РЕКТОРЫ - ПРОТИВ ЛУКАВСТВА МИНОБРАЗОВАНИЯ
В конце прошлого года в Москве состоялся съезд союза ректоров России. В профессиональном разговоре руководителей высшей школы приняли участие председатель и ответственный секретарь сахалинского совета ректоров Б. Мисиков и Л. Власова, а также Н. Кан, руководитель первого в нашей области частного вуза - Южно-Сахалинского института экономики, права и информатики.
Речь шла о такой социально значимой проблеме, как модернизация образования. Ректоры обеспокоены тем, что ее концепция, предусматривающая расширение доступности образования, улучшение качества подготовки специалистов, сохранение высоких позиций российского образования в мировом сообществе и т. д., в последнее время реализуется в усеченной форме. Почему-то все сводится лишь к двум нововведениям - единому госэкзамену (ЕГЭ) и государственным именным финансовым обязательствам (ГИФО).
По словам Б. Мисикова, ректоры внимательно, хотя и с некоторым недоверием относятся к таким новациям. Потому и настояли на том, чтобы министерство образования РФ прежде провело эксперимент в нескольких регионах страны. Ведь несовершенство новой образовательной модели и без того очевидно. Как очевидно и то, что по итогам единого госэкзамена появятся три категории абитуриентов - с высокими, средними и удовлетворительными оценками. Если на обучение первой категории студентов вуз получит из Москвы (по ГИФО) максимально возможную сумму средств, а на подготовку второй категории студентов - финансирование в более скромных размерах, то "троечникам" перепадет лишь минимум средств, и перед ними может возникнуть дилемма: или где-то находить деньги на учебу, или оставить высшее учебное заведение.
Нет гарантии, что за учебу не придется доплачивать и более сильным студентам. Ясно, что государство хочет сэкономить бюджетные средства на высшей школе, но тем самым оно ставит под вопрос само существование бесплатного образования. А это уже нарушение конституционных прав граждан, что недопустимо.
В министерстве образования поясняют, что каждый вуз, для того чтобы получать как можно больше средств из федеральной казны, должен бороться за своего абитуриента, работать вместе со школами, заранее отбирая наиболее сильных выпускников. Считается, что тем самым престижные вузы укрепят свое финансовое положение, а некоторые провинциальные высшие заведения окажутся несостоятельными. Как считает Б. Мисиков, есть в этом доля лукавства. Практически в каждом регионе страны уже сложился рынок образовательных услуг высшей школы, особенно в полнопрофильных государственных вузах, где можно получать бесплатное, хорошего уровня образование. Но при переходе к обучению по ГИФО министерство значительно уменьшит долю бюджетного финансирования и тем самым ухудшит положение госвузов. Это показывают предварительные расчеты.
Впрочем, и без того видно, откуда у этой проблемы "уши растут", считает Б. Мисиков. Некоторые разработчики концепции модернизации образования, декларируя его приоритет в государственной политике, на деле стремятся переложить финансовое бремя расходов на плечи населения. Дескать, граждане никуда не денутся - платят и будут платить за высшее образование, оно дорогого стоит. Вузы в рыночной экономике научились зарабатывать деньги, так что пусть и в дальнейшем крутятся. И вообще - зачем государству нести столь большие затраты на высшую школу, если страна по уровню жизни плетется в хвосте мирового сообщества и лучшие ее специалисты десятками тысяч уезжают за рубеж?
Против такой позиции активно выступили участники VII съезда российского союза ректоров. Они подготовили обращение и заявление "Россия - студентам, студенты - России". В этих документах сделан акцент на то, что высокое качество, эффективность и общедоступность - приоритетные цели развития образования. Принимавший участие в работе съезда президент страны В. Путин тоже поправил реформаторов от образования. Он сказал: "Неправильно ставить вопрос о цели преобразований как о снижении нагрузки на бюджет. Это не самоцель. Цели такой нет. Во всяком случае - не должно быть".
Президент заявил и о целесообразности пересмотра некоторых статей Налогового кодекса РФ. В 2002 году из-за ужесточения налогового законодательства вдвое уменьшились инвестиции в развитие материально-технической базы вузов по сравнению с предыдущими годами. А это - очень тревожная ситуация.
Что касается грядущего эксперимента со сдачей ЕГЭ, то Б. Мисиков считает, что поучаствовать в нем будет интересно. Но профессор убежден, что даже если нововведения с ЕГЭ и ГИФО приживутся в российском образовании, то все равно вузы сохранят за собой право итогового отсева. Пользуясь своими критериями, языковые институты будут тщательнее проверять языковые способности выпускников школ и средних профессиональных учебных заведений, математические вузы - обращать внимание на математические задатки студентов, а педагогические - проверять склонности юношей и девушек к воспитанию детей.
Так что сдача ЕГЭ и автоматическое зачисление в институт или университет еще не дают повода к самоуспокоенности. Последнее слово высшая школа намерена оставить за собой.
Л. СТЕПАНЕЦ.
Знаете ли вы...
Согласно п. 3 ст. 43 Конституции РФ, каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получать высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
Система ЕГЭ-ГИФО не предполагает 100-процентную оплату образования студентов, принятых на бюджетные места. Но в Конституции РФ нет нормы типа "полуплатное" или "частично платное" образование. Таким образом, любой студент, принятый по этой системе на бюджетные места и вынужденный доплачивать за учебу из своего кармана, может подать иск в Конституционный суд, который несомненно выиграет.
8, Советский Сахалин
17/01/2003
|