"БЕЗ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ТЕХ, КТО ВЫБИРАЕТ, НЕ БУДЕТ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ТЕХ, КОГО ИЗБИРАЮТ"
- Пользуясь возможностью, поздравляю читателей "КП" и всех курян с шестидесятилетием освобождения Курска. Низко кланяюсь ветеранам войны и труда за их подвиги и самоотверженность. Рад, что живу и работаю вместе с ними, дышу одним воздухом. Желаю всем крепкого здоровья, успехов и благополучия.
Ваш В. СУРЖИКОВ.
***
Главный федеральный инспектор аппарата полномочного представителя президента в Курской области В. П. СУРЖИКОВ отвечает на вопросы нашего корреспондента.
- Виктор Петрович! Позвольте от имени нашей газеты и, уверен, большинства читателей поздравить вас с присвоением высокого классного чина действительного государственного советника Российской Федерации третьего класса. Что "в переводе" выше прежнего воинского звания...
- Спасибо за поздравления. Такой факт действительно имеет место в соответствии с Указом Президента РФ В.В. Путина от 17 января с.г.
Что до аналогий с воинскими званиями, то, поскольку мундиры и погоны для сотрудников администрации главы государства пока не введены, подобное ранжирование пока не является общепризнанной устоявшейся нормой.
- В любом случае это высший в нашей области ранг федерального чиновника. Но при этом у меня лично складывается впечатление, что институт федеральных инспекторов в регионе не имеет эффективных инструментов реализации своих полномочий.
- А я вижу это по-другому. Пришли иные времена, сложились иные отношения в обществе и структурах власти. Былой конфронтации в отношениях между центром и регионами нет. Имеется гораздо большая, чем прежде, согласованность во взглядах на то, кто есть кто в государстве и кто чем должен заниматься. В полной мере это относится и к Курской области.
Следовательно, необходимы другие инструменты и ...песни, так сказать. Отсюда "мелодия", которую предписывается исполнять каждому институту государственной власти. Как в оркестре, где одни и те же инструменты могут звучать в унисон или соло, тихо вести свою партию или предельно возвышать глас. Есть ноты-законы, есть дирижер...
- В таком сводном хоре, каковым является Федеративная Республика Россия, "дирижеров" много по определению. Как обеспечить слаженность звучания и сохранение самостоятельности региональных "ансамблей"? Созданные в свое время именно ради этого коллегии федеральных органов в регионах упразднены...
- И да, и нет. Упразднены в прежнем качестве. Однако в Центральном федеральном округе под руководством полномочного представителя Президента РФ Георгия Полтавченко действует Совет, в состав которого входят губернаторы, председатели законодательных собраний, главные федеральные инспектора. А в субъектах Федерации образованы региональные коллегии при президентском полпреде в ЦФО. Такую коллегию в Курской области возглавляет первый заместитель полпреда Александр Громов, а я являюсь его заместителем. В коллегию входят одиннадцать руководителей важнейших федеральных ведомств, представленных в области.
Координация деятельности территориальных "филиалов" исполнительных органов государственной власти РФ является одной из важнейших функций этих коллегий. Прямой административной властью они не наделены. Но повышение согласованности, действенности усилий, преодоление помех, а следовательно, и эффективность госуправления достигаются не только приказами.
- Не прямое, так косвенное регулирование все же требуется? А вот скажите, пожалуйста, Виктор Петрович, кого надо "благодарить" населению за назначение или сохранение на своих должностях, за награждения и поощрения тех руководителей федеральных "контор", действия которых в лучшем случае бесславны и не добавляют авторитета государственной власти? Министров, полпреда, губернатора, вас? ..
- Деятельность любой организации не обходится без недостатков и проблем. Есть они и в региональных органах федеральных ведомств. Отсутствие должного взаимодействия, недостаточный уровень профессионализма кадров, в том числе руководящих, низкая исполнительская дисциплина... Кое-кто норовит отсидеться за ведомственным забором, контактируя с коллегами из других ведомств только в меру своих интересов. В некоторых органах власти к руководителю люди не могут месяцами попасть на прием. И тому подобное - все есть. Но реально претензии могут предъявляться только по официально выявленным фактам, при наличии доказательной базы. В прочих случаях не мытьем, так катаньем приходится выправлять разного рода отклонения от политики и требований центра. А что до назначений, награждений и наказаний, то они согласовываются в том числе с главным федеральным инспектором.
- Некоторые претенденты на должности трясутся перед поездкой в "верха" и довольно потирают руки после возвращения. Жаль, что не наоборот, тогда бы сохранялась надежда на улучшение качественного состава руководящих кадров... Кстати, принцип "терпеливого выправления" касается только федеральных структур власти?
- Это относится ко всему, что связано с Конституцией РФ, политикой, которую проводит Президент России В. Путин, указаниями его полпреда в ЦФО Г. Полтавченко, ситуацией в регионах. Так, уровень и характер взаимоотношений с органами власти в субъекте РФ определяются задачами взаимодействия федеральных органов власти с региональными. По моим оценкам, в настоящее время достигнуто достаточное взаимопонимание. Проблем, что были присущи отношениям между прежней администрацией и некоторыми федеральными органами исполнительной власти, сегодня просто нет.
Механизм деловых отношений центра с регионом в настоящее время во многом опирается на деятельность межведомственного совета по вопросам совместного ведения. То есть сфер, которые находятся в совместной компетенции Федерации и ее субъектов. Все задачи, которые требуют решения, рассматриваются вместе с руководством субъекта Федерации в рабочем порядке, без обострения отношений и привлечения к области нездорового интереса.
- Кстати, о наблюдениях по поводу последнего. Сдается мне, что авантюризм и скандальность прежней власти частью населения ценятся выше, чем нынешняя будничная жизнь. Видимо, скучно без долгов по социальным пособиям, разоблачительных материалов в российской прессе, протестов прокуратуры, прохиндейства с финансами, недвижимостью, активами ликвидных предприятий... Как вы оцениваете сегодняшнюю социально-экономическую ситуацию в области?
- Как достаточно стабильную в политическом и экономическом отношении. Благодаря изменению ситуации в стране к лучшему в жизни области обозначились положительные тенденции в сфере хозяйствования, подвижки в социальной сфере, сформировались нормальные отношения с федеральными властями. Не все, правда, гладко с уровнем муниципальной власти.
Что до оценок вчерашнего и сегодняшнего дня населением... Надо думать, скучающая без "считалок" с трибун и обещания "кувейтов" часть жителей уже удовлетворила первичную потребность в хлебе насущном. И теперь согласно законам социальной психологии жаждет зрелищ. Такого рода люди разочаровываются так же быстро, как поддаются на предвыборные посулы политиков определенного сорта. В нашем обществе, к сожалению, глубоко укоренилось: власть должна "дать", да еще по растущим потребностям, а не в согласии с возможностями.
- Мечтать о "щучьем велении" не запретишь...
- Вот-вот. А так бывает только в сказках. Не хитро приказать, хитро выполнить. Дело властей - сформировать условия для реализации активности населения в определенных направлениях. Причем не рафинированные условия, а лишь достаточные. По поводу того, как это властям удается, критиковать, высказывать свои претензии, соображения и предложения гражданам и можно, и должно. Но работать на вчерашнем уровне и требовать, чтобы жизнь стала лучше, да еще сразу, значит, элементарно не понимать, как существует государство и за счет чего развивается общество.
Благополучной, сытой, справедливой, духовной и еще какой угодно делают жизнь сами люди. И не за десятилетие или в течение жизни одного поколения... "Стригут газон" налаживания отношений в обществе веками, добиваются своего усилиями, а не пожеланиями. Без ответственности тех, кто выбирает, не будет и ответственности тех, кого избирают!
- Тема волеизъявления граждан в нынешнем году весьма актуальна. Позиционная борьба жаждущих послужить народу уже началась. Один кандидат на все посты не знает, что бы еще назвать своим именем, о каких бы таких благодеяниях сообщить за плату по местным телеканалам или в газетах. Другой занимается сам с собой "шахматным" творчеством: играет черными - организует пикеты и протесты, выслушивает их из другого кресла - играет белыми. Губернатор не только не противится переносу выборов в муниципальные органы на декабрь, а, получается, даже агитирует. Что вы думаете по этому поводу?
- "Выборная" нагрузка в нынешнем году очень велика. Недавно жители Курска проигнорировали выборы в областную Думу по одному из избирательных округов. Через несколько месяцев истекает срок полномочий глав крупных муниципальных образований. На 14 декабря назначены выборы в Государственную Думу. Учитывая не слишком высокую активность наших избирателей и большие расходы на организацию каждых выборов, еще большие - на предвыборную агитацию, идея совмещения выборов разного уровня возникает, можно сказать, повсюду.
Не исключение и наша область. С этой точки зрения мне кажется не лишенным оснований предложение о переносе муниципальных выборов на полгода позже. Закон позволяет в подобных случаях продлевать или сокращать полномочия тех органов власти, которых это касается.
- Оно, может, и так, да вот странность: эта норма закона почему-то только в одну сторону работает -на продление срока. С точки же зрения многих неравнодушных жителей Курска, например, перевыборы городского головы лучше бы провести раньше срока. Или хотя бы не откладывая. Тогда за вторую половину 2003 года новый человек без амбиций "удельного князя" успел бы наладить нормальные отношения с администрацией региона, восстановить доверие энергетиков, обеспечить прозрачность финансовых сборов и обоснованность коммунальных тарифов, выправить работу транспорта и многое другое. Не сомневаюсь, что выгода общества от этого была бы куда весомее, чем средства, сэкономленные на совмещении выборов.
- Я высказал свое мнение, у вас свое, официальное решение принимать депутатам соответствующего уровня. А уж в какой мере они прислушаются к тем или иным доводам, насколько точно отразят мнение своих избирателей - сказать сегодня невозможно. Даже если мы будем полностью солидарны во взглядах на то, кто и с какой целью организует пикеты с требованиями об увеличении "коммунального кошелька" в одном отдельно взятом городе, сокращать надо или удлинять срок полномочий главы муниципального образования, сумеет ли новый человек на посту мэра за полгода добиться перемен к лучшему.
Отношения в обществе регулируются законодательными актами и традициями, в том числе традициями уважения к закону. Так что оставим решение вопроса о сроках выборов тем, кому выбор решений был в свое время доверен избирателями.
- О законах так о законах. Федеральное избирательное законодательство претерпело существенные изменения. В декабре вы участвовали в межрегиональном семинаре по данной тематике - о чем на нем говорилось?
- Семинар, который состоялся в Белгороде, был организован аппаратом полномочного представителя Президента РФ в ЦФО и Центральной избирательной комиссией РФ. Его главной целью было обсуждение практических вопросов приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным до 14 июня 2003 года, как того требует закон. Это, несомненно, скажется на общей картине выборов, внесет коррективы в состав кандидатов, повлияет на деятельность выборных органов.
В выступлениях на семинаре Г. Полтавченко, А. Вешнякова, представителей регионов, специалистов-правоведов поднимались злободневные вопросы, содержалась очень полезная информация, ставились задачи регионам. Вы ведь сами были свидетелем начального этапа такого рода работы в нашей области. Впрочем, тема эта настолько сложная и важная, что предлагаю провести по ней отдельный разговор.
- Принято. Но еще хочу спросить о ваших ближайших планах. Ведь вы являетесь одним из тех, кому постоянно прочат какие-то изменения в карьере. В том числе участие в выборах...
- Ближайшие мои планы связаны только с одним - стремлением неукоснительно исполнять обязанности главного федерального инспектора аппарата полпреда президента, О разного рода слухах знаю. Они появляются не сами по себе, но без реальной связи с моей деятельностью, биографией, карьерой. Цена им только что проверена: слухи сулят одно, а классный чин федеральной государственной службы означает совсем другое... То же с участием в выборах. Пусть кандидаты в кресло мэра в соперники меня не записывают.
Беседовал Виталий КАЛИНИН., 21, стр. 2, Курская правда
06/02/2003
|