Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Садовничий Виктор Антонович

Интернет-конференция
Ректора Московского государственного университета
имени М.В. Ломоносова
Садовничего Виктора Антоновича

 

Обзор публикаций СМИ


РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

УРОВЕНЬ ШКОЛЬНЫХ ЗНАНИЙ В РОССИИ УПАЛ КАТАСТРОФИЧЕСКИ

Давний спор между "физиками" и "лириками" наконец-то разрешился при проведении единого государственного экзамена (ЕГЭ) в Новосибирской области: проиграли обе стороны. И если со знанием русского языка (хотя отнюдь не блестящим) новосибирские школьники выкарабкались на среднероссийский уровень, то физику и химию провалили по всем статьям.

Удручающий результат не стал неожиданностью для чиновников областного управления образования - такое положение, считают они, характерно для большинства российских регионов. Просто ЕГЭ, как независимая экспертиза, выявил то, о чем и так все знали давно: уровень знаний школьников по естественным наукам за последние годы катастрофически упал. Причины тоже общеизвестны: хроническое недофинансирование образования, мизерные зарплаты учителей, "доисторические" наглядные пособия... По словам заместителя начальника управления образования администрации Новосибирской области Натальи Юсуповой, сегодня практически невозможно увидеть в школе хоть один по-современному оборудованный кабинет физики или химии. Примерно такая же картина наблюдается и в вузах, где потом продолжают образование эти недобравшие естественнонаучных знаний школьники. Приборная база эпохи первых советских спутников, те же унизительные "профессорские" ставки в две тысячи рублей...

Лучше всего у наших школьников обстоят дела с математикой - этот предмет для сдачи ЕГЭ выбрали большинство и более чем пять тысяч новосибирских выпускников, нынче впервые участвующих в этом эксперименте. И итоги оказались утешительными: в некоторых городах области ребята набрали баллов даже больше, чем в среднем по России. Но вот что заметил ректор Московского государственного университета Виктор Садовничий, принявший участие в научно-практической конференции "Модернизация образования: принципиальные подходы, практические меры, первые результаты", прошедшей в Новосибирске: "Я посмотрел результаты ЕГЭ по математике за два года по Москве и могу утверждать, что почти в каждой решенной задаче есть ошибка... "

Учить детей, считает ректор МГУ и президент Российского союза ректоров, следует так, как это происходило триста лет назад, на заре становления российского образования: глубоко и содержательно, давая учащимся и студентам пищу для ума, что, собственно, и приводит к открытиям. До сих пор, говорит Виктор Антонович, зарубежные исследователи пытаются разгадать феномен научной школы мехмата МГУ, который закончил и он сам. "А феномен этот состоял в том, что на факультете было 500 спецкурсов и семинаров - это плюс к основным занятиям. Студенты выбирали по 10 - 15 курсов, тянули, сколько могли, а вечерами ходили по коридору - доказывали, спорили, обсуждали теоремы и задачи. Многие из тех студентов впоследствии получили престижные премии, явились основателями разных научных школ... "

Сейчас же происходит некий образовательный коллапс: престиж образования в стране растет, а качество его снижается. Перманентная реформа образования доходит уже до того, что родители первоклассника перестают понимать, что написано в его учебниках, а сами школьники к завершению учебного процесса не помнят, что заставило Архимеда вскричать "Эврика! ". Не говоря уже о более замысловатых вещах.

Впрочем, мы в этой беде, оказывается, не одиноки. На Западе, и в частности в США, откуда к нам пришли все эти новшества вроде ЕГЭ или двенадцатилетки, сами не на шутку обеспокоены будущим интеллектуальным потенциалом нации. Американские социологи, по словам Виктора Садовничего, дотошно изучали последствия введения ЕГЭ и пришли к выводу, что это не столь уж демократичное новшество. Девушки, например, отвечают на вопросы тестов на 10 процентов хуже юношей, а афроамериканцы - чуть ли не наполовину слабее своих белых сверстников (что немаловажно и для нашей многонациональной страны).

Поэтому-то многие ректоры вузов, в том числе и ректор МГУ, не склонны считать ЕГЭ абсолютной и единственной формой определения уровня знаний выпускников школ, предпочитая сочетать этот экзамен с традиционными формами собеседования. Кстати, в Новосибирский государственный университет, считающийся кузницей научных кадров, в этом году по результатам ЕГЭ принят всего... один студент.

Ректоры сибирских вузов, собравшиеся в Новосибирске на научно-практическую конференцию, в очередной раз констатировали, что без мощной государственной поддержки Концепции модернизации российского образования, подготовленной Минобразованием РФ, отечественные Архимеды и Эдисоны еще не скоро заявят о себе. Нужны серьезные вливания в развитие фундаментальной науки: "Разве можно продать теорему, как прикладные разработки? " - резонно заметил Виктор Садовничий.

Те же озабоченные своим интеллектуальным потенциалом американцы имеют возможность не только "скупать" мозги по всему миру. Они придумали и собственный план выхода из кризиса.

"Пока еще не слишком поздно" - так авторы, члены Национальной комиссии США назвали свой доклад, в котором показали необходимость усиления фундаментального образования в стране.

Конгресс США согласился с выводами выдающихся людей Америки, подготовивших этот труд, и выделил 30 миллиардов долларов на реализацию этой программы. А президент Буш (что бы там ни говорили о его собственном интеллектуальном потенциале) взял этот доклад за основу своей программы.

Мы в очередной раз идем по чужим следам. Виктор Садовничий сообщил, что он перевел этот доклад и попросил десять выдающихся людей России написать комментарий на российском материале. Откликнулись Александр Солженицын, академик Жорес Алферов, Владимир Арнольд и другие. Так родилась книжка "Образование, которое мы можем потерять". Но вот заинтересует ли этот труд российского президента и ляжет ли в основу его предвыборной программы? Авторы надеются.

В Японии же растить "быстрых разумом Невтонов", как всегда, пытаются своим путем. Новосибирский профессор, заведующий лабораторией Института химической кинетики и горения СО РАН, президент Фонда им. Юрия Кондратюка Владимир Зарко почти год работал в институте космических исследований в Японии и познакомился с их уникальным опытом. "Я впервые столкнулся с такой формой проведения международного научного симпозиума: в одном зале заседали серьезные ученые, а в другом проходила научно-познавательная выставка для детей. Посетить ее могли и те, и другие. Различные экспонаты выставки давали ребятишкам представления о физических законах, сотрудники проводили несложные, но очень интересные эксперименты. Я перевидал множество научных форумов, но этот меня просто поразил! Вот как надо растить будущее науки. Такого я больше нигде не видел. Да и мы придем к такому подходу, наверное, еще очень не скоро".


С. СУЧКОВА, 6, стр. 4, Вечерний Ростов
14/01/2003
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Садовничий В.А..
МГУ
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
МГУ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации