НЕЗАБЫВАЕМЫЕ ВСТРЕЧИ С ПРОФЕССОРАМИ МОСГОСУНИВЕРСИТЕТА,
или Впечатления выдающегося российского ученого Дмитрия Костомарова от знакомства с Лютфи Заде
Зимой 2001 года я проходил научную стажировку на факультете ВМиК (Вычислительная математика и кибернетика) МГУ им. М.В.Ломоносова. Очередной приезд на этот факультет меня очень радовал. Учитывая тот факт, что я сам являюсь выпускником этого факультета, а также заканчивал здесь аспирантуру, два раза проходил курсы повышения квалификации и много раз бывал здесь в научных командировках, то можно считать, что этот факультет является для меня как бы родным. Здесь я изучал основы фундаментальной и прикладной математики, и эти знания мне передал прекрасный педагогический коллектив - профессора и преподаватели факультета. Со многими из них я после окончания факультета поддерживал, и в данное время поддерживаю, научные и просто человеческие отношения.
Откровенно говоря, на этот раз я приехал на стажировку на волне новой теории американского математика и нашего знаменитого соотечественника Лютфи Заде. В июне 2001 года в турецком городе Анталья проходила конференция SCCWSADC, посвященная 80-летию Л.Заде. Мне довелось участвовать в этой конференции и лично познакомиться с ним. После этой теплой встречи я еще более усиленно стал заниматься теорией и применением нечетких множеств для решения прикладных задач.
В Московском университете я стал искать отклики на идеи Л.Заде и по этому поводу вел беседу со многими учеными. К моей радости, мне удалось получить довольно значительную информацию по этой тематике.
В беседе с членом-корреспондентом РАН Л.Н.Королевым я узнал, что он также лично знаком с Л.Заде и очень высоко оценивает его достижения. Они познакомились в далеком 1965 году на научной конференции, которая проводилась на корабле "Адмирал Нахимов" во время путешествия по Черному морю. Он передал мне пленку с фотографиями, сделанными во время этой конференции, а также подарил научные журналы по программированию, в которых опубликованы статьи по применению теории нечетких множеств.
Очень интересной получилась встреча с завкафедрой алгоритмических языков М.Г.Мальковским. Оказывается он со своим учеником И.Ю.Шикиным уже несколько лет тому назад начал заниматься с применением идей Л.Заде для создания экспертных систем. Они совместно опубликовали несколько работ по этой теме.
На механико-математическом факультете я познакомился с кандидатом физико-математических и технических наук, старшим научным сотрудником кафедры "Интеллектуальных систем" А.П.Рыжовым. Александр Павлович регулярно читает спецкурс по вопросам математики нечетких множеств. Он также лично знаком с Лютфи Заде и даже получал приглашение на работу в Калифорнийский университет, где работает сам Л.Заде. Мы с ним провели довольно интересную беседу. Я ознакомил его с введенной мной метрикой в пространстве нечетких чисел и подарил ему свои научные статьи. В свою очередь, А.П.Рыжов подарил мне свою книгу по нечетким множествам и научные журналы кафедры. Мы с ним обменялись адресами и расстались как хорошие друзья и единомышленники.
Здесь я также тепло встретился с моим бывшим педагогом, заведующим кафедрой "Интеллектуальных систем" академиком В.Б.Кудрявцевым. У нас состоялась приятная беседа и мы обменялись мнениями о роли математики нечетких множеств в создании современных интеллектуальных систем.
Еще одна радостная встреча ожидала меня на факультете ВМиК. В фойе я случайно увидел бывшего декана факультета, а ныне заведующего кафедрой автоматизации научных исследований, члена-корреспондента РАН Дмитрия Павловича Костомарова. Дмитрий Павлович был деканом факультета в самые тяжелые времена с 1991 по 1999 годы. Глубокий кризис, в котором оказалась Россия в 90-е годы, пожалуй, наиболее болезненно отразился на фундаментальной науке и образовании. Факультет ВМиК в это время столкнулся с большими проблемами. Дмитрий Павлович успешно руководил факультетом в эти годы и смог преодолеть возникающие трудности. Он продолжал успешно развивать те принципы организации работы факультета, которые были заложены академиком А.Н.Тихоновым. В тяжелое и смутное для страны время Дмитрий Павлович сумел не только сохранить достигнутый высокий уровень, но и дать новый импульс развитию факультета. По многочисленным опросам, факультет ВМиК имеет лучший рейтинг среди других факультетов университета, а его выпускники, работающие в самых различных областях науки и бизнеса практически по всему миру, с теплотой вспоминают своего alma mater. Неспроста факультет стал самым престижным, и по конкурсу при поступлении держится на самом высоком уровне в МГУ.
Дмитрий Павлович является лауреатом Государственной премии СССР (1981), Ломоносовской премии за педагогическую деятельность (1996) и других высоких наград. С 1999 года он заслуженный профессор МГУ. Область научных интересов у него довольно широка. Кроме основного научного направления, математического моделирования в физике плазмы, он также ведет работы по вычислительной математике, информатике, ядерной физике и электродинамике. Книга Д.П.Костомарова и Ю.Н.Днестровского "Математическое моделирование плазмы", в которой были подытожены результаты работ научной школы Д.П.Костомарова, выдержала 2 издания в России и несколько за рубежом и стала настольной для всех специалистов по вычислительной физике плазмы.
Как только мы увиделись, Дмитрий Павлович вспомнил и узнал меня. Мы с ним очень тепло поздоровались. Он пригласил меня в свой кабинет. Там мы долго беседовали и, наконец, я ему рассказал об интересующей меня теории нечетких множеств и о его создателе Л.Заде. К моей радости, оказалось, что Дмитрий Павлович уже лично знаком с ним и довольно высокого мнения о его научных открытиях и человеческих качествах. В январе 1995 года он был в Америке и посещал Калифорнийский университет города Беркли. Там они и познакомились. Л.Заде довольно гостеприимно встречал Д.П.Костомарова и оказывал ему услуги.
По разговору чувствовалось, что Дмитрий Павлович был доволен этой поездкой и ему было очень приятно ее вспоминать. Он с большим удовольствием рассказал мне о своей поездке и встречах в Калифорнийском университете. По его мнению, введенное Л.Заде понятие нечеткости позволяет расширять основные понятия классической математики, тем самым она открывает широкие возможности для более адекватного моделирования сложных структур материи. После нашей довольно интересной беседы я попросил Дмитрия Павловича написать свои воспоминания о встрече с Лютфи Заде. Он любезно согласился и через несколько дней, ровно в назначенное время, передал мне свои записи. Ниже приводится текст воспоминаний Д.П.Костомарова.
ВСТРЕЧА С ЛЮТФИ ЗАДЕ
В январе 1995 года по приглашению одной американской компании мне довелось провести несколько дней в Сан-Франциско. Я был в то время деканом факультета вычислительной математики и кибернетики Московского университета. Собираясь в Сан-Франциско, я специально планировал выделить один день на посещение Калифорнийского университета в Беркли, чтобы познакомиться там с родственным факультетом компьютерных наук. Мне было интересно сравнить особенности подготовки специалистов в этой области у них и у нас. По электронной почте я связался с сотрудником нашего факультета, который стажировался в Беркли, и попросил его помочь организовать визит. Через несколько дней пришел ответ, что все вопросы решены: визит назначен на четверг, 26 января. После моего приезда в Сан-Франциско стажер позвонил по телефону, подтвердил дату визита и сказал, что меня примет один из ведущих профессоров Калифорнийского университета Лютфи Заде.
Лютфи Заде. Я знал этого математика, как автора теории fuzzy logic. В переводе с английского это дает странную комбинацию слов - "неопределенная (неясная) логика". В русской математической литературе используется более приемлемый для нашего языка термин - "теория нечетких (размытых) множеств". Эта теория - новое направление в современной математике. Не вдаваясь в детали, скажу, что речь идет о развитии методов исследования сложных объектов, процессов, ситуаций в условиях неполной и недостоверной информации.
Встреча с ученым такого ранга всегда интересна, поэтому я с нетерпением ждал четверга. Наконец день "Х" наступил. Утром наш стажер Михаил Александрович, или просто Миша (по возрасту он годится мне во внуки), заехал за мной в гостиницу и мы отправились из Сан-Франциско в Беркли через залив по длинному мосту, который так и называют - Bay Bridge. Приехали, поставили машину и вошли в здание факультета. В приемной профессора я представился секретарю.
- Проходите, профессор Заде ждет вас, - сказала она и открыла дверь в кабинет. Мы вошли. Навстречу из-за своего стола поднялся подтянутый, энергичный человек примерно моего возраста и приветствовал нас на чистом русском языке. Это было настолько неожиданно, что я, продолжая думать по-английски, спросил:
- Where did you learn Russian so well?
- В Баку, где я родился и вырос, - ответил профессор.
Мы посмотрели друг на друга и улыбнулись. Обстановка сразу стала непринужденной, и я закончил процедуру знакомства комплиментом...
После этого мы перешли к деловой части встречи. Лютфи Заде рассказал об особенностях обучения на факультете, дал брошюру с аннотациями основных курсов, пояснил некоторые важные для меня детали. При этом профессор несколько раз подчеркивал, что выпускники факультета востребованы на рынке труда, легко находят интересную и хорошо оплачиваемую работу по специальности. Я не остался в долгу и сказал, что в Московском университете ситуация аналогичная и выпускники нашего факультета проблем с трудоустройством не имеют. Закончив обсуждение учебных вопросов, мы поговорили о последних результатах в теории размытых множеств. Несколько раз во время разговора всплывала по моей инициативе тема бакинского детства профессора.
После беседы с Лютфи Заде его ученики показали мне факультет, его лаборатории и учебные классы, оснащенные самой современной вычислительной техникой. Во второй половине дня после ланча я поговорил с другими профессорами факультета, которые либо работали в близких мне научных областях, либо преподавали такие же курсы, что и я. В конце дня состоялся семинар, на котором с научным докладом выступил мой бывший соотечественник. При общении со мной он демонстративно говорил только по-английски, как бы проводя между нами черту и давая понять, что он не россиянин, а американец.
После окончания семинара мы вернулись в кабинет Лютфи Заде для краткой заключительной беседы. Я поблагодарил его за интересный визит и хотел откланяться. Однако гостеприимный хозяин остановил меня и сказал, что приглашает нас с Мишей пообедать в китайском ресторане. При этом он добавил, что в ресторане к нам присоединятся его жена и несколько коллег.
Приглашение на обед в ресторан - распространенный в Америке знак внимания по отношению к гостю. Обедом американцы называют еду после завершения рабочего дня, которую мы скорее назвали бы ужином. Однако наш ужин и американский обед - это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Обед по-американски - основная трапеза дня, на которую не распространяется принцип: "А ужин отдай врагу своему". Китайский ресторан был выбран для экзотики. На тихоокеанском побережье США, особенно в Сан-Франциско и его окрестностях, таких ресторанов великое множество.
Мы отправились в ресторан "Тайвань". Пока мы толпились вокруг стола, в зал вошла женщина, которая сразу обратила на себя внимание особенной восточной красотой и внутренним благородством. Лютфи Заде пошел к ней навстречу. Они поздоровались, а потом Лютфи представил меня своей супруге Фей Заде. Остальные гости тоже обменялись с ней дружескими приветствиями. Судя по всему, они ее хорошо знали. Фей Заде заговорила со мной по-русски, которым она владела не хуже мужа. С ее приходом все быстро расселись и обед начался.
За столом собралась интернациональная компания: супруги Заде, два профессора-американца, четыре стажера (американец, немец, итальянец, китаец), "русский американец" - докладчик на семинаре - и мы с Мишей. Это определило тему беседы. Говорили о разных странах, о путешествиях и курьезных случаях, которые порой случаются во время путешествий. Для меня особенно интересным был рассказ супругов Заде о поездке в Советский Союз.
В 1965 году Лютфи Заде был приглашен к нам на Всесоюзное совещание по проблемам управления. Совещание проходило на борту лайнера "Адмирал Нахимов" во время круиза по Черному морю. Наука тогда была в почете и хорошо финансировалась. Это давало возможность ученым доставлять себе маленькие радости, например, арендовать для проведения научных конференций суда. В результате работа совмещалась с отдыхом и путешествием.
Лютфи Заде прибыл на совещание с супругой. Он только что начал разработку теории размытых множеств и прочитал на русском языке доклад о своей теории. Как любое новое слово в науке, доклад был встречен с большим интересом. После совещания супруги Заде посетили Тбилиси и Баку, так что Лютфи имел возможность показать Фей город своего детства. Принимали гостей по высшему разряду с соблюдением всех правил кавказского гостеприимства. Я не стал портить восторженный рассказ Лютфи Заде об этой поездке упоминанием о трагической гибели лайнера "Адмирал Нахимов" в конце августа 1986 года в результате столкновения с сухогрузом "Петр Васев".
Обед закончился и мы вышли из ресторана. Прощаясь с Лютфи и Фей Заде, я поблагодарил их за гостеприимство, пожелал им доброго здоровья, счастья, успехов и поздравил супругов с золотой свадьбой, которую им предстояло отпраздновать в недалеком будущем.
Фуад КУРБАНОВ, иностранный член ассоциации "Нечетких систем" Российской Федерации, член-корреспонден, 10, Зеркало
18/01/2003
|