Сердце Отечества, Центральная Россия
Беседа с полномочным представителем Президента РФ в ЦФО Георгием Полтавченко Полтавченко Георгий Сергеевич. Родился 24 февраля 1953 года в г. Баку. Окончил Ленинградский институт авиационного приборостроения. В 1979 году был призван на службу в органы КГБ СССР. В 1992 – 1999 гг. – начальник Управления Федеральной службы налоговой полиции по г. Санкт-Петербургу. С июля 1999 года – полномочный представитель Президента РФ в Ленинградской области. В мае 2000 года указом Президента РФ назначен полномочным представителем Президента РФ в Центральном федеральном округе. Генерал-лейтенант. Почетный сотрудник налоговой полиции. Награжден орденом Почета. Женат, воспитывает сына. – Георгий Сергеевич, насколько оправданным было создание федеральных округов и назначение полномочных представителей Президента? Можно ли утверждать, что эта структура себя оправдала? – Создание федеральных округов, на мой взгляд, было правильным управленческим решением. Полпреды – это государственные чиновники, которые помогают Президенту осуществлять его полномочия на территории страны. По большому счету, это инструменты руководителя государства. Создание института полпредства дало возможность Президенту оперативно получать объективную информацию о происходящем в регионах, о состоянии дел, связанных с обеспечением национальной безопасности. Еще одна важная задача – установление единого правового пространства. В частности, приведение законодательных актов субъектов РФ в соответствие с федеральными законами. Эта работа координируется полномочными представителями Президента. В этой связи нужно упомянуть и о координации работы федеральных структур в регионах. Это важно для государства, которое планирует развивать процессы федерализма и укрепления всех уровней власти. Многие чиновники друг друга даже в лицо не знали. Когда в первые месяцы работы мы собирали в регионах руководителей различного рода федеральных структур, они с удивлением знакомились друг с другом. Раньше велась негласная борьба авторитетов, скажем, губернатора с каким-либо начальником федеральной структуры. Все заканчивалось тем, что либо губернатор подминал его под себя, либо начинались конфликты, которые создавали проблемы для региона. Сегодня в лице полпредов есть арбитр, в задачу которого входит налаживание взаимодействия между структурами федеральных органов власти субъектов Федерации. Сейчас в округе создан Совет руководителей ЦФО. Раньше такой структуры не существовало, да и некому было собирать в таком формате. На заседаниях Совета демократично решаются вопросы, затрагивающие интересы всех без исключения регионов. – Центральный округ, наверное, можно без преувеличения назвать округом социальных контрастов: благополучная богатая Москва и прозябающие маленькие города и села. В чем причина такой диспропорции? – Центральный федеральный округ нельзя назвать экономически благополучным. Из 18 субъектов округа только четыре являются недотационными. Остальные живут за счет дотаций, трансфертов. Естественно, жизненный уровень населения весьма невысок, хотя в округе живет четверть населения России и промышленный потенциал центра России довольно высок. Я считаю, такая картина во многом сложилась из-за разрушения экономических связей между предприятиями и регионами. Одна из наших с губернаторами первоочередных задач – восстановить эти связи, создать программу экономической интеграции внутри округа. Кому под силу эта задача? ВПК вполне может не только взять на себя объединительную роль, но и выступить локомотивом в этом деле. Пожалуй, нет ни одного аспекта жизни страны, который бы не проецировался на проблемы Центрального федерального округа. К примеру, в сфере нашего постоянного внимания находится демографическая ситуация, которая, как известно, приобретает критическую оценку в масштабах всей России. В нашем округе, где в силу исторических обстоятельств сконцентрирован генофонд нации, это проявляется особенно ярко. Достаточно сказать, что порядка 30 процентов жителей центральных регионов – люди пенсионного возраста. Во многих регионах смертность превышает рождаемость, что вызывает существенную естественную убыль населения. Это вызывает серьезную тревогу и заставляет вырабатывать меры по исправлению ситуации. Не могут не волновать нас и проблемы экологической безопасности. Регион – мощнейший в экономическом плане. Здесь сконцентрировано огромное количество промышленных предприятий, до 80 процентов объектов атомной энергетики. – Как-то довелось услышать мнение, что только недальновидные губернаторы стремятся сделать свой регион донором, а более сообразительные получают дотации и живут припеваючи. – Конечно, такая порочная практика существует и некоторые нерадивые руководители используют этот способ. Но есть и очень тяжелые регионы. Взять, например, Брянскую область. Тут всегда было отставание экономического развития. Чернобыль добавил проблем. Но работа по подъему области ведется. Произошло перераспределение бюджетных поступлений по ряду федеральных налогов. Большая часть средств стала уходить в Центр. Это, конечно же, дало положительный результат. Сегодня финансирование различных социальных программ, в частности пособий, в том числе и детских, осуществляется из Центра. Детские пособия выплачивают регулярно. Но остались почти везде огромные долги с тех времен, когда региональные власти получали эту часть бюджета и тратили по своему усмотрению. – В ваших выступлениях часто звучит тема объединения экономики округа. Это что – такая программа? – Да, в настоящее время одной из главных задач, поставленных Президентом, является восстановление экономики регионов в рамках единого экономического пространства страны. Многие знают, что порой местные экономики доходили до того, что области ставили свои границы между регионами, держали зерно и другую сельхозпродукцию, чтобы дождаться роста цен. Но такие «местечковые» меры в лучшем случае заканчивались ничем. Любому человеку понятно, что решать экономические проблемы легче сообща. Многие вопросы вообще можно решить, только объединив усилия. Например, во многих сельскохозяйственных регионах на сегодняшний день не хватает тракторов. Некоторые области чуть ли не собираются строить свои маленькие заводы по производству сельхозтехники. В то же время на территории округа, во Владимирской и Липецкой областях, простаивают тракторные заводы, способные выпускать сельхозтехнику достаточно высокого уровня. – Какой вам видится вертикаль власти после реформирования? Что следует сделать для того, чтобы она работала эффективно? – Помимо существующих трех ветвей власти – исполнительной, законодательной и судебной, – у нас еще есть вертикали собственно исполнительной власти – федеральная, субъектов Федерации, местных органов самоуправления. Так вот, суть реформы государственного устройства – в определении функций каждой из них. Чтобы не было размытости, которая, к сожалению, присутствует до сих пор, параллелизмов, от которых мы никак не можем уйти. То есть надо четко разграничить, кто за что отвечает. Добьемся такого разграничения полномочий – сможем разрешить большинство проблем. Причем строительство вертикали власти нужно не для удобства самой власти в вопросах управления, а для людей, для каждого человека, который вправе знать, на каком уровне он может решить ту или иную проблему. А пока этого нет, аппарату полпреда приходится разбираться с жалобами граждан на прохудившуюся крышу, даже не задумываясь, что в этом случае все решается на уровне ЖЭКа или ДЭЗа. Мы, конечно, помогаем и в таких житейских бедах, но... Конечной целью реформы власти должна стать устойчивая конструкция, в которой горизонтали ветвей власти пронизывают устойчивые вертикали. Только такая «кристаллическая решетка» способна гарантировать стабильное развитие общества и государства, определять финансовые и экономические успехи, обеспечивать социальные гарантии. – Как вы осуществляете взаимодействие с военным командованием частей и соединений, дислоцированных на территории округа, и помогаете ли в решении их проблем? – Такое взаимодействие есть, и весьма конкретное. Достаточно сказать, что в аппарате полномочного представителя существует управление, которое занимается координацией деятельности со всеми силовыми ведомствами, а сам я являюсь членом военных советов Московского военного округа и округа Внутренних войск. В центре внимания – проблемы обеспечения боеготовности и боеспособности войск, их материально-технического оснащения. Меня не могут не волновать также те финансовые, жилищные и бытовые трудности, с которыми приходится сталкиваться нашим военным. Если сказать коротко, то состояние, в котором находятся сегодня Вооруженные силы, иначе как критическим не назовешь. И об этом я регулярно и честно информирую Верховного главнокомандующего, а при возможности стараюсь помочь и сам. – В Ивановской области энергетики отключали от сетей дивизию РВСН и парашютно-десантный полк. Что предпринимает в такой ситуации полномочный представитель Президента? – В тот момент я как раз находился в Иванове. И если это интересно, то прореагировал на случившееся так: выразил благодарность командиру, который в ответ на произвол со стороны энергетиков принял соответствующие меры по недопущению снижения боеготовности части. Кроме того, я незамедлительно доложил о происшедшем инциденте главе государства и поставил вопрос об обоснованном законом реагировании перед прокуратурой. Вообще могу сказать, что любые действия, направленные на несанкционированные отключения коммуникаций прежде всего соединений, стоящих на боевом дежурстве, имеющих статус частей постоянной готовности, вызовут мою немедленную реакцию и самые жесткие действия в рамках действующего законодательства. Отвечать за ведомственный волюнтаризм виновным придется и перед прокуратурой, и перед Правительством, и, если надо, перед Президентом. Здесь двух мнений быть не может. – Есть ли, на ваш взгляд, понимание нужд и запросов военных, предприятий ВПК у глав регионов? – Есть. Во всяком случае, еще никто из руководителей предприятий «оборонки» не высказывал мне недовольства в отношении кого-либо из губернаторов или правительств областей. В свою очередь главы субъектов стараются делать все возможное если не для процветания, то уж, по меньшей мере, для выживания заводов ВПК. Объясняется это просто: оборонщики – это не только рабочие места для значительной части населения регионов, но и значительные отчисления в местные бюджеты. – Насколько реально пополнение бюджета страны за счет теневых капиталов? – Сегодня ведется много разговоров на эту тему. Но воз и ныне там. Например, когда в 1998 году обвалился спекулятивный рынок ГКО и освободившиеся деньги пошли в реальный сектор экономики, начался нынешний подъем промышленности. Явление, конечно, для всех отрадное. Но мало кому известно, что в реальном секторе экономики денежные вложения увеличились процентов на 35, а реализовались лишь около 15 – 17. Куда ушла разница? Есть о чем подумать. Это далеко не единственный пример. Он только подчеркивает, что проблема теневого сектора нашей экономики существует, и она совсем не проста для решения. Силовыми методами решить ее очень тяжело. Хотя правоохранительная система работает в этом направлении, вскрываются только единичные факты. Думаю, ее можно решать законодательным путем. Здесь есть варианты: проводить либерализацию налогов. Это тоже метод привлечения в бюджет ранее «не работавших» в легальном секторе денег. На коллегии Министерства финансов приводились интересные цифры по собираемости налогов. Несмотря на снижение налоговых ставок по подоходному налогу, объем сборов вырос. Становится выгодно налоги платить. – Кем в большей степени является полномочный представитель Президента: инспектором, который контролирует деятельность губернаторов, или хозяйственником, решающим текущие вопросы жизни регионов, входящих в округ? – Президент ставит перед полпредами задачу следующим образом: мы не должны командовать руководителями регионов или заниматься их мелкой опекой. Мы должны четко взаимодействовать, чтобы успешно решать задачи развития регионов и округа в целом. Я стремлюсь к тому, чтобы все без исключения губернаторы видели во мне своего партнера. Я считаю, что лимит на умозрительные экономические программы мы сегодня исчерпали и пора возвращаться от каких-то чудотворных заморских схем к тому опыту долгосрочного народно-хозяйственного прогнозирования и планирования, за который наши выдающиеся соотечественники Леонтьев и Канторович в свое время получили Нобелевские премии и который используется во всех современных государствах и корпорациях. В принципе, новейшее чудо – Интернет – в свое время возникло в недрах военно-промышленного комплекса. – В Послании Президента РФ Федеральному Собранию центральное место занимает тема реформы государственной службы. Но успех этой реформы во многом зависит от решения насущных проблем образования. – Я бы взглянул на этот вопрос несколько шире. Очевидно, что качество государственной службы зависит от принципов ее формирования, способов вовлечения людей в активную политическую и государственную деятельность. Для того чтобы влиять на процесс воспитания кадров государственной службы и политической элиты, надо четко понимать, как люди вовлекаются в политику, выдвигаются на руководящие посты, из каких социальных групп они приходят, как вырабатывают политическую идеологию, устанавливают контакты, за счет чего делают карьеру. Поэтому только на базе существующей и даже обновленной системы образования все проблемы госслужбы не решить. Назрела необходимость разработки и реализации концептуальных основ национальной кадровой политики. Должна быть выстроена система подготовки и привлечения к работе компетентных и образованных людей, настоящих профессионалов, преданных государственным интересам России и умеющих их защищать. И вот здесь роль государственной системы образования трудно переоценить. В ее обновлении должны участвовать все здоровые силы гражданского общества. Сегодня требуются новые подходы в области образования. В Центральном федеральном округе есть хороший опыт инновационных образовательных проектов. Например, студенты Тамбовского государственного технического университета за два-три года уверенно включаются в практическую деятельность, выступая в роли руководителей организаций, координаторов различных социальных, экономических и политических программ. – Как в округе складываются взаимоотношения с церковью? – В развитии отношений между государством и церковью инициатива исходит снизу, от местных органов власти, а не от федерального Центра. За последние годы в большинстве субъектов Центрального федерального округа сформировалась вполне четкая практика взаимодействия государственных органов с епархиями Русской православной церкви. В шестнадцати субъектах округа подписаны соглашения о сотрудничестве между епархией и местной администрацией. В девяти регионах существуют договоры о сотрудничестве между епархией и органом управления образованием. Все эти документы предполагают взаимодействие церкви с государственными образовательными структурами в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи, в борьбе с распространением среди детей и подростков таких пороков, как табакокурение, алкоголизм, наркомания, половая распущенность и насилие. Испокон веку нашу страну именовали Святой Русью. В это название вкладывался нравственный смысл, подчеркивалась та великая миссия, которую Россия добровольно взяла на себя в качестве хранительницы вечных ценностей. Такое понимание предназначения всегда задавало нравственные рамки и устанавливало традиции в нашем государстве. Поэтому сейчас, когда мы вновь обретаем себя, ищем духовный стержень нашей жизни, необходимо вернуться к истокам. Именно эти принципы сегодня должны быть положены в основу внутренней и внешней политики России. – У вас очень спортивный вид. Вы всерьез занимаетесь каким-либо видом спорта? – В молодости ходил в борцовскую секцию. Сейчас этим видом спорта увлекается мой сын. Он выбрал русский стиль, так называемую РОСС – российскую отечественную систему самообороны. Это очень эффективная система, в которой энергия нападающего используется для защиты и перехода в контратаку. Наши предки в понимании рукопашного боя не уступали никому. Я понаблюдал за тренировками, которые ведет Александр Иванович Ретюнских. И у меня даже возникло желание позаниматься русской борьбой получше. – Вы часто бываете в командировках. Какие встречи с людьми вам запомнились во время поездок по округу? – В Рязанской области есть городишко под названием Сапожок. Там местный батюшка, в прошлом самбист, организовал секцию, в которой занимаются больше 50 мальчишек. Мы ему немного помогли с инвентарем. Пусть создает свой «шаолиньский монастырь». Каждая поездка дарит встречи с удивительными людьми. Скажем, в Туле у меня вызывают огромное уважение руководители «оборонки», которые постепенно возвращают городу его оружейную славу. На Тамбовщине меня поразил директор местной птицефабрики Сергей Коннов. Это в прошлом известное хозяйство разорилось, туда пригласили молодого энергичного директора из другого района, из другой отрасли, и он вытащил предприятие. На фабрике есть музей, им руководит удивительная женщина, Герой Соцтруда Екатерина Федоровна Шмадченко – современно мыслящая, молодая (хотя ей за 70), настоящая красавица. Самые приятные встречи обычно те, которые невозможно запланировать. Скажем, направляемся как-то в одно хозяйство Курской области. Вышли по дороге из машин размять ноги. Вдалеке сидели мужики, пили квас (действительно – квас, они нас им потом угостили). Увидев начальство, на всякий случай спрятались в кусты. Мы подошли, познакомились. У мужиков крепкие рукопожатия, бодрые лица. Говорят, а чего грустить? Землю опять стали обрабатывать, получили новую технику, денежки в семьях завелись. Давно такого не было! – В свое время вы возглавляли налоговую полицию Петербурга. Насколько трудно было переквалифицироваться в управленца? – Оперативная подготовка мне лично много дала. Главным образом – научила работать с людьми. Это умение предполагает, во-первых, уважение к человеку, а во-вторых, способность разглядеть его реальные возможности и обратить их на пользу делу. Но есть момент, который я вовсе не собираюсь сбрасывать со счетов. Задача оперативника, как известно, – выявлять и пресекать преступления. Со временем у многих развивается профессиональная настороженность к людям, они начинают видеть в каждом потенциального правонарушителя. В какой-то момент и я в себе это почувствовал. Тут сказал себе: стоп! И сразу испытал огромное моральное облегчение. Склонность к преступлению – это исключение из правил, а не правило. Так я ориентировал и своих подчиненных. Если оперативник, увидев темные стороны жизни, сохранил веру в людей, то в сочетании с другими качествами он может стать хорошим управленцем. – Ваша фамилия как-то связана с родовыми корнями? – Я не изучал глубоко свою родословную. Дед мне говорил, что среди наших предков был запорожский казак, возможно, из полтавского куреня. Отсюда и фамилия. Но это не анкетные данные, а всего лишь наша семейная гипотеза. – Есть ли у вас уверенность, что мы преодолеем нынешние невзгоды и выйдем на тот путь, который позволит вернуть России славу великого государства, а не сырьевого придатка? – За последний год я много ездил по округу, встречался с представителями бизнеса, трудовых коллективов. Может быть, это покажется кому-то высокопарным, но главную уверенность дают наши люди. Практически нигде я не встречал апатии. Просят одного – создать условия для работы: нормальный политический климат, внятные законы, по которым можно было бы трудиться на пользу себе и государству. И второе, что вселяет уверенность. Руководство страны ясно представляет, в какой ситуации находится государство, и видит реальные пути выхода из кризиса. Президент умеет не только видеть объективно и намечать пути и цели, но и претворять в жизнь принятые решения. Поэтому сомнений, что завтрашний день будет лучше, у меня нет.
Александр ДАВИДЮК, Гудок (online)
12/02/2003 22:22:00
|