ИВАН МЕЛЬНИКОВ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ЦК КПРФ: НЕТ, ЭТО НЕ ЭКСПЕРИМЕНТ. ЭТО - РАЗРУШЕНИЕ ОБРАЗОВА
Одним из самых значительных событий на исходе минувшего года стал VII съезд Российского союза ректоров высших учебных заведений, состоявшийся в здании Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. А среди самых сильных выступлений на этом форуме - слово Ивана Ивановича Мельникова. Заместитель Председателя ЦК КПРФ, депутат Государственной думы, член Комитета Госдумы по науке и образованию, профессор МГУ, он говорил о самом наболевшем.
Уважаемые участники съезда!
Уважаемые ректоры России!
Ваш съезд - самое представительное собрание, на котором дается точный диагноз состояния нашего образования. И даже когда ваши выводы остаются не услышанными властями, российское общество получает тот ориентир, который помогает правильно выбрать путь дальнейшего развития.
Что происходит с образованием, с высшей школой России? Мы с вами накануне полного краха, гибели - или же не все так плохо?
Каждый из вас, встречаясь со своим коллективом, почти наверняка использовал такой оборот речи: "Нам удалось не только сохранить, отстоять, но и сделать шаг вперед".
Даже сами эти слова - "нам удалось сохранить и отстоять" - говорят о том, что высшая школа, образование в целом как будто заняли круговую оборону, отбиваясь от натиска хитрого и пронырливого противника, который, к сожалению, закрепился на командных высотах. И все-таки я считаю, что правы те, кто говорит: "Удалось сохранить, а порой и продвинуться". В самом деле, несмотря на разрушение материальной базы, на тяжелые условия жизни преподавателей, наши вузы продолжают выполнять свой долг и готовить кадры.
И все это благодаря вашей работе, благодаря беззаветному, подвижническому труду нашей профессуры, всего преподавательского корпуса. И, что чрезвычайно важно, благодаря колоссальному потенциалу веры нашего общества, нашей молодежи в дееспособность отечественной высшей школы. Веры в то, что наша высшая школа способна дать молодому человеку реальный шанс и, по-видимому, веры в то, что вся эта, с позволения сказать, свистопляска, которую власти устроили, разрушая науку и образование страны, - явление временное, что на смену этим временщикам придут настоящие, государственно мыслящие люди.
Высшая школа России все еще жива и даже развивается вопреки непрекращающимся попыткам сломать национальную систему образования.
Как ни странно, у нас в стране вовсе не Министерство образования определяет политику в образовании. Этому министерству в лучшем случае оставили роль толкователя всех тех вредных идей, которые рождаются в ведомствах господ Грефа и Кудрина. Цинизм и идеологов, и исполнителей разрушения в том, что ими взят на вооружение принцип - "имитируй широкое обсуждение, но действуй по-своему".
Вы все, конечно, помните, как широко обсуждалась "Концепция модернизации образования до 2010 года", которая была одобрена Госсоветом России. Правительство так "поработало" над документом, так "отредактировало", что его не узнали даже создатели. Мне уже не раз приходилось говорить и писать о том, что из концепции исчезли практически все значимые и конкретные обязательства государства перед системой образования.
Один из конкретных вопросов - будут ли расти ассигнования? В документе Госсовета зафиксирован рост не менее 25% в год. В редакции правительства вообще нет упоминания об этом. И, несмотря на все объяснения и заверения, уже в бюджете на 2003 год заложено лишь 21, 9%. Таким образом, минимальная грань в 25%, установленная Госсоветом, уже не соблюдается. Зная состояние с другими статьями бюджета, могу сказать, что в 2002 году образование не являлось приоритетом. В 2001 и в 2000 годах это было так, сейчас - нет. Почти двадцать поправок выносили мы на отдельное голосование, и ни одна из них не прошла, хотя мы предлагали реальные источники финансирования. 2002 год - первый за последнее время, когда при рассмотрении бюджета в Госдуме на статью "Образование" не было добавлено ни одного рубля.
Таких примеров, к сожалению, много. Недопустимо, на мой взгляд, когда председатель правительства страны в этом же зале перед студентами обещает повышение стипендии с января 2002 года, а теперь речь идет только о планах повышения стипендии с сентября 2003 года. Подобные трюки возможны только тогда, когда чиновники ни перед кем не отвечают за свои слова и действия.
Для нас, конечно, менее важен вопрос личной ответственности того или иного правительственного деятеля. На первом месте для нас - судьба образования в России. И в связи с этим хочу коснуться только двух тем, на мой взгляд, наиболее острых. Это - изменение статуса образовательных учреждений и так называемый Единый государственный экзамен.
Я считаю, что все педагогическое сообщество должно выступить резко против возможности изменения статуса образовательных учреждений на организации. А соответствующие законопроекты уже разработаны в правительстве под руководством господина Грефа. В случае превращения учреждений в организации будут утрачены даже те скромные достижения, которых в непростой борьбе удалось добиться в законодательстве на протяжении 90-х годов. Под ударом окажутся все завоевания последних десяти лет: это и различные льготы, и надбавки, и отсрочка от армии, и многое другое. Пробить все это еще раз будет невероятно трудно, а может быть, даже невозможно, исходя из нынешней ситуации в Государственной думе, когда результат голосования определяется администрацией президента и правительством. И главное: действующим законом запрещена приватизация образовательных учреждений и принадлежащего им имущества, но это не распространяется на другие организации. Следовательно, изменение статуса откроет дорогу банкротству в системе образования и позволит вернуться к вопросу о массовой приватизации в образовании.
Что касается ЕГЭ. Нас успокаивали, что сначала будет эксперимент, а там, мол, посмотрим. На самом деле идет не эксперимент, а поэтапное насильственное внедрение ЕГЭ в практику нашей жизни. Если в 2002 году в эксперименте участвовало 16 регионов, то в 2003 году будут задействованы уже 49 регионов. А на проведение ЕГЭ уходит фантастическая сумма денег: только из Федеральной программы развития образования - более 300 миллионов рублей.
Что показывают результаты? Основная статистика засекречена и недоступна независимым экспертам и обществу. Но и отрывочные данные говорят, что ЕГЭ породил все те явления, о которых предупреждала вузовская общественность. Нелегальные конторы по подготовке к ЕГЭ, коррупция, утечка информации, подтасовка - все это приняло такие размеры, что данные по разным регионам разнятся, как небо и земля. По мере увеличения числа регионов и школьников, вовлеченных в эксперимент, проблема объективного проведения этого экзамена будет приобретать все более острый характер,
Но главное заключается в фундаментальной ошибке идеологов ЕГЭ - тесты не могут в условиях России, где продолжается сильнейшее расслоение общества, решить проблему отбора талантливой молодежи для обучения. Только непосредственное участие вузов может обеспечить такой отбор, а внедряемая система отодвигает их от активного участия в отборе "своих" абитуриентов, то есть тех, кто хочет обучаться в определенном учебном заведении, а не вообще в "каком-нибудь". Только "живой" экзамен дает шанс абитуриенту из глубинки, из бедной семьи показать не натасканность, а умение думать.
В условиях, когда вопрос объективности ЕГЭ стоит столь остро, особенно опасным и вредным является увязывание ЕГЭ с системой ГИФО (так называемых государственных именных финансовых обязательств). Необъективность, умноженная на разницу в финансовых возможностях родителей при подготовке к ЕГЭ и в ходе его проведения, не даст возможности детям из сельской местности и малообеспеченных семей на равных конкурировать с детьми обеспеченных родителей. Именно семьям с низкими доходами придется доплачивать за профессиональное образование своих детей. Следовательно, неравенство прав в области образования не только не ослабеет, но и увеличится.
Сторонники перехода на ЕГЭ очень часто ссылаются на аналогичный опыт в других странах. На самом деле предлагаемая Министерством образования модель существенно отличается от западного опыта. Ключевая позиция западной модели - отсутствие административного вмешательства: там вузы, например, не получают заданий зачислить не менее 50% новых студентов по результатам ЕГЭ. Каждый вуз сам решает, в какой мере учитывать и учитывать ли вообще результаты единого тестирования. Для кого-то результатов тестирования достаточно, для кого-то нет, но так или иначе это - свободное решение вуза, не ограниченного в правах какими-либо директивами сверху.
Подводя итог анализу этих нововведений, хочу сказать, что подобные "реформы" нанесут огромный, быть может, непоправимый ущерб всему отечественному образованию. Уважаемые коллеги! Десять лет назад ситуация была драматической, трудной, но - понятной. Вопрос стоял так: устоит ли отечественное образование под натиском оголтелых разрушителей? Я считаю, что именно ректорский корпус, объединившись, опираясь на широкие круги преподавателей, принял на себя главный удар, выстоял и спас будущее страны.
Сегодня, на первый взгляд, все гораздо тише и спокойнее. Однако это обманчивая тишина, под покровом которой готовится новая, более изощренная реализация все той же идеи разрушения образования. И это повышает ответственность и роль тех оценок и рекомендаций, которые выработает нынешний съезд ректоров России.
(Продолжение темы на 2-й стр.)
***
Образование в России было и остается неисчерпаемым кладезем золота знаний. Причем по Конституции РФ бесплатно доступным каждому гражданину - и детям, и даже старикам. Но дюжину лет, год за годом, неугомонные руководители страны пытаются любым способом хищно урвать с каждого учителя и школьники, преподавателя и студента. Публикуем два материала: как бороться с этим злом.
4, стр. 1, Правда КПРФ
14/01/2003
|