Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Садовничий Виктор Антонович

Интернет-конференция
Ректора Московского государственного университета
имени М.В. Ломоносова
Садовничего Виктора Антоновича

 

Обзор публикаций СМИ


ВУЗЫ КРАЯ - ЧТО ИЗМЕНИТСЯ?

Что принесет выпускникам школ и абитуриентам вузов единый госэкзамен? Почему наука в крае развивается с трудом? Как зарабатывают вузы? Как борются в университетах со взятками? На эти и другие вопросы о высшей школе в Алтайском крае, о том, что ждать вузам в 2003 году, - наш разговор с Валерием Брюхановым, ректором Алтайского государственного медуниверситета, председателем Алтайского союза ректоров.

Единый госэкзамен не уравняет выпускников школ

- Валерий Михайлович, могли бы вы рассказать о новшествах в алтайской высшей школе, которые появятся в 2003 году?

- В системе образования края установится преемственность между средним и высшем образованием. Много говорилось, что средняя школа дает образование, недостаточное как база для высшего. В связи с чем и рождались репетиторство, натаскивание, подготовительные курсы. Введение единого госэкзамена (ЕГЭ) должно устранить это препятствие. Человек сдает один экзамен, который засчитывается и как выпускной в школе, и как вступительный в вуз.

Какова моя позиция по ЕГЭ? Нам надо применить пословицу "Поспешай медленно". Эксперимент надо провести в ограниченных масштабах: для школьников единым будет только один экзамен - по математике. Вузы тоже будут участвовать не все. Дали согласие классический университет (АлтГУ. - Прим. "СК"), технический и барнаульский педагогический университеты. Негосударственные вузы будут участвовать ограниченно.

- ЕГЭ сделает поступление в вуз проще или усложнит его?

- Трудно сказать. Поскольку единый экзамен - математика, то те, кто выбрали специальность, где математика является одним из ведущих предметов, получат облегчение. Для ребят гуманитарного склада ума ЕГЭ не имеет никакого значения.

Я думаю, у нас достанет и мудрости, и опыта провести эксперимент, никого не обижая. Наша установка - все должно быть в пользу ученика.

Трудоустройство молодых специалистов - прерогатива государства

- Валерий Михайлович, каким образом в алтайских вузах появляются профессии, не востребованные на рынке труда в крае? Такие, как, например, регионоведение?

- Есть самоценность образования. Человек, получивший высшее образование, по интеллектуальному уровню выше человека без образования. Многие фирмы ориентируются даже не на специальность, а на наличие высшего образования в принципе.

Востребованность специальностей - прерогатива государства. С 2003 года вузы переходят на госзаказ. Например, раньше мы набирали на лечебном факультете 280 человек на курс. Сегодня нам определят госзаказ, скажут: "В Алтайском медуниверситете по бюджетному набору нужно готовить 150 человек, 280 нам не надо и мы подчинимся".

Что нужно преподавателям?

- Что сейчас делается для улучшения условий работы преподавателей? От этого тоже зависит уровень образования.

- На мой взгляд, сегодня преподавателю, работающему в вузе, необходимы три условия для нормальной работы.

Первое - достаточная заработная плата. В законе о высшем и послевузовском образовании написано, что зарплата преподавателя должна быть в три раза выше средней зарплаты в промышленности. То есть сегодня преподаватель должен получать 9-10 тысяч рублей. По вполне понятным причинам это не выполняется. На съезде (Всероссийский съезд ректоров прошел в начале декабря прошлого года в Москве. - Прим. "СК") мы и не говорили, что нам нужно завтра дать такую зарплату.Но в то же время мы против того, чтобы этот пункт был вычеркнут из закона, потому что стремиться к этому нужно.

Вместе с тем некоторые шаги предприняты. С 1 января надбавка за ученую степень повышается в три раза. Конечно, это немного: была 300 рублей, теперь станет 900. Но тем не менее. С октября 2003 года зарплата бюджетникам повышается в целом.

