Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев

Интернет-конференция
Первого заместителя Руководителя Администрации Президента Российской Федерации
Дмитрия Анатольевича Медведева
"Реформирование государственной службы в Российской Федерации"

Обзор публикаций СМИ


МИСТЕР БЮРОКРАТ

КОМУ БУДУТ СЛУЖИТЬ ЧИНОВНИКИ НОВОГО ТИПА?

Прошел первое чтение внесенный президентом в Госдуму в ноябре прошлого года законопроект "О системе государственной службы в России". Несмотря на то, что большинство чиновников еще не видело результатов правового творчества сотрудников президентской администрации, многие пребывают в состоянии обеспокоенности - ничего хорошего от кремлевских инициатив не ждут.

Согласно положениям "революционного" документа, все госслужащие нашей страны будут поделены на три категории - гражданских чиновников, военных и право-охранителей. Кроме того, к госслужащим отнесут и тех чиновников, которые получают зарплату из регионального бюджета. Они будут являть собой еще один подотряд, хотя суть их статуса прописана плохо.

Разрекламированное введение нового наименования классов, чинов и разрядов оказалось простой сменой декораций - все это существовало и раньше, но звалось иначе. Единственная новация в другом: впервые от госслужащих категории А и Б (министров, депутатов и их ближайших сотрудников, занимающих чисто политические должности) реально отделены служаки категории В - карьерные чиновники, обычно не увольняемые при смене начальника. Это в основном главы второстепенных управлений министерств и более мелких подразделений.

Такое решение законодателя создает для них некоторую иллюзию безопасности: при каких-то очередных пертурбациях госслужащих категории В вроде бы нельзя будет просто уволить, как это зачастую случается сейчас.

Из всех президентских новаций, внесенных в рассматриваемый нами документ, наиболее популярна одна - кандидаты на чиновничьи посты должны занимать должности, на которые претендуют, только после победы на конкурсе, в котором смогут участвовать все желающие. На бумаге замысел смотрится великолепно: какой беспрецедентный либерализм, какая демократичность! Вы только представьте, дорогие сограждане: делами государства станут заправлять самые достойные, честные и опытные члены общества!

Тертые аппаратчики резко прерывают поток восторга.

- Вы либо полный идиот, либо куплены, как остальные журналисты, - с несвойственной чиновникам смелостью сказал мне прямо в глаза один высокопоставленный бюрократ, с которым я попытался разделить свою радость.

Действительно, как-то подозрительно, что власть задумала вот так взять и отдать хлебные места каким-то выскочкам, да еще и принести пользу обществу. Правда, иногда кажется, будто положение меняется, и вот-вот российская государственность наконец повернется к людям лицом, но это, поверьте, только иллюзия.

- Как вы думаете, откуда возьмутся суперпрофессионалы, которые после конкурса сядут на должности средних и низших руководителей министерств и ведомств? - вопрошал у меня уже другой высокопоставленный бюрократ.

По его словам, на посты казенных служащих из-за нынешних скромных размеров окладов и правил назначения госчиновников в основном претендуют только очень специфические граждане. Это, во-первых, люди, которые идейно идут служить интересам своей страны и народа, каких крайне мало, но на этих упертых товарищах из последних сил держится вся российская государственность. Во-вторых, те, кто только окончил учебу и собирается поднабраться опыта, на практике разобравшись в механизме деятельности власти в интересующей их области. В-третьих, те, кто просто надеется поживиться за счет взяток.

Но при новых правилах в российское чиновничество хлынет волна совершенно других людей - так называемых менеджеров из негосударственных структур, способных выиграть конкурсы у кого угодно. Они будут представлять интересы крупных корпораций, которые давно мечтают наводнить систему исполнительной власти своими людьми. Именно эти корпорации и оплатят новым управленцам разницу между скромным государственным окладом (по статистике, средняя зарплата федерального чиновника составляет 4,7 тысячи рублей) и тем вознаграждением за труд, на которое они претендуют, согласно профессиональной квалификации. И эти делегаты либеральной экономики неизбежно победят, отчего общество окончательно потеряет способность проведения какой-либо самостоятельной экономической политики - ее просто некому станет воплощать.

- И самое страшное, что это - государственная воля, - говорит мой собеседник.

По его словам, уже сегодня именно задачи содействия работе крупнейших компаний России в открытую ставятся на совещаниях в Службе внешней разведки и других боеспособных наследников дела славного ведомства на Лубянке.

В то же время складывается впечатление, будто коррупция - основная проблема нынешней России - никого не интересует. А ведь лоббирование чиновником интересов частных компаний, за которое он получает материальное вознаграждение, - квинтэссенция коррупции, о которой, кстати, в законе практически ни слова.

Конечно, и без закона уже есть некий расплывчатый этический кодекс госслужащего, почти полностью списанный с рекомендаций Комитета министров Совета Европы.

Внешне он смотрится как образцово-показательный документ, где всяческих ограничений прописано до неприличия много. Да только кто и как следит за его исполнением, а также какую ответственность несет нарушитель? Практически никакую! Вообще вышеупомянутый кодекс больше напоминает пожелания врачей чистить зубы два раза в день или просьбу вытирать ноги при входе в здание.

Возьмем статью кодекса, которая высокопарно называется "Отношение к предложениям получить не должную выгоду" (попросту взятку. - К. Л.). Там очень подробно рассказано, что надлежит делать при попытке просителей всучить вам пухлый конверт.Вроде бы все правильно, но только где вы видели, чтобы сейчас в солидных учреждениях кто-то предлагал банальные взятки? Это могло быть лишь в прошлом - позапрошлом веке. Теперь все происходит совсем иначе. Административный ресурс в личных интересах используется настолько изящно, что никакая милиция или прокуратура не подкопается при всем желании.

- Как вообще могут госслужащие не иметь деловых интересов на стороне, если у них просто смешные зарплаты? - возмутился мой источник в одном из министерств.

И действительно, когда служащим не платят за работу достойно, они либо уходят, либо занимаются какими-то левыми делами. Постепенно человек становится неспособным "проводить политику в интересах страны", навсегда уверовав, что по-другому жить в этой системе нельзя. Но и этого беспредела кому-то "наверху" показалось мало.

Словом, в очередной раз за политической трескотней и попытками заработать дешевую популярность скрывается преступное нежелание кремлевских временщиков приносить реальную пользу своему народу. Этим, с позволения сказать, государственным мужам потакают "карманная" Дума и Совет Федерации. Кстати, законопроект о реформе государственной службы не видело не только подавляющее большинство россиян, но и сами чиновники, чью жизнь он круто изменит. И потом будет поздно пить боржоми...

Представляется, что такое положение вещей очень опасно - люди давно устали от неожиданных новаций, исходящих от власти, которую они выбирали. Похоже, полузабытые времена возвращаются.

***

НАША СПРАВКА

По мнению аналитиков, закон "О системе государственной службы в России" будет окончательно принят осенью. Как стало известно, на все мероприятия по его проведению через парламент и последующую реализацию президент России дал срок в два года.

***

МНЕНИЕ ГОССЛУЖАЩЕГО

Дарья Митина, начальник отдела Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации, депутат Госдумы второго созыва (1995 - 1999 гг.):

- Текста законопроекта сама не видела, хотя доходило много слухов.

Конечно, в начале был какой-то синдром завышенных ожиданий, но теперь его нет. Отношение к реформе у меня настороженное. Непонятно, каким документ выйдет из Думы с учетом начавшейся избирательной кампании. Главная же проблема в том, что ни под какие изменения в госслужбе не заложено денег в бюджете этого года. Если на это дело не выделят средств, то вся реформа станет фикцией.

Наверное, самая непопулярная инициатива - замена существующих льгот на денежную компенсацию. Ведь рубли склонны терять покупательную способность, а льготы при наших невысоких зарплатах немаловажны.

Больше всего интересно, собираются ли нас поднять по обеспечению до уровня силовиков, которым постоянно увеличивают выплаты, или, напротив, их низведут до нашего.

***

НАША СПРАВКА

За последние десять лет "поголовье" чиновников увеличилось в два раза, но при этом по числу госслужащих на тысячу жителей Россия по-прежнему не мировой лидер: в Великобритании этот показатель составляет 5,2 единицы, в США - 3,9, a y нас - лишь 2,8 экземпляра.

***

НАША СПРАВКА

В столице обитает примерно 50 тысяч госслужащих, которых относит к этой категории действующий Закон о госслужбе. В основном это сотрудники аппаратов министерств и федеральных служб, а также клерки из обеих палат парламента, правительства и администрации президента. 70 процентов чиновников - женщины.

Фото:

- Рисунок Кукрыниксов к повести Н. В. Гоголя "Шинель".


Константин ЛАСКИН., 7, стр. 3, Московская правда (еженедельник)
16/02/2003
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Реформа госслужбы
Медведев Д.А.
Администрация Президента РФ
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
Администрация Президента РФ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации