Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Садовничий Виктор Антонович

Интернет-конференция
Ректора Московского государственного университета
имени М.В. Ломоносова
Садовничего Виктора Антоновича

 

Обзор публикаций СМИ


ВОПРОСЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Динамичное, устойчивое развитие высшего образования считается в мировом сообществе одним из ключевых показателей развитости государства. Чтобы правильно сформировать этот важнейший процесс, необходимо, во-первых, тщательно проанализировать ход эволюции высшей школы Казахстана и, во-вторых, использовать позитивный опыт стран, чья высшая школа имеет с национальной общие научные корни.

Как показывает международный опыт, высшее образование может стать наиболее эффективным и устойчивым в том случае, когда оно действует в виде единой государственно-общественной системы. Такая система имеется и в дальнем зарубежье, и в ближнем. Недавно мы еще раз убедились в этом на примере высшей школы Российской Федерации.

В России уже 10 лет существует и ведет активную работу Союз ректоров России (РСР) - влиятельная общественная организация, целью которой является эффективное содействие решению важнейших вопросов в области высшего образования. Союз ректоров стал мощным фактором, благодаря которому высшая школа России развивается устойчиво, без рывков. Союз ректоров не стремится к революционным переворотам в высшей школе, сохраняя консерватизм как одно из системообразующих начал развития образования, он руководствуется принципами умеренности, преемственности. Пример деятельности Союза ректоров РФ весьма показателен. Думается, что именно такой самостоятельной и влиятельной общественной организации не хватает в системе высшего образования нашей страны.

Конечно, при Министерстве образования РК в прежние годы существовал Совет ректоров, но это было формальное, номинальное объединение, не имеющее реального влияния. Об этом уже шла речь на парламентских слушаниях 2002 года по образованию. Это не могло не привести к просчетам, в том числе в законодательной базе высшей школы. В стране необоснованно возникло множество нерегулируемых, так называемых негосударственных "университетов", "академий", что обесценило понятие образования, снизило его качество.

Новоиспеченные вузы и филиалы в большинстве не способны давать качественные знания, да, собственно, не с той целью они и создавались. А ведь такие учебные заведения выдают дипломы того же образца, что вузы, по праву считающиеся флагманами казахстанской высшей школы. Происходит подмена ценностей, девальвируется сама идея высшего образования, соответственно падает доверие к отечественному диплому. Иными словами, сфера образования становится всего лишь прибыльным бизнесом для некоторых людей, и это наносит большой урон обществу.

Я далек от мысли, что корень проблемы лишь в негосударственных вузах как таковых. Среди них есть вполне достойные учебные заведения. Ущерб качеству образования наносится и некоторыми государственными вузами, стремящимися решать свои финансовые проблемы открытием непрофильных для себя специальностей за счет традиционной сферы подготовки. Если сегодня мы принципиально не разберемся с этими явлениями, не примем меры по разрешению этих проблем, престиж системы образования будет снижаться. Ведь от качества знаний зависит качество общества, качество самого государства. Стране не нужны штампованные дипломы, ей нужны образованные специалисты. Поэтому государство обязано регулировать образовательные процессы. Опыт стран СНГ показывает, что государство должно контролировать процесс развития частного высшего образования и устанавливать конкретные обоснованные параметры и объемы негосударственного сектора образования исходя из национальных интересов страны в целом.

Сегодня нас не может удовлетворять научно-педагогический уровень значительной части профессорско-преподавательского состава вузов. Необходимо ужесточить аттестацию, вернуть в вузы педагогическую элиту, создавая ей достойные условия для работы. И этим вопросом также должен заниматься Совет ректоров.

Пора принять закон о государственном статусе учителя, преподавателя, научного работника. В ряде развитых стран мира, например, в Германии, Франции преподавательский состав вузов имеет статус государственных служащих, а в РФ обсуждается закон о введении квалификационных разрядов для профессорско-преподавательского состава и научных работников вузов (с указанием соответствующих рангов). Приравнивание категорий научно-педагогических работников к соответствующим рангам государственной службы стало бы в Казахстане реальным фактором укрепления социального и служебного статуса вузовских преподавателей.

Важнейший вопрос - состояние воспитания, социальной защиты и здравоохранения студентов. Ведь без здорового студенчества сегодня не может быть здоровой нации завтра. Нужна государственная финансовая поддержка студенческих профилакториев, питания нуждающихся студентов. Есть и другая сторона проблемы воспитания: в республике немало сил, которые хотели бы использовать молодежь в своих целях. Об этом недавно говорилось на совещании по внутренней политике в Администрации Президента Республики Казахстан. Одна из главных задач республиканского Совета ректоров в этом плане - создание союза студентов, который направлял бы их на приобретение качественных знаний, формирование чувства патриотизма, верности Отчизне, преданности идеалам государства.

