ДУТЫЕ МЕДАЛИСТЫ ЛОПНУТ... НЕ ОТ ЗАВИСТИ, А ОТ ЕГЭ
Анекдот. К ректору приходит его друг и говорит: "У тебя в вузе берут взятки". "Не может быть!" - отвечает ректор. "Может. У моей дочери за поступление просят пять тысяч долларов". "Не может быть! Давай лучше с тобой поспорим на пять тысяч долларов, что она и без денег поступит!"
Такова сегодня реальность. Другое дело, что доказать подобные факты коррупции в вузах почти нереально. А вот в какой-то мере избежать (хотя бы на начальном этапе поступления в вуз) - возможно. С помощью единого госэкзамена (сокращенно ЕГЭ), сторонники которого находятся все в большем количестве территорий России. Об этом, как и о других вопросах образования, шла речь на семинаре для региональных журналистов, который прошел в Москве. Правда, министр образования В.Филиппов, говоря о ЕГЭ, утверждает, что главная цель единого госэкзамена в том, чтобы расширить возможности поступления в вузы столицы и других крупных городов для способных школьников из провинции. Сейчас статистика для Москвы такова: в московских вузах учатся 24 процента иногородних и 76 - жителей федерального центра (раньше эти цифры были с точностью до наоборот). Понятно, что доступность образования, таким образом, падает.
С другой стороны, с объективностью при поступлении разных ребят в вуз тоже возникают проблемы. Преподаватели - тоже люди, и им свойственно ошибаться. Но такая проблема может быть снята, если поступающий в вуз не имеет "лица" - в руках экзаменатора лишь его работа без фамилии и адреса, а только со штрихкодом (как на товарах в магазине). Это и происходит во время ЕГЭ.
Что интересно, эксперимент, от которого поначалу так усиленно "отбрыкивались" и местные власти некоторых регионов, и СМИ, находит все больше и больше сторонников с каждым годом. В позапрошлом, "стартовом" году в нем участвовали всего 5 субъектов федерации, в прошлом - уже шестнадцать, а в планах нынешнего года - довести это число до 48. Причем включение в эксперимент происходит на добровольной основе: пока орган местного самоуправления и совет ректоров не дадут добро, о едином госэкзамене думать не приходится. И еще: учителя регионов, которые пока воздерживаются от того, чтобы ввести у себя единый госэкзамен, боятся, что таким образом будут не только проверять знания выпускников, но и аттестовывать их, учительский, труд. Не будут. Это принципиальная позиция Министерства образования, как сказал первый замминистра В.Болотов. Потому что неизвестно, где учитель больше выкладывается - в элитной гимназии, где обеды из "Макдональдса" и охранник-"шкаф" у входа, или в забытой богом сельской школе. И необязательно, что результат напряженной работы учителя воплотится в высокие баллы у выпускников на ЕГЭ. А вот результаты ЕГЭ для аттестации школ пока не используются, но в дальнейшем использоваться будут.
На едином госэкзамене знания оцениваются по стобалльной шкале. Но сто баллов набирают очень немногие, одаренные дети, 75 баллов - это школьная пятерка. Тридцать - тройка. Как же будут "уживаться" результат ЕГЭ и оценки в школьном аттестате? Низкие баллы по ЕГЭ не могут стать причиной того, что оценки выпускника, до того высокие, резко снизятся. Среднее арифметическое между тем и другим выводится все равно в пользу ученика. Единственное, что "лопнут" дутые медалисты. Кстати, школьные медали в ближайшем будущем планируется устранить как льготу при поступлении в вуз, оставив лишь в качестве поощрительного знака. А вот победы в региональных олимпиадах станут, наоборот, частью того "джентльменского набора", который поможет поступить в вуз, вместе с победами в различных конкурсах той специализации, которую для себя выбрал школьник.
Что будет с выпускниками, желающими поступить в творческие, спортивные вузы? Испытания, выявляющие творческие или спортивные дарования абитуриента, останутся, так как с помощью ЕГЭ таланты в этих областях не выявить.
Не переместится ли коррупция после введения единого государственного экзамена из вузов в школы? Делать это будет просто невыгодно, поскольку экзамен проводится следующим образом: в одном помещении садятся школьники нескольких школ. При них вскрывается конверт "одноразового использования" с заданием. Так же при них выполненные работы упаковываются в конверты одноразового закрытия. Экзамен проводят не учителя школ, а другие, посторонние люди. Задание состоит из трех частей, две из которых - творческие. Так что это - не просто тест, где можно наугад поставить крестики.
Кстати, вполне возможно, что Ивановская область вступит в эксперимент по единому госэкзамену уже в будущем году. Так объяснили в управлении образования.
Москва - Иваново.
Нина ЯРЧУК, 4, Рабочий край
09/01/2003
|