Сегодня в МГУ, завтра в Сорбонне
Российский общественный совет по развитию образования (РОСРО) собрался в Москве, чтобы обсудить проблемы участия России в Болонском процессе - общеевропейской интеграции высшего образования.
Известно, что российские дипломы о высшем образовании на Западе недействительны. Чтобы устроиться на работу за рубежом или получить там ученую степень, российскому специалисту надо "подтвердить" свой диплом. На практике это выглядит так. Закончили вы, допустим, Тамбовский университет, а ученую степень магистра хотите получить в Сорбонне. Берете свой диплом и отправляетесь в Париж, где администрация университета на месте будет решать, признавать или не признавать ваш российский диплом.
А если вы хотите устроиться на работу в зарубежную фирму, то все будет еще сложнее. Дело в том, что в нашей стране признание дипломов осуществляется через систему государственной аккредитации, а в Европе и США - через профессиональные ассоциации; врачей, юристов, инженеров, экономистов. Ни один уважающий себя зарубежный работодатель не возьмет вас на работу без рекомендации соответствующей ассоциации. К сожалению, даже наша "Бауманка" ведущими инженерными ассоциациями не признана.
Надо отметить, что профессиональные ассоциации зачастую предъявляют явно завышенные требования к специалистам. Поэтому каждому зарубежному университету, желающему добиться признания своих дипломов, необходимо активно работать с этими ассоциациями, "наводить мосты", как говорится.
Но, как известно, один в поле не воин, поэтому еще в 1998 году министры образования Италии, Германии, Франции подписали декларацию "О гармонизации архитектуры европейского высшего образования". А в июне 1999 года министры образования уже 29 европейских стран подписали "Декларацию о Европейском пространстве для высшего образования". Это целая программа действий до 2010 года по созданию условий для повышения мобильности граждан на рынке труда и усиления конкурентоспособности европейского образования. Большая работа, ведущаяся европейскими вузами, получила название "Болонский процесс". Подключиться к этой работе давно пора и России, если мы не хотим, чтобы наше высшее образование считалось провинциальной подготовкой.
Отдельные вузы страны - Санкт-Петербургский университет, Российский государственный гуманитарный университет, Высшая школа экономики - делают самостоятельные попытки интеграции в Европу. Участники РОСРО решили поддержать их инициативу. Кроме того, они объявили "всеобщую активизацию": определенные действия по включению нашей страны в Болонский процесс требуются от МИДа России, Минтруда и Госдумы. Российским представителям необходимо войти в рабочие органы, действующие в рамках Болонского процесса, включиться в диалог. "Российскому высшему образованию есть что показать западным коллегам. Глядишь, и наши традиции станут ориентиром для объединенной Европы", считает ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.
Специально созданная рабочая группа Министерства образования должна в ближайшее время разработать предложения по созданию российской системы "перезачета кредитов", совместимой с европейской. Что это означает? Появляются четкие критерии сопоставимости программ, объема материала, изученного студентом на каждом курсе (только тогда можно реализовать принцип: сегодня в МГУ, завтра - в Сорбонне), а также дипломов различных учебных заведений. Кузьминов предложил "четко структурировать дипломы". По его мнению, целесообразно ввести "свои дипломы" для каждого высшего учебного заведения. Это было бы актуально в ситуации, когда диплом единого образца давным-давно продается в переходах.
Определенные трудности будут возникать в связи с всеобщим переходом на двухуровневую систему обучения "бакалавриат-магистратура". В России эта система существует пока лишь в теории. Практически все студенты учатся пять лет. В МГУ как-то попытались ввести 4-летнюю подготовку бакалавров, но среди студентов это вызвало негативную реакцию. Не котируются пока новоиспеченные бакалавры у наших работодателей. Однако везде можно успеть, если не торопиться. При формировании бакалаврских программ, например, совсем не обязательно идти по пути сокращения и упрощения. Реально наш студент в годы социализма учился 3,5-4 года, а не 5 лет. Помните, сколько учебного времени уходило на "картошку", "овощную базу" и бесчисленные "общественные нагрузки"?! "Наши методические и программные ресурсы нужно внимательно просмотреть и скорректировать. Продолжительность обучения во многом зависит от учебного плана", - считает проректор СПбУ Вадим Касевич.
И.ГОРЕВА., 15, стр. 4, Молодежная газета
17/04/2003
|