МИСТЕР БЮРОКРАТ
КОМУ БУДУТ СЛУЖИТЬ ЧИНОВНИКИ НОВОГО ТИПА?
Прошел первое чтение внесенный президентом в Госдуму в ноябре прошлого года законопроект "О системе государственной службы в России". Несмотря на то, что большинство чиновников еще не видело результатов правового творчества сотрудников президентской администрации, многие пребывают в состоянии обеспокоенности - ничего хорошего от кремлевских инициатив не ждут.
Согласно положениям "революционного" документа, все госслужащие нашей страны будут поделены на три категории - гражданских чиновников, военных и право-охранителей. Кроме того, к госслужащим отнесут и тех чиновников, которые получают зарплату из регионального бюджета. Они будут являть собой еще один подотряд, хотя суть их статуса прописана плохо.
Разрекламированное введение нового наименования классов, чинов и разрядов оказалось простой сменой декораций - все это существовало и раньше, но звалось иначе. Единственная новация в другом: впервые от госслужащих категории А и Б (министров, депутатов и их ближайших сотрудников, занимающих чисто политические должности) реально отделены служаки категории В - карьерные чиновники, обычно не увольняемые при смене начальника. Это в основном главы второстепенных управлений министерств и более мелких подразделений.
Такое решение законодателя создает для них некоторую иллюзию безопасности: при каких-то очередных пертурбациях госслужащих категории В вроде бы нельзя будет просто уволить, как это зачастую случается сейчас.
Из всех президентских новаций, внесенных в рассматриваемый нами документ, наиболее популярна одна - кандидаты на чиновничьи посты должны занимать должности, на которые претендуют, только после победы на конкурсе, в котором смогут участвовать все желающие. На бумаге замысел смотрится великолепно: какой беспрецедентный либерализм, какая демократичность! Вы только представьте, дорогие сограждане: делами государства станут заправлять самые достойные, честные и опытные члены общества!
Тертые аппаратчики резко прерывают поток восторга.
- Вы либо полный идиот, либо куплены, как остальные журналисты, - с несвойственной чиновникам смелостью сказал мне прямо в глаза один высокопоставленный бюрократ, с которым я попытался разделить свою радость.
Действительно, как-то подозрительно, что власть задумала вот так взять и отдать хлебные места каким-то выскочкам, да еще и принести пользу обществу. Правда, иногда кажется, будто положение меняется, и вот-вот российская государственность наконец повернется к людям лицом, но это, поверьте, только иллюзия.
- Как вы думаете, откуда возьмутся суперпрофессионалы, которые после конкурса сядут на должности средних и низших руководителей министерств и ведомств? - вопрошал у меня уже другой высокопоставленный бюрократ.
По его словам, на посты казенных служащих из-за нынешних скромных размеров окладов и правил назначения госчиновников в основном претендуют только очень специфические граждане. Это, во-первых, люди, которые идейно идут служить интересам своей страны и народа, каких крайне мало, но на этих упертых товарищах из последних сил держится вся российская государственность. Во-вторых, те, кто только окончил учебу и собирается поднабраться опыта, на практике разобравшись в механизме деятельности власти в интересующей их области. В-третьих, те, кто просто надеется поживиться за счет взяток.
Но при новых правилах в российское чиновничество хлынет волна совершенно других людей - так называемых менеджеров из негосударственных структур, способных выиграть конкурсы у кого угодно. Они будут представлять интересы крупных корпораций, которые давно мечтают наводнить систему исполнительной власти своими людьми. Именно эти корпорации и оплатят новым управленцам разницу между скромным государственным окладом (по статистике, средняя зарплата федерального чиновника составляет 4,7 тысячи рублей) и тем вознаграждением за труд, на которое они претендуют, согласно профессиональной квалификации. И эти делегаты либеральной экономики неизбежно победят, отчего общество окончательно потеряет способность проведения какой-либо самостоятельной экономической политики - ее просто некому станет воплощать.
- И самое страшное, что это - государственная воля, - говорит мой собеседник.
По его словам, уже сегодня именно задачи содействия работе крупнейших компаний России в открытую ставятся на совещаниях в Службе внешней разведки и других боеспособных наследников дела славного ведомства на Лубянке.
В то же время складывается впечатление, будто коррупция - основная проблема нынешней России - никого не интересует. А ведь лоббирование чиновником интересов частных компаний, за которое он получает материальное вознаграждение, - квинтэссенция коррупции, о которой, кстати, в законе практически ни слова.
Конечно, и без закона уже есть некий расплывчатый этический кодекс госслужащего, почти полностью списанный с рекомендаций Комитета министров Совета Европы.
Внешне он смотрится как образцово-показательный документ, где всяческих ограничений прописано до неприличия много. Да только кто и как следит за его исполнением, а также какую ответственность несет нарушитель? Практически никакую! Вообще вышеупомянутый кодекс больше напоминает пожелания врачей чистить зубы два раза в день или просьбу вытирать ноги при входе в здание.
Возьмем статью кодекса, которая высокопарно называется "Отношение к предложениям получить не должную выгоду" (попросту взятку. - К. Л.). Там очень подробно рассказано, что надлежит делать при попытке просителей всучить вам пухлый конверт.Вроде бы все правильно, но только где вы видели, чтобы сейчас в солидных учреждениях кто-то предлагал банальные взятки? Это могло быть лишь в прошлом - позапрошлом веке. Теперь все происходит совсем иначе. Административный ресурс в личных интересах используется настолько изящно, что никакая милиция или прокуратура не подкопается при всем желании.
- Как вообще могут госслужащие не иметь деловых интересов на стороне, если у них просто смешные зарплаты? - возмутился мой источник в одном из министерств.
И действительно, когда служащим не платят за работу достойно, они либо уходят, либо занимаются какими-то левыми делами. Постепенно человек становится неспособным "проводить политику в интересах страны", навсегда уверовав, что по-другому жить в этой системе нельзя. Но и этого беспредела кому-то "наверху" показалось мало.
Словом, в очередной раз за политической трескотней и попытками заработать дешевую популярность скрывается преступное нежелание кремлевских временщиков приносить реальную пользу своему народу. Этим, с позволения сказать, государственным мужам потакают "карманная" Дума и Совет Федерации. Кстати, законопроект о реформе государственной службы не видело не только подавляющее большинство россиян, но и сами чиновники, чью жизнь он круто изменит. И потом будет поздно пить боржоми...
Представляется, что такое положение вещей очень опасно - люди давно устали от неожиданных новаций, исходящих от власти, которую они выбирали. Похоже, полузабытые времена возвращаются.
***
НАША СПРАВКА
По мнению аналитиков, закон "О системе государственной службы в России" будет окончательно принят осенью. Как стало известно, на все мероприятия по его проведению через парламент и последующую реализацию президент России дал срок в два года.
***
МНЕНИЕ ГОССЛУЖАЩЕГО
Дарья Митина, начальник отдела Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации, депутат Госдумы второго созыва (1995 - 1999 гг.):
- Текста законопроекта сама не видела, хотя доходило много слухов.
Конечно, в начале был какой-то синдром завышенных ожиданий, но теперь его нет. Отношение к реформе у меня настороженное. Непонятно, каким документ выйдет из Думы с учетом начавшейся избирательной кампании. Главная же проблема в том, что ни под какие изменения в госслужбе не заложено денег в бюджете этого года. Если на это дело не выделят средств, то вся реформа станет фикцией.
Наверное, самая непопулярная инициатива - замена существующих льгот на денежную компенсацию. Ведь рубли склонны терять покупательную способность, а льготы при наших невысоких зарплатах немаловажны.
Больше всего интересно, собираются ли нас поднять по обеспечению до уровня силовиков, которым постоянно увеличивают выплаты, или, напротив, их низведут до нашего.
***
НАША СПРАВКА
За последние десять лет "поголовье" чиновников увеличилось в два раза, но при этом по числу госслужащих на тысячу жителей Россия по-прежнему не мировой лидер: в Великобритании этот показатель составляет 5,2 единицы, в США - 3,9, a y нас - лишь 2,8 экземпляра.
***
НАША СПРАВКА
В столице обитает примерно 50 тысяч госслужащих, которых относит к этой категории действующий Закон о госслужбе. В основном это сотрудники аппаратов министерств и федеральных служб, а также клерки из обеих палат парламента, правительства и администрации президента. 70 процентов чиновников - женщины.
Фото:
- Рисунок Кукрыниксов к повести Н. В. Гоголя "Шинель".
Константин ЛАСКИН., 7, стр. 3, Московская правда (еженедельник)
16/02/2003
|