Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Садовничий Виктор Антонович

Интернет-конференция
Ректора Московского государственного университета
имени М.В. Ломоносова
Садовничего Виктора Антоновича

 

Обзор публикаций СМИ


"ЛИПОВЫЙ" АТТЕСТАТ

Уже более половины российских регионов участвуют в эксперименте с единым государственным экзаменом. На вопрос, для чего он нужен нашей школе, отвечает министр образования РФ Владимир Филиппов

- Владимир Михайлович, существует мнение, что единый государственный экзамен (ЕГЭ) вводится для того, чтобы победить коррупцию на вступительных экзаменах в вуз.

- Вовсе не для этого. И не для того, чтобы как класс ликвидировать репетитора. Так тоже многие сегодня думают.

Могу совершенно официально сказать: борьба с коррупцией - это вообще работа других ведомств, а не Министерства образования. Кроме того, я считаю, что коррупцию в отдельно взятой отрасли вообще нельзя победить - ни в налоговой полиции, ни в милиции, ни тем более в образовании, потому что в образовании умные люди собрались, все равно что-нибудь придумают. Есть даже анекдот на эту тему. К ректору одного института приходит его близкий друг и говорит: "Ты знаешь, что у тебя берут взятки на экзаменах? " Ректор отвечает: "Не может быть". - "Ну, как не может быть! У моей дочки попросили 5 тысяч долларов за поступление! ". Тогда ректор отвечает своему другу: "Давай с тобой поспорим на пять тысяч долларов, что она поступит без взятки! ".

Первая и самая главная идея единого экзамена - расширить доступность высшего образования для способных детей из далеких регионов Российской Федерации и из сельской местности.

Раньше в московских вузах учились студенты со всей страны. И создавались такие элитные высшие школы, как "Бауманка", "Менделеевка", МАИ, МГУ, МГИМО с расчетом подготовки высококлассных специалистов на всю страну.Согласно статистике, раньше в Москве учились 75 % иногородних студентов и 25 % москвичей. Сейчас же все наоборот: 24 - иногородних и 76-москвичей.

Вторая задача единого экзамена - приблизить образование к человеку, сделать его получение более удобным.

- Но ведь Москва пока противится единому экзамену?

- Начнем с того, что Москва - это далеко не вся Россия!

Если вдуматься, то почему должен выпускник школы из небогатой семьи, живущий где-нибудь в глубинке, ехать в столицу, чтобы только попытаться сдать экзамены? И еще хорошо если поступит, а если нет?

Несмотря на то, что спрос среди сельского населения на высшее образование довольно высок (согласно соцопросам, 65 % сельских семей хотели бы, чтобы их дети стали студентами), не каждый выпускник отважится ехать "покорять" Москву. В небольшом поселке или деревне, где все друг друга знают, страшно получить смолоду клеймо неудачника.

Провалившись на экзаменах, сельские дети не так уж редко остаются в крупных городах без денег и крыши над головой и, пытаясь выжить, попадают в социальные низы.

- Но ведь можно не поступить и по единому экзамену. В чем отличие ситуации?

- Да хотя бы в том, что результаты ЕГЭ можно отправить по почте сразу в несколько вузов. Никуда не надо ехать, тратить деньги на дорогу. Надо только ждать ответа.

- Вы сказали, что у ЕГЭ три задачи, какая третья?

- Третья задача ЕГЭ - оценить труд учителя.

Более 50 % школьных медалистов проваливается на первом экзамене в вуз. Цена золотой медали или пятерки в аттестате совершенно разная в разных школах, а тем более в разных городах. Ставя отметку своему ученику, учитель по сути дела ставит отметку самому себе. В такой системе оценок не может быть объективности.

На этом основании ряд стран, в том числе наши соседи - Венгрия и Чехия, прислали в Министерство образования письма-уведомления о том, что они желают расторгнуть с нами соглашение о признании у себя российских аттестатов о среднем образовании. Обидно, правда?

А когда, к примеру, ЕГЭ по биологии проходит в десяти школах города, и ученики одной школы сдают его лучше, а другой - значительно хуже, и это повторяется из года в год, то вывод напрашивается сам: виноват учитель. Таким образом, получается, что ЕГЭ стимулирует школы и учителей к лучшей работе.

- Расскажите, пожалуйста, в деталях, как проходит ЕГЭ? Гарантирована ли выпускникам анонимность и объективность оценки?

- В гораздо большей степени, чем сейчас. Единый государственный экзамен могут сдавать как в специально отведенных местах, так и в своей школе. Но доступ туда всем преподавателям и даже директору этой школы в день экзамена закрыт.

Люди, которые приезжают проводить ЕГЭ, никакого отношения к этой школе не имеют. Их задача исключительно привезти задания, бланки, упаковать работы.

При выпускниках открывается конверт одноразового вскрытия, затем раздаются бланки с вопросами. По окончании работы дети сдают бланки. Все складывается при них же в пакет одноразового закрытия. Составляется протокол.

- А кто проверяет работы?

- Задание ЕГЭ по каждому предмету состоит из трех частей - "А" (тест), "В" (краткий ответ) и "С" (творческая часть, развернутый ответ или решение задачи). Части "В" и "С", дающие наибольшее количество баллов, сканируются в субъекте Федерации и проверяются в Москве. На бланках нет фамилии, нет номера. Только штрих-код. Часть "А" проверяет в регионе компьютер.

- То есть анонимность полная?

- Сейчас мы работаем вплоть до подключения ФАПСИ к единому экзамену в части обеспечения секретности доставки заданий и процедуры сканирования! В Москве уже создан Федеральный институт по разработке контрольно-измерительных материалов (КИМов), и второй институт создается. Он будет заниматься организацией ЕГЭ в масштабах всей страны.

Думаю, нужно ввести поправки, связанные с ЕГЭ, в Уголовный кодекс. Например, в Египте, где единые экзамены практикуются уже 30 лет, за попытку вмешательства в их процедуру полагается 25 лет тюрьмы. Сегодняшняя же российская система экзаменов развращает. Все учились в школе и знаем, что почти в каждом классе есть тот двоечник, которому тройку натянут во что бы то ни стало. Равно как есть и сын, дочка богатых родителей, ходящих "на поклон" к педагогам и директору за пятерками.

- В скольких регионах пройдет ЕГЭ в этом году?

- Пока в России ЕГЭ проводится экспериментально. В этом году он пройдет в 48 регионах. Все проблемы, связанные с ЕГЭ, публично обсуждаются. Между тем Казахстан, Азербайджан, Армения ввели ЕГЭ без всяких экспериментов. Мы же считаем, что лучше сначала все как следует отработать, прежде чем переходить на ЕГЭ в масштабах всей страны.


Светлана ЯКОВЛЕВА, специально для "КС", 2, стр. 10, Крайний Север
17/01/2003
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Садовничий В.А..
МГУ
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
МГУ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации