ПОКА ГОЛОДНОГО СТУДЕНТА УЧИТ НИЩИЙ ПРОФЕССОР
Не так давно в Москве прошел VII съезд ректоров, посвященный вопросам модернизации образования в России. Его участником стал ректор Удмуртского государственного университета Виталий ЖУРАВЛЕВ, который и рассказал о работе съезда, о проблемах реализации государственного экзамена в Удмуртии, о развитии образования в нашей республике.
- Все ждали этого съезда, понимая трудности в сфере образования в целом, не только в высшей школе. Сейчас идет процесс модернизации сферы образования. И здесь возникает множество проблем. Конечно, корпус ректоров России должен был отреагировать на происходящее, высказать мнения, суждения по этому поводу, внести какие-то коррективы. И чтобы все наши пожелания не повисли в воздухе, на съезде принимали участие главные руководители Российской Федерации: Президент России Владимир Путин, представители Правительства, министерств, Государственной Думы, Федерального Собрания и многие другие. На съезде приняли участие более двух тысяч человек, среди них - все ректоры классических, технических университетов, отраслевых институтов и других вузов. Съезд открывал президент Российского союза ректоров - ректор Московского государственного университета Виктор Садовничий. Затем слово было предоставлено Владимиру Путину. Его доклад произвел впечатление. Он, несомненно, придает сфере образования государственное значение. Путин обратил внимание на необходимость развития фундаментальной науки, на соединение науки и образования, где следует делать ставку на обучение через исследование. Президент России обратил внимание также на доступность образования, на качество образования, непрерывность образования.
- Какие трудности прежде всего на сегодняшний день испытывает сфера образования?
- Естественно, финансовые. Пока государство не смогло решить эту проблему достойным образом. Поэтому и получается, что голодного студента учит нищий профессор. Этап благополучия в образовании еще не наступил, поэтому в рамках Закона "Об образовании" вузам разрешена некая автономия в вопросах, касающихся привлечения новаций и развития. Каждому вузу разрешено вести внебюджетную деятельность: это образовательные услуги, заказы предприятий и организаций и так далее. Мы привлекаем дополнительные финансы для того, чтобы подкрепить преподавателей, подкрепить нашу хозяйственную деятельность. Но современная налоговая система такова, что с каждого заработанного рубля мы 51 копейку вынуждены отдать. Трудности и с казначейством, поскольку все, что мы зарабатываем сегодня самостоятельно, с точки зрения государства, считается бюджетными средствами. Казначейство регулирует расходование внебюджетных средств, при этом теряется оперативность всех наших операций.
- Что предполагает обучение через исследование? И почему в последнее время этой деятельности уделяется все больше внимания?
- Студент с первого курса в вузе должен проникнуться необходимостью творчества. К сожалению, наши учебные заведения не являются научными учреждениями. Например, в МГУ около 100 академиков, но МГУ не аккредитован в Министерстве науки как научное учреждение. К ним различные службы предъявляют претензии, потому что в структуре МГУ есть институты, которые имеют научных сотрудников. Эти научные сотрудники ведут учебную работу и занимаются научными исследованиями. Но их деятельность финансируется из бюджета как учебная работа. Поэтому к МГУ очень много претензий в плане нецелевого расходования средств.
- Говорилось ли на съезде о таком образовательном эксперименте, как единый государственный экзамен?
- Да. И Владимир Путин обратил на это внимание. Сейчас в некоторых регионах проходят эксперименты, связанные с единым государственным экзаменом, а также эксперименты по финансовым обязательствам государства по отношению к обучающимся. Это так называемые ЕГЭ-ГИФО. Начало этого эксперимента уже состоялось. И руководители вузов должны были высказать свое мнение о результатах. Выступления, которые прозвучали, оказались очень настороженными. Дело в том, что эксперимент затрагивает основы сферы образования. Считается, что тестовые измерительные материалы, которые используются при ЕГЭ, не совсем достаточно оценивают знания выпускников школ. Очень многие талантливые ребята не могут в этих тестах полностью проявить себя. Поэтому необходимо выстраивать и параллельную систему оценки знаний. В частности, проводить различные олимпиады, где молодые люди способны проявить себя более глубоко. А по итогам этих олимпиад нужно зачислять победителей в вуз без экзаменов. Что касается самого ЕГЭ, то эксперты отмечают и его положительную сторону. Но в выступлениях ректоров, а также представителей Государственной Думы звучало, что проводить этот эксперимент нужно осторожно и постепенно, чтобы не разрушить существующие в России образовательные традиции. Необходимо соблюсти паритет между новациями и традициями. Например, в нашей республике на проведение единого государственного экзамена было выделено 16 миллионов рублей. Если бы эти деньги просто распределили между учебными заведениями, пользы наверняка было бы больше. К тому же возникают и другие сложности. После проведения ЕГЭ результаты оцениваются сначала здесь, в Ижевске, а затем все отправляется в Москву, в Центр тестирования. Чтобы сохранить повышенную секретность, мобилизуются многие службы: почта, МВД, ФСБ. Из Москвы все возвратилось в этом году с большим опозданием. Аттестаты школьникам были уже выданы, а в них проставлены годичные оценки. Что касается ГИФО, то фактически это нарушение Конституции Российской Федерации. В Конституции и Законе "Об образовании" записано, что государство либо полностью оплачивает обучение студента или школьника, либо вовсе не оплачивает. Никаких половинчатых, четвертичных и так далее оплат там не обозначено. В эксперименте же получается так, что, в зависимости от результатов ЕГЭ, школьник получает определенные баллы и, приходя в вуз, приносит определенные проценты, от которых зависит финансирование его обучения. Если он получает 100 баллов на экзамене, то приносит 100 процентов тех средств, которые государство будет платить за него во время обучения в вузе. Если 50 баллов, то государство оплатит 50 процентов, а остальные деньги он должен внести сам. Из этого следует, что часть тех денег, которые государство ранее должно было заплатить, оно платить не будет. Кроме того, абитуриент может прийти и в частный вуз и принести туда часть средств из государственного обеспечения. Так что эксперименты с ГИФО вызывают очень много вопросов. Надо, наверное, думать о том, что жизнь развивается, меняется окружающая среда, меняются наши взаимоотношения с соседними государствами. И в этих изменениях должна меняться и система образования. Но претворять в жизнь все изменения надо более обдуманно.
- Каков будет набор по ЕГЭ в следующем году? Говорят, что к математике добавятся русский и иностранный языки. - Математика остается. Возможно, появятся русский и английский языки (английский выбран из всех остальных иностранных языков). Все это определяет Министерство образования России совместно с Министерством народного образования Удмуртии. На сегодняшний момент решения коллегии федерального министерства и приказа министра по этому поводу нет. Все пока обсуждается.
- Какие еще трудности влечет за собой эксперимент по ЕГЭ?
- До появления ЕГЭ процветало репетиторство, благодаря которому многие преподаватели незаконно зарабатывали большие деньги. Сейчас активно набирает силу другой вид репетиторства - натаскивание на тесты. Мы никуда не ушли от того, от чего хотели уйти.
- Понятно, что сейчас многих не устраивает прежняя система образования. Но так ли там все было плохо? И соответствует ли современная система образования мировым стандартам?
- На съезде много говорилось о том, что мы должны всячески популяризировать ту образовательную систему, которая действует у нас. Наши традиции весьма существенны. Не случайно наши выпускники вузов очень ценятся за рубежом. За последние пять лет более 100 тысяч выпускников российских вузов выехали за рубеж и работают в разных странах. Например, выпускники механико-математического факультета МГУ завоевали ряд выдающихся премий мирового уровня, но, к сожалению, не работают сейчас в России. В Израиле примерно 30 процентов преподавателей математики в гимназиях - это выпускники российских вузов.
- На ваш взгляд, какие результаты принес съезд ректоров?
- Съезд вселил надежду в руководителей вузов. Надежду, что дальнейшие действия, которые нужно осуществить в сфере государственного обеспечения системы образования, будут выполнены. Изменится и финансовое положение. Это будет касаться повышения стипендий студентам - вдвое, повышения заработной платы преподавателям - на 33 процента. Кроме того, повысятся надбавки за ученую степень: сейчас кандидат наук получает 300 рублей за степень, а будет получать с 1 января 900, доктор наук получает 500 рублей, а будет - 1500 рублей. Повышение стипендий ожидается только с 1 октября 2003 года. Будет увеличено и финансирование приобретения оборудования на 68 процентов, финансирование капитального строительства и капитального ремонта - в 260 раз (правда, сейчас эта сумма близка к нулю). Обновление оборудования - очень важная статья расходов для вузов. Студентов учить не на чем. В нашем вузе есть оборудование 50-х годов. Понятно, что оно уже не соответствует современным требованиям. Тем не менее надежда есть. Прием студентов в российские вузы с каждым годом увеличивается примерно на 3-4 процента. И наше образование конкурентоспособно по отношению к западному. И модернизация образования нужна, и реформы нужны. Вопрос, как это все будет реализовываться?
ОКСАНА ЛУКИНСКАЯ, 2-3, стр. 15, Известия Удмуртской Республики
09/01/2003
|