Давно назрела необходимость разработать концепцию социально-воспитательной и идеологической работы, что позволит реализовывать все социально-воспитательные задачи в стране системно.

Таким образом, задач перед вузами и ректорами немало. Поэтому, когда в 2002 году республиканский Совет ректоров был воссоздан в качестве юридического лица, мы решили обратиться к опыту тех стран, где аналогичные организации существуют уже не один год. В первую очередь необходимо было изучить опыт Российского союза ректоров.

В декабре 2002 года на базе МГУ состоялся VII съезд Российского союза ректоров. На нем присутствовало 1, 5 тысячи ректоров вузов и 500 гостей. В работе съезда по приглашению президента Российского союза ректоров ректора МГУ В. Садовничего приняла участие делегация ректоров Казахстана. Образовательные связи между Казахстаном и Россией складывались десятилетиями. В наших странах существуют родственные системы образования, и нам не безразлично, что сегодня происходит в российской высшей школе. При этом, конечно, мы не собираемся бездумно копировать чей-либо опыт, но мы полагаем, что его следует изучать и использовать в соответствии с национальными интересами Казахстана. Важно и то, что Президент РФ назвал сотрудничество со странами СНГ в сфере образования "абсолютным приоритетом".

Участвуя в работе съезда Союза ректоров РФ, мы еще раз убедились в конструктивной позиции ректорского корпуса, благодаря усилиям которого российская высшая школа в непростых условиях последнего десятилетия сохранила свои позиции, качественный уровень и перспективы. Повестка дня съезда была посвящена обсуждению актуальных вопросов, вытекающих из Концепции модернизации высшего образования.

В работе съезда принял участие и выступил Президент РФ В. Путин, а также представители политической элиты РФ. Это свидетельствует о том огромном значении, которое государственные органы РФ придают сфере высшего образования. По итогам работы съезда было принято развернутое постановление "О стратегии модернизации высшего образования". Конечно, решения съезда Союза ректоров не имеют директивного значения для министерства образования РФ. Однако не учитывать мнение всего ректорского корпуса министерство не может. Так, министр образования РФ В. Филиппов в своей итоговой речи сказал, что "съезд сделал то, что не могло сделать министерство образования".

Какие же проблемы, обсуждавшиеся на съезде ректоров, актуальны и для Казахстана?В первую очередь это вопрос об интеграции высшего образования и науки. По мнению лауреата Нобелевской премии Ж. Алферова, до сих пор сохраняется разобщенность науки и образования. Действительно, высшее образование должно быть фундаментальным. В этом - традиция высшей школы Евразийского региона с XVIII века. И от этого нельзя отказываться ни Казахстану, ни России. Нельзя допустить дефундаментализации высшего образования.

Необходимо решить вопрос о придании вузам статуса научных учреждений. Вузы как юридические лица должны иметь право включать в свой состав научно-исследовательские институты в качестве других юридических лиц. Только тогда вузовская наука сможет развиваться успешно. С другой стороны, фундаментальная наука не может быть прибыльной. Поэтому, если мы хотим видеть у страны перспективу, то государство должно вкладывать деньги в науку.

В РФ обсуждается вопрос о введении статуса "ведущих вузов". В Казахстане уже сегодня есть национальные университеты, имеющие особый статус, но этот статус не конкретизирован, не обеспечен финансированием в целях развития университетской науки и фундаментального образования. Для развития ведущих вузов в РФ предлагается принять государственную целевую программу "Университеты России в XXI веке". Учитывая наличие в системе высшего образования Казахстана университетов с особым статусом, целесообразно разработать соответствующую национальную программу.

Важным каналом, через который Союз ректоров взаимодействует с вузами Евразийского региона, является Евразийская ассоциация университетов. ЕНУ им. Л. Н. Гумилева, также как и ряд ведущих вузов Казахстана, является членом этой ассоциации. Наступивший 2003 год - Год Казахстана в России. Учитывая это, нами была достигнута договоренность с президентом Евразийской ассоциации В.Садовничим о проведении в мае 2003 года в Астане на базе ЕНУ очередного международного форума - заседания Евразийской ассоциации университетов. Целесообразно через Евразийскую ассоциацию разработать единые стандарты по естественнонаучным направлениям и специальностям для вузов Евразийского региона. Предполагается, что примерно 60 % объема новых учебных стандартов будет составлять общая, инвариантная часть, а 40 % будут национальным и вузовским компонентом.

В настоящее время в РФ идет эксперимент по внедрению так называемого единого государственного экзамена, который является одновременно выпускным для общеобразовательной школы и вступительным для вуза. Высказывается немало критических замечаний, так как единый экзамен стандартно рассчитан на среднего школьника и не учитывает интересы и подготовку наиболее сильной, продвинутой части абитуриентов. Опыт Казахстана убеждает - поиск талантливой молодежи при приеме в вузы не должен ограничиваться одним формализованным тестовым экзаменом. Необходимо развивать различные формы, например, прием по результатам вузовских олимпиад. Для этого должны быть предусмотрены специальные места в госзаказе и гранты.

Интересно, что в РФ в 2003 году начнется внедрение системы целевого приема на основе договоров вузов с органами государственной власти. Эта система предусматривает конкретизацию в договоре будущего места работы, должности и оклада выпускника вуза. Нам также имеет смысл изучить этот вопрос.

Анализируя проблемы современного вуза, невозможно обойти финансовую сторону. На наш взгляд, модернизация высшей школы не должна вести к сокращению государственных расходов на образование. Государственный сектор в образовании следует усиливать, так как это вопрос стратегии и государственной безопасности. Целью модернизации сферы образования не должно стать уменьшение бюджетного финансирования. Необходимо скорректировать налоговое законодательство в сфере образования и науки. Предоставление налоговых льгот является важным пунктом и для казахстанских вузов. Во-первых, следует ввести льготы при реинвестировании в образовательный процесс прибыли (на приобретение основных средств и оплату труда), полученной от предоставления платных консультационных и образовательных услуг, аренды. Во-вторых, надо предоставить льготы вузам для приобретения и реализации учебной и научной продукции (без НДС - 16 %).

К сожалению, минувшие годы не способствовали росту социального престижа ряда педагогических и инженерных специальностей. Так, в начале 90-х годов областные педагогические институты, занимавшие важное место в системе высшего образования, были повсеместно переименованы в университеты. Процесс университизации был сам по себе правильный, но он привел к тому, что педагогические специальности в новых университетах перестали доминировать, ушли на второй план. Переименование пединститутов привело к сокращению подготовки педкадров, сократилось количество педагогических, методических кафедр. В первую очередь все это сказалось на сельской школе, где имеет место большая нехватка квалифицированных учителей.

Учитывая перспективные национально-государственные интересы, в вузах необходимо вести широкую и качественную подготовку нового поколения учителей. Для обеспечения полноценного функционирования национальной системы общего образования в Астане необходимо открыть педагогический университет с Республиканским институтом повышения квалификации педагогических кадров всех уровней.

Педагогическое образование должно соответствовать потребностям времени. При этом социальное положение педагогов вызывает тревогу. В этом году Правительством РК уже проведено повышение зарплат учителям на 35 %. Эту политику желательно продолжить и в дальнейшем, иначе вузы, готовя учителей, будут в значительной мере работать вхолостую, так как значительная часть выпускников не пойдет в школу. Необходимо существенно поднять зарплату и уровень пенсий всех категорий педагогических работников, обеспечить молодых специалистов, учителей жильем, кредитами.

Для всего евразийского образовательного пространства актуальными являются вопросы о лицензировании и аккредитации вузов. По мнению ректорского корпуса стран СНГ, наряду с государственной системой лицензирования и аккредитации вузов должна существовать и общественная система аккредитации. В первую очередь этим должны заниматься союзы ректоров и их региональные отделения - советы ректоров - как общественные организации, наиболее компетентные в этой области.

Рассматривая развитие высшей школы Казахстана и России в широком региональном аспекте, нельзя обойти вопрос о так называемом Болонском процессе. Суть дела в том, что в Европе в последнее время активно идут интеграционные процессы. Возник Европейский союз. Однако системы образования европейских стран исторически имеют значительные отличия. С другой стороны, Европа озабочена вопросом недостаточной конкурентоспособности европейского образования с США, так как количество иностранных студентов в Америке во много раз превосходит количество иностранных студентов в странах Европейского союза. Поэтому, чтобы усилить совокупную силу и привлекательность европейского образования для иностранцев, было решено сблизить европейские системы образования.

По инициативе Англии, Германии, Франции и Италии в 1999 году в г. Болонья (Италия) состоялась первая встреча европейских министров образования, которые подписали совместную декларацию, названную Болонской - по созданию Зоны европейского образования. Эта декларация предусматривает: 1) единое европейское приложение к диплому; 2) переход к двухуровневой системе высшего образования: 1-я ступень - 3-4 года, 2-я ступень - 1-2 года; 3) получение на 2-й ступени степени магистра или доктора наук; 4) внедрение единой системы кредитов (как единиц трудоемкости учебного процесса), для того чтобы студенты могли без проблем переводиться из страны в страну; 5) свободное передвижение преподавателей и студентов по Европе.

Какую позицию должен занимать в отношении этого процесса Казахстан? Мы должны четко просчитать, что даст нам подписание Болонской декларации. Приведет ли это к улучшению качества нашего образования? Есть ли прямая связь между качеством национальной высшей школы и Болонским процессом? Не приведет ли принятие европейских стандартов образования к "утечке мозгов" из Казахстана (что уже сейчас происходит в России)?

Наконец, пытаясь вступить в европейское образовательное пространство, как быть с нашим евразийским образовательным пространством в рамках Евразийского экономического сообщества, инициатором которого выступил Президент Республики Казахстан?

Для европейских стран болонская интеграция в области высшего образования - это необходимость, вытекающая из логики создания Европейского союза. Без ЕС никакого болонского процесса не было бы. Поэтому, если Казахстан собирается вступать в Европейский союз, тогда, конечно, подписывать Болонскую декларацию надо. Но если пока нет, тогда лучше повременить. По нашему мнению, вопрос о подписании Болонской декларации - это не только образовательный, но и политический вопрос (как и вообще вопрос о вхождении в любые европейские структуры).

Вступление национальной системы образования Казахстана в болонский процесс должно сопровождаться анализом возможных последствий. Конечно, уклоняться от болонского процесса нет оснований. Но при вхождении в европейское пространство у стран Евразийского региона должна быть выработана общая позиция, учитывающая национальные интересы, чтобы совместными усилиями можно было повлиять на развитие европейского образования в выгодном нам направлении. Отметим, что страны СНГ (Россия, Украина, Беларусь, Молдова) не подписали до сих пор Болонской декларации. На наш взгляд, странам, входящим в ЕврАзЭС, необходимо выработать единую, согласованную позицию по данному вопросу.

Отметим также, что, учитывая традиции высшей школы в нашем регионе, съезд ректоров РФ одобрил предложение о подписании в 2003 году Московской декларации по высшему образованию.

Национальное образование должно стремиться к сохранению лучших традиций и стандартов классической высшей школы. Но не просто адаптация системы высшего образования к изменениям, а формирование самих этих изменений - вот цель образования. Только так можно обеспечить опережающее развитие высшей школы как самого интеллектуально емкого сектора социально-экономической сферы.

Съезд в МГУ убедительно показал, что Союз ректоров - это не защитник своих узких корпоративных интересов, а защитник высшей школы и образования в целом. Поэтому следует усилить деятельность нашего Республиканского совета ректоров. Если подходить к этому вопросу по-настоящему основательно, то необходимо предусмотреть и обеспечить функционирование соответствующей центральной (наряду с региональными отделениями) структуры совета: правление, секретариат, комиссии по направлениям, консультанты, эксперты. Необходима организационная поддержка со стороны Министерства образования и науки, в теснейшем взаимодействии с которым и должен действовать Совет ректоров. Ведь, в конце концов, цель одна - повысить уровень национального образования, чтобы оно стало привлекательным, конкурентоспособным, и делать это следует совместными усилиями как государственных органов, так и общественных.

Сегодня модернизация высшей школы должна вести к созданию единой государственно-общественной системы управления высшим образованием. В РФ, благодаря конструктивной деятельности Союза ректоров, такая система уже складывается. Будет правильным, если в этом позитивном опыте высшая школа Казахстана найдет для себя рациональное зерно.

Совет ректоров Республики Казахстан в состоянии содействовать разрешению стоящих перед системой образования вопросов. Руководители вузов не раз встречались, обсуждали насущные проблемы образования и едины в своем стремлении внести вклад в стабильное развитие высшей школы нашей страны. Ведь если государство финансирует вузы, то очевидно, что вузы должны способствовать проведению государственной политики. Если же некоторые вузы до сих пор не уделяют должного внимания этой работе, значит, они еще не усвоили государствозначимую функцию высшего учебного заведения.

Республиканский совет ректоров считает необходимым сосредоточить усилия на решении приоритетных задач: разработать концепцию развития образования Республики Казахстан и вытекающую из нее конкретную комплексную программу развития образования; создать классификатор специальностей, соответствующий международному уровню; пересмотреть содержание высшего образования на всех уровнях, особенно при переходе от проектируемой 12-летней общей школы к вузу; обеспечить село и страну в целом необходимым количеством квалифицированных педагогических кадров; качественно усилить статус и социальную защиту научно-педагогических работников, в том числе улучшить их пенсионное обеспечение; наконец, постоянно уделять особое внимание социально-воспитательной работе с молодежью.

От решения этих задач зависит не только качество высшей школы, но и качество казахстанской нации.

Мырзатай ЖОЛДАСБЕКОВ,

председатель Республиканского совета ректоров вузов,

ректор ЕНУ им. Л. Н. Гумилева


Мырзатай ЖОЛДАСБЕКОВ, 6-7, Казахстанская правда
09/01/2003
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Садовничий В.А..
МГУ
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
МГУ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации