов в год; надбавки к должностному окладу за гражданское звание, квалификационный разряд - в размере, ежегодно устанавливаемом государственным органом Санкт-Петербурга в соответствии с действующим законодательством (от 5 до 20 МРОТ ежемесячно). Т.е. каждый добросовестный чиновник может ежемесячно иметь к должностному окладу: 50% премии, до 40% надбавку за выслугу лет (это после 20 лет службы, а после первого года до 3-его только 5%), 50% надбавку за напряженность работы и особые условия труда, материальную помощь - 25% (в среднем, а персональный размер её устанавливается руководством) – в сумме получается около 150% должностного оклада. Для справки: средняя зарплата в Санкт-Петербурге равна – 5 тыс. 658 руб. Чиновнику, как и любому гражданину РФ, положен ежегодный оплачиваемый отпуск – 36 рабочих дней (для младших должностей – 30). Пенсия по старости зависит от стажа и гражданского звания и составляет от 55 до 80% должностного оклада. Единовременную компенсацию получат родственники чиновника в случае его гибели при исполнении им служебных обязанностей (300 МРОТ), меньшую сумму при получении увечий. Отметим, что определение категорий лиц, замещающих государственные должности, которым предоставляются служебный транспорт или денежная компенсация транспортных расходов, осуществляется руководителем государственного органа, но это такой малый круг чиновников, что и упоминать о нём не стоило бы. Более важна возможность чиновника повышать свою квалификацию (получить второе высшее образование) в любом престижном ВУЗе. Обустроен чиновник бесплатным качественным медицинским обслуживанием. Отдых его тоже продуман – для этого не только от старой коммунистической системы дома отдыха, санатории и пансионаты остались, но и новое кое-что уже построено, например, пансионат "Санкт-Петербург" в городе Ялта, после завершения строительства в 2002г. столовой это учреждение уже может принимать на оздоровительный отдых и лечение до 150 чел в месяц. Как и большинство граждан РФ, чиновники объединены в профсоюзные организации. Самая сильная профсоюзная организация в Госдуме. 84% чиновников, работающих в аппарате Госдумы, являются членами п/о. В 2002 г. доходная часть профсоюзного бюджета п/о Госдумы составила 2 млн. 183 тыс. руб., расходная – 1 млн. 954 тыс. руб. Средства в основном были израсходованы на оказание материальной помощи нуждающимся членам профсоюза, оздоровительно-массовые мероприятия и подарки к 23 февраля и 8 марта. На последнем собрании профактива председатель Госдумы Геннадий Селезнев отметил, что в отличие от многих трудовых коллективов РФ в Госдуме существует единая п/о, а значит, нет амбициозной борьбы различных профсоюзов. В Госдуме не прибегают к командно-административным методам решения назревших вопросов, грубому администрированию. Он уверен, что "тоже самое будет проявлено при начавшемся реформировании аппарата Госдумы, реализации принятого недавно в первом чтении закона "О системе Государственной службы РФ". Т.е. без громких объявлений как о реформе ЖКХ уже идёт реформа государственной службы. Отметим, что упомянутый Г.Селезнёвым законопроект, согласно информации пресс-службы Госдумы "разработан Правительством РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 19 ноября 2002г. N1336 "О федеральной программе "Реформирование государственной службы РФ на 2003-2005гг." и направлен на закрепление принципов единой системы государственной службы РФ, независимо в каких ветвях власти она функционирует, на совершенствование законодательной и нормативной базы по вопросам государственной службы с целью создания целостной и комплексной системы правового обеспечения государственной службы РФ. Законопроект определяет правовые и организационные основы системы государственной службы РФ, которую образуют три вида федеральной государственной службы (государственная гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба) и государственная гражданская служба субъектов РФ. В нем заложены основные понятия, принципы и структура системы государственной службы, а также определяются правовое положение государственных служащих, порядок поступления на службу и прохождения государственной службы Законопроект предлагает введение ряда новаций: классных чинов вместо квалификационных разрядов; служебных контрактов вместо трудовых договоров.
АБН. 13.02.2003, Санкт-Петербург 13:29, АБН
13/02/2003 13:29:00
|