Второе условие для нормальной работы в вузе - возможность заниматься научной деятельностью. На съезде в прямом разговоре с президентом был поставлен вопрос об уравнивании вузов с научными организациями. Финансирование науки чуть-чуть вырастет, но существенного сдвига не произойдет. Но мы у себя в медуниверситетете создадим собственными усилиями пульмонологии. Принято постановление об открытии в Барнауле филиала онкологического научного центра. Это позволит усилить научную базу медицинских учреждений Алтайского края, привлечь практикующих врачей к науке. Думаю, в других вузах тоже есть такие подвижки. Так, возрождение института маслосыроделия дает техническому университету новые стимулы в научных исследованиях по специальности переработки молока.

Конечно, нельзя быть безоглядным оптимистом. Продолжает разрушаться Материальная база, и мы не сможем в ближайшее время ее переоснастить, потому что приборная часть - очень дорогая.

Третье - это доступность информации. В бюджете России есть строка, предусматривающая увеличение финансирования вузовских библиотек в 2,6 раза. Практически все вузы имеют выход в Интернет.

- Тянется ли к науке молодежь? В последнее время часто говорят старении кадров в вузах.

- За последние пять лет кадры в высшей школе состарились на 10 лет. Это плохо. Но здесь опять экономические проблемы: аспирантские стипендии очень низкие, чуть больше, чем студенческие. Кроме того, люди оценивают возможности дальнейшего продвижения.

Вузы зарабатывают сами

- Есть ли у высшей школы возможность самостоятельно зарабатывать деньги?

- Ситуация сегодня сложилась так, что высшая школа 75-80% внебюджетных средств получает от образовательных услуг: платное обучение, дополнительное послевузовское обучение. Наука не стала основным источником финансирования. А вот оказание вузами услуг населению, бизнесу, производству - это уже практикуется. В техническом университете создан технопарк, в котором студенты под руководством преподавателей разрабатывают технологиии, предназначенные технология отрабатывается и продается в производство. У нас открыты собственные физиотерапевтическая больница и стоматологическая клиника.

О взяточниках знают, но сделать ничего не могут

- Не секрет, что в университетах преподавателям дают взятки. Принимаются ли хоть какие-то меры для борьбы с этим?

- Эта проблема отслеживается. Скажу на примере собственного вуза. Один преподаватель был уличен во взятке: студентка дала 1000 рублей. Преподаватель был осужден условно. Мы сразу приняли решение об увольнении.

Кроме того, мы проводим ежегодное анонимное анкетирование среди всех студентов, где спрашиваем о таких случаях. И выявляем, что на какой-то кафедре путем давления, иногда не впрямую, а, скажем, через предложение дополнительных занятий, такое происходит. Но без доказательной базы уволить человека нельзя.

Студенты в "общагах" крутят трубы в узлы

- Будет ли что-то делаться в 2003 году для улучшения питания студентов и условий проживания в общежитиях?

- На коллегии городской администрации заслушивался вопрос о работе студенческих столовых.И было сказано, что качество питания вполне приличное в отношении с ценой. Сегодня комплексный обед в студенческой столовой стоит 13-17 рублей. Мы будем стремиться к улучшению качества блюд и постараемся наладить систему диетического питания - много ребят страдают заболеваниями желудочно-кишечного тракта.

Что касается общежитий, то есть проблемы. Прежде всего культурно-воспитательной работы. Не секрет, что в общежитии случаются пьяные дебоши. Мы уповаем на студенческое самоуправление.

Материальное состояние общежитий? Проблемы есть, но и отношение студентов к их временному жилью отвратительное. Мы вот провели ремонт на два миллиона рублей, душевые запустили. Прошло четыре месяца - душевые не работают, трубы в узел завязаны! Такие студенты молодые да сильные.


Елена Федоринова, 1, Свободный курс
09/01/2003
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Садовничий В.А..
МГУ
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
МГУ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации