КАКОЙ БЫТЬ МЕСТНОЙ ПРЕССЕ?
Сегодня в Тамбове в рамках выездного заседания пресс-клуба "Центральная Россия" за "круглым столом" состоится обсуждение проблем и перспектив развития местных газет.
В работе "круглого стола" примут участие представители администрации Президента Российской Федерации, Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, депутаты Государственной Думы, члены Совете Федерации РФ и пресс-клуба, главные редакторы районных и городских газет ЦФО, руководители медийных структур администраций регионов, входящих в Центральный федеральный округ.
Тема "круглого стола" "Районная газета XXI века: проблемы и перспективы развития" выбрана не случайно. Основанием тому послужили встречи полпред в ЦФО Георгия Полтавченко и сотрудников его аппарата с редакторами районок, которые не преминули поделиться болью за судьбу местной прессы. Надо заметить, непростая тема будущего районных газет впервые была серьезно затронута в конце минувшего ноября на конференции "СМИ в округе: государственное и корпоративное регулирование", что прошла в подмосковном Одинцове. Тогда, обсуждая проблемы, стоящие перед российскими средствами массовой информации, участники конференции не могли не отметить тяжелейшее положение "малой прессы". По словам одного из выступающих, "в районках еле-еле теплится жизнь". Разумеется, помимо проблем, только, им присущих, местные издания терзают также "недуги", которыми больно все российское медийное сообщество и которые пришла пора "лечить". Недаром в названии конференции присутствовало слово "регулирование".
(Окончание на 2-й стр.).
(Окончание. Начало на 1-й стр.).
Несовершенство российского законодательства (Закон "О СМИ", принятый в 1991 году, утратил в силу изменившихся общественно-политических отношений в стране свое былое значение) не позволяет власти вести конструктивный диалог с медийным сообществом и в какой-то мере обеспечивать государственное регулирование СМИ. С другой стороны, в самих средствах массовой информации корпоративный дух еще не достаточно выработан, чтобы сама журналистская среда могла регулировать внутренние процессы и решать назревшие проблемы. Как раз встреча представителей власти и СМИ в Одинцове способствовала возможности договориться, каким образом цивилизованно, с добрым отношением друг к другу, по словам полпреда Г. Полтавченко, решить две задачи. Во-первых, обеспечить максимально широкую и, разумеется, объективную оценку деятельности, которую осуществляет власть, со стороны СМИ, а значит, и общества. Во-вторых, предоставить журналистам возможность получать как можно больше информации и в случае необходимости давать оценку тем или иным событиям либо действиям властей.
Декан факультета журналистики МГУ Ясен Засурский, рассуждая о взаимодействии власти и СМИ, отметил необходимость развивать в среде журналистов корпоративный
дух, учиться взаимодействовать с властью и государственными ведомствами. "Понимание важности деятельности средств массовой информации у государства есть, - говорил он. - В этом плане показателен диалог Президента России со СМИ. Ясно, что глава государства видит в журналистском сообществе важный инструмент, могущий помочь правительству либо же какому-то ведомству понять свои ошибки и промахи. Важно СМИ научиться действовать исключительно в интересах граждан". Ясен Николаевич подчеркнул, что вовсе не помешает также умение отстаивать перед исполнительной властью в парламенте журналистские интересы.
Проблем, требующих незамедлительного решения, на конференции было озвучено немало. Не остался в стороне и архисложный вопрос финансирования средств массовой информации. Прозвучали два, можно сказать, полярных мнения. Коли мы находимся в рынке, СМИ должны проявлять самостоятельность в решении финансовых вопросов, утверждали одни. Согласно другой точке зрения, средства массовой информации станут более независимыми а регионах, если получат из федерального бюджета поддержку. Где и как взять деньги?
Участники конференции пришли тогда к твердому убеждению, что решить проблемы взаимодействия журналистского сообщества с различными ветвями власти, помочь СМИ выработать корпоративную позицию в должной степени сможет пресс-клуб, идея создания которого принадлежит полпреду в ЦФО Г. Полтавченко и начальнику управления по работе с общественными организациями и СМИ полпредства В. Александрову. Владимир Александрович отмечает, что зачастую голос региональных средств массовой информации звучит значительно тише по сравнению с центральной прессой. Между тем, по самым примерным подсчетам, только в ЦФО издается 16493 печатных издания. Потому очень важно построить такую систему, говорит он, при которой был бы возможен деловой диалог прессы и исполнительной власти. За последние десять лет роль районной прессы существенно возросла, ибо исключительно она может удовлетворить потребность читателя в информации местного характера (центральные газеты не напишут, почему баня в той же Сосновке не топится). Однако положение районок крайне неустойчиво по причине отсутствия в отношении них четкой государственной политики. К тому же наметившиеся изменения в законодательстве о СМИ ставят под угрозу само существование районных и городских газет.
Большинство районных газет в экономическом плане убыточно. Доходы от подписки, по сведениям, представленным редакторами газет в ходе опроса, у 70 процентов составляют самое большое третью часть в бюджете редакции. Разумеется, вырученные деньги не покрывают затраты на бумагу и типографские услуги. Реклама местных товаропроизводителей хотя и помогает районкам выживать, все же оставшись
без помощи государства явно не обойтись.Если даже газета способна свести концы с концами, в ближайшее время она вряд ли сможет уйти из-под власти местной администрации. Многие же эксперты полагают, что только подчинение районных изданий областной администрации в лице департаментов по СМИ и полиграфии поможет газетам освободиться от диктата местных властей.
Не будем предвосхищать события. Сегодняшняя дискуссия за "круглым столом" ответит на многие вопросы. А обсуждаться будут следующие проблемы: экономика районных (городских) газет;
взаимоотношения районных СМИ с органами власти; организационно-правовой статус районных газет; модернизация, создание нового типа районных газет с учетом современных требований журналистики и общества; техническое оснащение, кадровое обеспечение редакций и прочее. По итогам "круглого стола" планируется сформулировать поправки в законодательство о СМИ. Одно несомненно, коли власть обратила внимание на местную прессу; жить ей да жить. После заседания "круглого стола" состоится презентация Тамбовского медиа-центра - своеобразной независимой дискуссионной площадки, - по замыслу организаторов способствующего повышению общественной активности тамбовских журналистов и укреплению действенного взаимодействия СМИ и всех уровней власти.
Н. ГАЛКИНА.
На снимке: В.Александров, В. Титаренко, Т. Новикова обсуждают проблемы СМИ.
Фото А. Жалнина.
Н. ГАЛКИНА., 52, стр. 1, 2, Тамбовская жизнь
14/03/2003
|