РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
УРОВЕНЬ ШКОЛЬНЫХ ЗНАНИЙ В РОССИИ УПАЛ КАТАСТРОФИЧЕСКИ
Давний спор между "физиками" и "лириками" наконец-то разрешился при проведении единого государственного экзамена (ЕГЭ) в Новосибирской области: проиграли обе стороны. И если со знанием русского языка (хотя отнюдь не блестящим) новосибирские школьники выкарабкались на среднероссийский уровень, то физику и химию провалили по всем статьям.
Удручающий результат не стал неожиданностью для чиновников областного управления образования - такое положение, считают они, характерно для большинства российских регионов. Просто ЕГЭ, как независимая экспертиза, выявил то, о чем и так все знали давно: уровень знаний школьников по естественным наукам за последние годы катастрофически упал. Причины тоже общеизвестны: хроническое недофинансирование образования, мизерные зарплаты учителей, "доисторические" наглядные пособия... По словам заместителя начальника управления образования администрации Новосибирской области Натальи Юсуповой, сегодня практически невозможно увидеть в школе хоть один по-современному оборудованный кабинет физики или химии. Примерно такая же картина наблюдается и в вузах, где потом продолжают образование эти недобравшие естественнонаучных знаний школьники. Приборная база эпохи первых советских спутников, те же унизительные "профессорские" ставки в две тысячи рублей...
Лучше всего у наших школьников обстоят дела с математикой - этот предмет для сдачи ЕГЭ выбрали большинство и более чем пять тысяч новосибирских выпускников, нынче впервые участвующих в этом эксперименте. И итоги оказались утешительными: в некоторых городах области ребята набрали баллов даже больше, чем в среднем по России. Но вот что заметил ректор Московского государственного университета Виктор Садовничий, принявший участие в научно-практической конференции "Модернизация образования: принципиальные подходы, практические меры, первые результаты", прошедшей в Новосибирске: "Я посмотрел результаты ЕГЭ по математике за два года по Москве и могу утверждать, что почти в каждой решенной задаче есть ошибка... "
Учить детей, считает ректор МГУ и президент Российского союза ректоров, следует так, как это происходило триста лет назад, на заре становления российского образования: глубоко и содержательно, давая учащимся и студентам пищу для ума, что, собственно, и приводит к открытиям. До сих пор, говорит Виктор Антонович, зарубежные исследователи пытаются разгадать феномен научной школы мехмата МГУ, который закончил и он сам. "А феномен этот состоял в том, что на факультете было 500 спецкурсов и семинаров - это плюс к основным занятиям. Студенты выбирали по 10 - 15 курсов, тянули, сколько могли, а вечерами ходили по коридору - доказывали, спорили, обсуждали теоремы и задачи. Многие из тех студентов впоследствии получили престижные премии, явились основателями разных научных школ... "
Сейчас же происходит некий образовательный коллапс: престиж образования в стране растет, а качество его снижается. Перманентная реформа образования доходит уже до того, что родители первоклассника перестают понимать, что написано в его учебниках, а сами школьники к завершению учебного процесса не помнят, что заставило Архимеда вскричать "Эврика! ". Не говоря уже о более замысловатых вещах.
Впрочем, мы в этой беде, оказывается, не одиноки. На Западе, и в частности в США, откуда к нам пришли все эти новшества вроде ЕГЭ или двенадцатилетки, сами не на шутку обеспокоены будущим интеллектуальным потенциалом нации. Американские социологи, по словам Виктора Садовничего, дотошно изучали последствия введения ЕГЭ и пришли к выводу, что это не столь уж демократичное новшество. Девушки, например, отвечают на вопросы тестов на 10 процентов хуже юношей, а афроамериканцы - чуть ли не наполовину слабее своих белых сверстников (что немаловажно и для нашей многонациональной страны).
Поэтому-то многие ректоры вузов, в том числе и ректор МГУ, не склонны считать ЕГЭ абсолютной и единственной формой определения уровня знаний выпускников школ, предпочитая сочетать этот экзамен с традиционными формами собеседования. Кстати, в Новосибирский государственный университет, считающийся кузницей научных кадров, в этом году по результатам ЕГЭ принят всего... один студент.
Ректоры сибирских вузов, собравшиеся в Новосибирске на научно-практическую конференцию, в очередной раз констатировали, что без мощной государственной поддержки Концепции модернизации российского образования, подготовленной Минобразованием РФ, отечественные Архимеды и Эдисоны еще не скоро заявят о себе. Нужны серьезные вливания в развитие фундаментальной науки: "Разве можно продать теорему, как прикладные разработки? " - резонно заметил Виктор Садовничий.
Те же озабоченные своим интеллектуальным потенциалом американцы имеют возможность не только "скупать" мозги по всему миру. Они придумали и собственный план выхода из кризиса.
"Пока еще не слишком поздно" - так авторы, члены Национальной комиссии США назвали свой доклад, в котором показали необходимость усиления фундаментального образования в стране.
Конгресс США согласился с выводами выдающихся людей Америки, подготовивших этот труд, и выделил 30 миллиардов долларов на реализацию этой программы. А президент Буш (что бы там ни говорили о его собственном интеллектуальном потенциале) взял этот доклад за основу своей программы.
Мы в очередной раз идем по чужим следам. Виктор Садовничий сообщил, что он перевел этот доклад и попросил десять выдающихся людей России написать комментарий на российском материале. Откликнулись Александр Солженицын, академик Жорес Алферов, Владимир Арнольд и другие. Так родилась книжка "Образование, которое мы можем потерять". Но вот заинтересует ли этот труд российского президента и ляжет ли в основу его предвыборной программы? Авторы надеются.
В Японии же растить "быстрых разумом Невтонов", как всегда, пытаются своим путем. Новосибирский профессор, заведующий лабораторией Института химической кинетики и горения СО РАН, президент Фонда им. Юрия Кондратюка Владимир Зарко почти год работал в институте космических исследований в Японии и познакомился с их уникальным опытом. "Я впервые столкнулся с такой формой проведения международного научного симпозиума: в одном зале заседали серьезные ученые, а в другом проходила научно-познавательная выставка для детей. Посетить ее могли и те, и другие. Различные экспонаты выставки давали ребятишкам представления о физических законах, сотрудники проводили несложные, но очень интересные эксперименты. Я перевидал множество научных форумов, но этот меня просто поразил! Вот как надо растить будущее науки. Такого я больше нигде не видел. Да и мы придем к такому подходу, наверное, еще очень не скоро".
С. СУЧКОВА, 6, стр. 4, Вечерний Ростов
14/01/2003
|