ЕДИНЫЙ ЭКЗАМЕН: СУФЛЕРЫ И "ШПОРЫ" НЕ ПРИГОДЯТСЯ
Ульяновское образование вступает на трудный путь независимой оценки результатов педагогического труда. Переход к единому государственному экзамену ппанируется провести уже в будущем году. А это значит: тем, кто сейчас учится в десятом, и тем, кто их учит, придется первыми на себе испытать плюсы и минусы эксперимента, на пороге которого стоит школа.
В любом деле переходный период самый трудный и ответственный. О первых шагах к ЕГЭ мы беседуем с заместителем начальника главного управления образования В.А. Основиной.
Эксперимент: первые шаги
В последние два года единый государственный экзамен (ЕГЭ) для выпускников школ и абитуриентов вузов - тема одной из самых горячих дискуссии. Сегодня можно сказать: вопрос о его проведении решен окончательно.
Основные цели введения ЕГЭ Министерство образования РФ сформулировало так.
Во-первых, он позволит получить объективную картину качества образования в системе среднего (полного) общего образования, объективную оценку освоения государственного образовательного стандарта выпускниками школы, в том числе - для использования при аттестации образовательных учреждений.
Во-вторых, обеспечит повышение мобильности абитуриентов, особенно для тех, кто проживает в глубинке. Важно, что уменьшается психологическая нагрузка при переходе детей из школы в вуз и практически к нулю сводится субъективизм при зачислении абитуриентов в вуз. Организационная структура ЕГЭ сегодня такова. На федеральном уровне организационно-технологическое сопровождение экзамена поручено Центру тестирования Министерства образования, имеющему большой опыт проведения централизованного тестирования, число участников которого пока что в десятки раз превышает число участников единого госэкзамена по регионам.
На этом же уровне решается и вопрос разработки контрольно-измерительных материалов для его проведения. Регионы получают тестовые материалы непосредственно из Центра тестирования. Министерство образования РФ поручает проведение ЕГЭ в регионе органу управления образованием.
Летом 2001 года был сделан первый шаг к ЕГЭ. Участниками эксперимента стали пять регионов: Самарская. Ростовская области, республики Чувашия, Марии Эл и Саха (Якутия).
Участвовали в эксперименте, как правило, те города, районы, где был накоплен опыт использования тестов при оценке знаний школьников. С экспериментом в школы пришла современная технология, при которой нет места личным пристрастиям и отношениям.
В настоящее время в эксперименте по проведению ЕГЭ участвуют уже больше половины российских регионов.
***
Горячая тема
- Переход к единому экзамену прежде всего должен быть подкреплен довольно серьезной технической, методической базой, - говорит Валентина Александровна. - В последние годы Ульяновский центр тестирования проводит очень большую работу и с педагогами школ, и с преподавателями вузов, и со школьниками. Регулярно на базе УлГТУ он организует семинары. Ведь едва ли не самое главное на данном этапе - познакомить, научить работать по тем технологиям, которые применяются при проведении ЕГЭ, сделать процедуру итоговой аттестации по-новому - максимально понятной для всех участников.
Мы разработали программу подготовки педагогов, буквально вчера начал работать очередной семинар для учителей-предметников. В начале декабря провели семинар для руководителей органов управления образованием. В ближайших планах также создание методического совета при управлении.
До недавнего времени сдерживающим моментом для нас было отсутствие современной технической базы. Сейчас этот вопрос решен: компьютеры имеются во всех школах области.
- Не только школьники и их родители, но и педагоги к эксперименту с ЕГЭ относятся все же настороженно. Что, на ваш взгляд, вызывает больше всего опасений?
- Ответственность педагога за результаты своей работы в традиционно сложившейся системе была как бы размыта. Учитель сам оценивал результаты обучения учеников, а по ним затем оценивался и он сам. Переход к ЕГЭ полностью меняет ситуацию: мы на самом деле вступаем на путь независимой оценки и ученика, и учителя.
Скорее всего, отметки, которые ученик мог бы получить на обычном экзамене и на ЕГЭ, окажутся разными. Это всех и пугает больше всего. Система контроля знаний в школе - самостоятельные и контрольные работы - рассчитана на среднего учащегося. В течение учебного года очень редко учителя используют, например, такую технологию проверки знаний, как разноуровневые задания, хотя это уже несколько лет практикуется на итоговой аттестации.
Мы не приучаем детей мыслить, моделировать, искать нестандартные ходы. А ведь ЕГЭ предполагает до 50 заданий по разным предметам. ЕГЭ вводит процедуру непривычного измерения и оценки результатов обучения, но она позволяет увидеть именно реальную картину.
- А кто и как будет проводить проверку экзаменационных работ?
- Весь экзаменационный материал поступает в регионы из Центра тестирования. Он состоит из трех частей, назовем их условно: поля А, Б, С. "А" - это подборка заданий, выполнение которых подтверждает, что ученик овладел базовым курсом предмета. Оценка "удовлетворительно" гарантирована, проверку работы выполняет компьютер.
"Б" и "С" - задания более высокой сложности, работы проверяет и оценивает государственная экзаменационная комиссия. В ее составе - преподаватели вузов и творчески работающие, авторитетные учителя школ.
Мой неутешительный, к сожалению, прогноз: количество пятерок на экзаменах резко сократится.
- Кстати, результаты, которые школьники показали в прошлом году на выпускных экзаменах и во время централизованного тестирования, тоже сильно разнятся?
- Это действительно так. Например, на выпускных экзаменах в школе многие ребята показали хорошие результаты. А по итогам централизованного тестирования 17 процентов девятиклассников получили неудовлетворительную оценку. И это при том, что на такую проверку отважились всего 50 процентов ребят.
А если провести стопроцентное независимое тестирование? Ясно, что число неуспешных работ резко возрастет.
Вообще надо сказать, что ситуация типичная, в разных регионах цифра колеблется; от 17 до 40 процентов участников тестирования не могут справиться с заданиями. Причина, на мой взгляд, в том, что школьники элементарно не готовы к новой форме проверки знаний. Дело не в содержании тестов, не в том, что они такие уж сверхсложные. Просто многие выпускники не умеют пропускать через себя большой объем информации, обрабатывать его, не готовы к неожиданным формулировкам и т.д.
- А почему современная технология, имею в виду использование тестов, все еще не стала нормой учебного процесса?
- Я вообще считаю: если мы хотим получить успешный результат в эксперименте по ЕГЭ, необходимо переосмысление каждым педагогом целей и средств своей деятельности. Уйдут в прошлое проценты успеваемости. главный результат, на который предстоит работать, - реальные учебные достижения конкретных Вани, Пети, Маши.
Учителя в большинстве своем (пусть не обижаются коллеги) затрачивают колоссальные усилия, чтобы дать ученикам готовую информацию. А как усвоен материал? Разве 10-минутный опрос класса даст ответ на этот вопрос? А вот тесты, пусть даже рассчитанные на 5 - 10 минут работы, позволяют выйти на обратную связь с каждым ребенком и получить четкую картину: где он "западает", что вообще прошло мимо и т.д.. Объем "незнания" ведь тоже накапливается, к сожалению,
Традиционная школа сориентирована на схему: учитель рассказал - ученик ответил, если его спросили, конечно. "Продвинутые", как сейчас говорят, учителя уже в начальной школе используют современные технологии опроса, проверки знаний. Ведь две трети мыслительных операций (сравнение, анализ, обобщение и т.д.) формируются именно в младшем школьном возрасте.
В прошлом году специальная комиссия управления изучала с выездом на места срезы знаний ребят в Радищевском, Сенгилеевском, Чердаклинском районах. А в этом году проводим мониторинг качества образования в Чердаклинском, Майнском, Новомалыклинском районах, г. Ульяновске. Школьники будут выполнять задания, приближенные к тем, что встречаются на ЕГЭ. Я думаю, эта исследовательская работа поможет не только нам - управленцам, ученым - проанализировать качество знаний. слабые места в подготовке учащихся школ по территориям области, но позволит также самим учителям другими глазами посмотреть и на организацию учебного процесса, и на систему контроля знаний и т.д.
- ЕГЭ может действительно все расставить по своим местам. Но за медалистов обидно - а ну как не подтвердят школьную пятерку?
- Пока идет эксперимент, они защищены. По его условиям, если даже претендент на "золото" получает четверку по какому-то одному предмету, в сертификат записывается школьная пятерка. Но такие поблажки только на период эксперимента. А окончательный переход к единому экзамену планируется не раньше 2005 года.
К слову, в рамках подготовки к эксперименту мы получили разрешение Министерства образования РФ провести свой внутренний, если можно так выразиться, опыт. Выпускники 9-х классов в трех районах области в этом году будут сдавать экзамены в форме ЕГЭ по двум предметам - физике и математике. Есть договоренность с руководителями ряда средних учебных заведений о том, чтобы результаты аттестации засчитывались как вступительные испытания.
- Валентина Александровна, а не спешим ли мы с этим ЕГЭ?
- Думаю, мы немного даже опоздали. Из 89 регионов России 49 уже участвуют в эксперименте и имеют опыт, который нам еще предстоит набирать. Первопроходцы, что немаловажно, получили мощную техническую поддержку.
60 процентов выпускников школ в этом году будут сдавать экзамены по новым правилам. Нам предстоит отработать свою цепочку ЕГЭ - от массовой итоговой аттестации выпускников школ 2004 года до приема их в учебные заведения. Чтобы эксперимент прошел удачно, очень важны стартовые условия и прежде всего - заинтересованность и готовность к участию руководителей вузов и учителей. Думаю, это становится, наконец, очевидным для многих.
Контактный телефон 41-07-61.
Учительские страницы подготовила М. Киселева., 3-5, стр. 10, Ульяновская правда
10/01/2003
|