МГУ И РАН - БРАТЬЯ НАВЕК
Старый Новый год для академиков
Накануне Старого Нового года в Московском университете был организован праздник. Фуршет, концерт, банкет, теплые тосты и добрые пожелания - это был день членов Российской академии наук, которые преподают в МГУ. А таковых, трудно вообразить, набирается 200 человек. Как сказал президент РАН академик Юрий Остов, университет и академия - неразделимые организации. И, как добавил ректор академик Виктор Садовничий, пока РАН и МГУ вместе, они непобедимы и нужны России.
- Мы прожили хороший год, - сказал Виктор Садовничий. - В МГУ за 10 лет открылся уже десятый новый факультет. На сей раз - по очень актуальному направлению биоинженерии. 37 миллионов евро мы потратили на приобретение современного оборудования, что позволит МГУ встать вровень по уровню оснащенности с лучшими европейскими университетами. 300 миллионов рублей вложили в ремонт. Через несколько дней будет заложена капсула в основание лучшей в России университетской библиотеки. В МГУ прошел Всероссийский съезд ректоров, на котором президент согласился с нашим курсом на фундаментальное академическое образование.
- Еще один год за плечами, - продолжил тему академик Юрий Осипов. - Отношение государства к науке и образованию начинает меняться. Остается еще немало помех и чуждых ветерков. Но решения Совета при президенте России по науке и высоким технологиям вселяют уверенность, что мы встали на правильный путь, который невозможен без единства науки и образования. Уверен, мы сумеем сберечь то, что получили в наследство.
Как известно, не каждый хороший ученый становится хорошим педагогом.Великий Эйнштейн даже не побивал этим делом заниматься. Не нравилось ему учить, неприятно было. И лорд Кавендиш, именем которого названа крупнейшая в Англии лаборатория, тоже сторонился учеников. Времени ему было жалко, лучше на науку потратить. Корреспондент "Известий-Наука", пытаясь не нарушить праздничное настроение, провел блицанкетирование с единственным вопросом: зачем академику идти в преподаватели?
Академик Юрий Осипов: "Преподавание - это форма собственного обучения. Контакт с молодежью очень полезен ученому. Хотя не каждый крупный ученый становится хорошим педагогом, все-таки большинство крупных педагогов - хорошие ученые. Эти качества счастливо сочетаются у моего учителя академика Николая Красовского, у академика Андрея Гончара, который преподает в МГУ, у академика Владимира Ильина, признанного лучшим лектором университета".
Академик Владимир Скулачев: "Преподавать надо, чтобы не стареть. Среди академиков тоже попадаются неплохие ученые - и это студенту полезно. Замечательный генетик Владимир Эфроимсон как-то сказал мне: у хороших биологов высота лба больше, чем у среднего человека. Так вот, студенту необходимо увидеть высоту лба".
Академик Михаил Алфимов: "В какой-то момент для ученого работа с молодежью становится единственной целью в жизни. Человеку необходимо увидеть продолжение своей жизни в учениках. Через их успехи начинаешь понимать, состоялась ли твоя собственная жизнь. И для студента это общение важно. Самый быстрый способ освоения знаний - работа с тем человеком, который эти знания создает. Есть же такое понятие - "неотделимое от человека знание", которое невозможно передать в учебниках. Только из рук в руки".
Академик Николай Платэ: "Преподавание стимулирует, помогает чувствовать себя молодым и активным. Жизнь - это бесконечный процесс накопления знаний. И передача знаний - естественное, видовое желание человека, как стремление есть, пить, посадить дерево. Крупный ученый всегда вырос в какой-то школе, и нравственность этой школы невозможна без преемственности поколений, без профессионального стремления увидеть, как ученик превзошел тебя. И студенту такое общение необходимо. В учебниках он встретит лишь схоластическую игру холодного разума, а личное общение поможет увидеть в науке кипение страстей и азарт поиска. В итоге - синергетический эффект многократного увеличения знаний. Возможность задать корифею даже глупый вопрос и получить ответ - это при воспитании молодого ученого работает безошибочно".
Сергей ЛЕСКОВ, 3, стр. 2, Известия наука (приложение к изданию "Известия")
17/01/2003
|