ОПАЛЕННЫЕ ЙОДОМ
Возможно, нынешний день станет переломным за вот уже 17-летнюю историю "чернобыльского вопроса" в России - сегодня полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко встречается с главой государства Владимиром Путиным. Полпред расскажет об итогах заседания Совета ЦФО, состоявшегося в Брянске 21 января, где остро обсуждалась минимизация последствий аварии на Чернобыльской АЭС для социально-экономического развития регионов центра России. От президента же во многом зависит дальнейшая судьба конструктивных решений, разработанных на Совете. В первую очередь - отсрочка принятия нового чернобыльского законодательства и формирование на пострадавших территориях особых экономических зон с льготным налогообложением.
Создание подобных зон в 6 - 7 наиболее загрязненных районах чернобыльской зоны - это, пожалуй, одна из немногих точек соприкосновения, где сошлись интересы и правительства, и регионов. Основной доклад, в котором нашел отражение этот вопрос, прочел заместитель полпреда в ЦФО Василий Кичеджи. Довольно бегло обрисовав нынешнюю ситуацию в радиоактивно загрязненных регионах, он отметил, что из пяти пострадавших областей ЦФО, среди которых Орловская, Смоленская, Калужская и Тульская, наибольший удар приняла на себя Брянщина. Государство, по словам Кичеджи, признает за собой ответственность перед населением за последствия катастрофы и признает обоснованными претензии по выполнению чернобыльских программ и законодательства. "Чернобылю сегодня нужно придать общественное и политическое значение", - подчеркнул Кичеджи, что, по его мнению, поможет выработать наиболее эффективные подходы к решению проблем. Среди приоритетных направлений он и выделил создание свободных экономических зон в наиболее загрязненных районах, а также охрану здоровья населения. Правда, ни то ни другое не предусматривает дополнительного финансирования, а лишь предполагает экономическое развитие территорий за счет в первую очередь частных инвестиций. Ведь главная беда чернобыльских программ не в недостатке средств, а в их неправильном распределении и использовании.
По словам же Полтавченко, вопрос создания экономических зон давно уже рассматривается в аппарате полпреда ЦФО. Окончательную оценку этому начинанию вынесет российское правительство, а политическое решение о создании СЭЗ - за нашим президентом. Специалисты из Академии народного хозяйства считают, что регион, претендующий на создание зоны, должен в первую очередь найти инвестора и предоставить правительству технико-экономическое обоснование ее создания, что, кстати, еще предварительно нужно согласовать с муниципалитетами и Минэкономразвития. На все это потребуется не менее двух лет. Хотя, по заверениям полпреда, если в центре не завернут проект, то его воплощения в жизнь можно ожидать уже в 2004 году. Что же касается налоговых льгот в свободных экономических зонах, то они будут предоставляться лишь реально работающим в этих местах предприятиям, а "мыльных пузырей" - фиктивно зарегистрированных фирм - здесь не потерпят.
Однако формирование экономических зон - все-таки дело будущего. Куда острее стоял на заседании Совета ЦФО вопрос о новом чернобыльском законе, к рассмотрению которого на днях приступают Госдума и Совет Федерации. В основе этого законодательного проекта, разработанного в недрах МЧС, лежит так называемая дозовая концепция. В случае ее принятия на треть будет урезана территория радиоактивного загрязнения и соответственно резко сократится финансирование чернобыльских программ, а многие российские граждане из числа пострадавших от радиации лишатся материальной компенсации.
Наиболее непримиримым противником этой концепции выступил губернатор Брянщины Юрий Лодкин. Он напомнил, что пора уже прислушаться к мнению международного сообщества: по словам экспертов ООН, ныне практикуемое в России решение чернобыльских вопросов давно зашло в тупик и необходимо искать новые подходы к этой проблеме. К тому же, считают они, предполагаемая отмена пособий "без эффективного содействия повышению занятости населения и мер по увеличению доходов на местном и региональных уровнях имела бы негативное социальное последствие".
Несостоятельность же предложенного проекта, по мнению Юрия Евгеньевича, проявляется уже в том, что расчет минимальных доз облучения, на основе которых будут размечаться зоны и назначаться денежные выплаты пострадавшим, произведен по цезиевым выпадениям. В то время как большинство даже относительно чистых районов страны подверглись заражению радиоактивным йодом - это свыше 190 населенных пунктов центра России. К тому же "дозовый закон" не предусматривает и решения ряда актуальных чернобыльских проблем, в подтверждение чему брянский губернатор привел восемь "упущенных", но весьма немаловажных факторов. Во-первых, необходимо провести зонирование территорий с учетом индивидуальных доз загрязнения: по цезию, йоду и прочим, а до 2010 года в полном объеме и в установленные сроки финансировать все федеральные целевые программы и обеспечить устойчивое экономическое развитие пострадавших зон. Поднял Юрий Евгеньевич и проблему так называемого второго Чернобыля: сегодня предстоит переработать более 800 тысяч кубометров загрязненного сухостоя - иначе в случае возгорания выбросы радионуклидов в атмосферу неизбежны. К слову, сейчас на Брянщине оценивают последствия прошлогодних лесных пожаров: идет обследование людей, принимавших участие в их тушении. При необходимости им назначат санаторно-курортное лечение... Также необходима система агротехнических приемов по очистке продуктов, производимых на загрязненных территориях, а это более трех тысяч тонн мяса и десяти тысяч тонн молока в год. Требуется провести массовую спецдиспансеризацию населения в чернобыльских зонах для получения достоверных оценок экологической ситуации и медицинских последствий катастрофы. К тому же следует пересмотреть необоснованные решения о выводе из списка "грязных" территорий ряда населенных пунктов, где люди до сих пор продолжают накапливать дозы радиации, не получая при этом компенсации. К примеру, лишь на Орловщине этот перечень перевалил за тысячу наименований.
Затронул губернатор и вопрос о чернобыльском недострое: введение эффективного низкозатратного механизма позволит в краткий срок завершить строительство, а хозяйственное ведение над этими объектами следует передать регионам. Все эти доводы он предложил включить в проект обращения Совета ЦФО к российскому правительству, Госдуме и Совету Федерации. Главы прочих пострадавших областей поддержали Лодки на.
Резко отозвался о дозовой концепции и депутат Госдумы Петр Рогонов. От имени социального комитета Госдумы он потребовал от правительства изменить предложенную редакцию закона и заявил, что в случае невыполнения этого требования парламентарии намерены рекомендовать отклонение законопроекта как ущемляющего права российских граждан. "Цель этого закона - экономия средств", - заявил парламентарий. И срок его принятия, считает он, должен напрямую совпасть с окончанием реализации всех чернобыльских программ. Кроме того, в документе необходимо определить статус территорий, которые считаются "чистыми", так как в любом случае здесь сохраняются "остаточные явления". А губернатор Орловщины Егор Строев вообще назвал "дозовый" закон "войной против наших детей" и в качестве примера его некорректности привел данные о десятикратном сокращении рождаемости в Центральной России за последние 15 лет. "Мы чувствуем, что закон не готов, чтобы его приняли.Принять его сейчас - это все равно, что кинуть зажженную спичку в костер, который собирается вспыхнуть..."
О необходимости пересмотра дозовой концепции свидетельствовали и данные, приведенные председателем Национальной комиссии по радиационной защите, академиком РАМН, директором медицинского радиологического центра РАМН Анатолием Цыбом. Ученый привел статистику распространения рака щитовидной железы в Брянской, Калужской и Орловской областях, резко контрастирующую с показателями на "чистых" территориях: 20 - 45 процентов против 9 - 11. Все это - следствие облучения радиоактивным йодом. Помимо этого, он внес предложения по реализации в ЦФО программы "Профилактика йододефицитных заболеваний и обогащение продуктов питания йодированным белком".
Защитником же рассматриваемого законопроекта, как того и следовало ожидать, выступила замминистра МЧС Надежда Герасимова. Принимать его, несмотря даже на огрехи, надо, считает она, так как он полностью соответствует уже действующему чернобыльскому законодательству, за которое Госдума проголосовала еще в 1996 году. Правда, сроки реализации этой концепции необходимо устанавливать лишь после сбора необходимых данных. Ведь, как признала она, за прошедшие со дня катастрофы 17 лет на загрязненных территориях ни разу не проводились расчеты доз радиации, полученных населением как в момент аварии, так и накопленных им за последние годы. А на эту работу потребуется от трех до пяти лет.
В свою очередь Герасимова раскритиковала позицию Минфина, который, несмотря на жесткий прессинг как со стороны руководства МЧС, так и глав регионов, не поддержал идею финансирования на 2003 год программы "Дети Чернобыля", - она возобновится лишь в 2004-м. К тому же не всегда приходится рассчитывать на это ведомство и в решении других вопросов - свои обязательства оно не выполняет. С другой стороны, Минфин готов повысить объемы выделяемых средств, но только на целевые программы. А для этого, возможно, придется от чего-то отказаться. К примеру, на три года "закрыть" все чернобыльские объекты.
Коснулась замминистра и такого весьма наболевшего чернобыльского вопроса, как обеспечение жильем ликвидаторов аварии на ЧАЭС: нынче около пяти тысяч семей нуждаются в улучшении своих жилищных условий. А при существующих квотах к 2010 году, когда закончится распределительная программа, квартиры получат лишь три тысячи семей. К слову, еще Кичеджи отметил, что за 17 лет квартиры получили только 15 тысяч семей, за эти годы очередь не только не уменьшилась, но и значительно выросла. И при нынешних темпах потребуется не .менее 30 лет, чтобы обеспечить жильем всех. Такое положение дел, кстати, уже в ближайшее время может привести к серьезным социальным последствиям. И это в канун президентских выборов...
Итогом дискуссии стало принятие разработанных ранее резолюции и обращения Совета ЦФО к российскому правительству, Госдуме и Совету Федерации. Сюда же вошли добавления Юрия Лодкина. Свою лепту внесло и руководство Первопрестольной: вице-мэр Москвы Михаил Мень пообещал, что столица готова включиться в разработку ряда чернобыльских направлений. В частности, московские специалисты помогут установить степень радиоактивного загрязнения почвы и других объектов, а также в целом провести инвентаризацию пострадавших территорий, на основе чего будут составлены паспорта регионов ЦФО. Плюс москвичи берут на себя контроль за качеством пищевых продуктов.
Не участвовавший в прениях Георгий Полтавченко высказал свою точку зрения уже на пресс-конференции. По мнению полпреда, не следует пока так торопливо сбрасывать со счетов дозовую концепцию. Сам же он сторонник адресной программы: помогать следует тем, кто реально пострадал от чернобыльской катастрофы, а не плодить армию иждивенцев. В свою очередь он готов активно способствовать продвижению наиболее конструктивных решений. А об их эффективности мы сможем судить в ближайшее время. Ведь за ними - судьба более полутора миллионов россиян...
Фото Владимира ГОРОВЫХ.
Фото:
- Дети зоны. Год 2002-й. Лето. (Село старый Вышков Новозыбковского района)
Сергей ЛЕБЕДЕВ., 14-15, стр. 1,4, Брянский рабочий
24/01/2003
|