ОДИН, ПИШЕМ ТРИ В УМЕ
Что ждет российское образование в 2003 году? Какие новшества грядут в отечественных школах и вузах?
Во-первых, больше не будет совмещенных экзаменов. Раньше школа заключала договор с вузом, и старшеклассники последние два года занимались с преподавателями университета или академии. Выпускные экзамены им засчитывались как вступительные в вуз. Это было выгодно как самим преподавателям, так и школьникам. Но совмещенный экзамен, как выяснилось, нарушал права других абитуриентов: не свои школьники оказывались в неравных условиях с прикрепленными. В мае 2002 года приказом министра образования совмещенку отменили. Заниматься с вузовскими преподавателями в принципе можно, но засчитывать школьные экзамены как вузовские нельзя. Правда, для выпускников 2003 года сделали поблажку: им еще разрешили сдавать экзамены по-старому. Но лишь в том случае, если их альма-матер успела заключить договор с вузом до 2002 года.
В Министерстве образования есть одна смелая идея: ввести в московских и питерских школах, имеющих договоры с вузами, вместо совмещенных Единые государственные экзамены. Тогда вузы смогут на вполне законных основаниях зачислять ребят из прикрепленных школ: результаты ЕГЭ, по закону, будут засчитываться как вступительные. Это устроило бы и самих старшеклассников, и вузы. Но это предложение пока находится в стадии доработки.
Во-вторых, обществознание может быть заменено другими предметами.Сегодня обществознание представляет собой сборную солянку из нескольких гуманитарных дисциплин: философии, социологии, права и экономики. Что, естественно, не устраивает ни школы, ни вузы. И вот решено, вместо одного предмета будет по крайней мере три: право, экономика и обществоведение (куда войдут философия и социология). Причем экономику и право планируется изучать аж с пятого класса. Это, с одной стороны, позволит дать ребятам более глубокие знания по крайне важным сейчас дисциплинам, с другой провести специализацию в старшей школе. Уже через год все 10-11 классы должны стать профильными (гуманитарными, естественно-научными, математическими и т.д.), и введение новых предметов даст возможность готовить выпускников к поступлению непосредственно на профильные факультеты университетов.
На немедленной реорганизации обществознания настаивают и ректоры крупнейших российских вузов. Они хотят, чтобы расплывчатый вступительный экзамен по этой дисциплине был заменен конкретными испытаниями по праву, экономике и социологии. Это позволит целенаправленно отбирать студентов для учебы. В будущем, судя по всему, вместо Единого госэкзамена по обществознанию будет ЕГЭ по 3-4 другим предметам, и у школьников появится возможность сдавать экзамены по своему выбору.
Третье новшество коснется зарплаты педагогов. Единая тарифная сетка, которая существовала в нашей стране с 1992 года, будет заменена новой системой оплаты труда. В каждой отрасли и в каждом регионе планируется сделать свою шкалу окладов для бюджетников.
Работу преподавателей и учителей, к примеру, предлагается оценивать не по формальным показателям - разряду и количеству учебных часов, а по качеству труда. Талантливый педагог, по идее, сможет получать больше, чем простой урокодатель, лишь отбывающий положенные часы. Но кто и как будет определять качество учительского труда? По мнению председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Александра Шишлова, при нынешней системе аттестации эффективно оценить труд учителя нельзя.
Решить проблему опять-таки поможет Единый госэкзамен: его результаты станут мерилом качества работы педагога. Достаточно взять оценки выпускников на ЕГЭ, и станет понятно, кто и как учил ребят в школе.
Правда, для этого нужны данные за несколько лет, пока же эксперимент проводится только в третий раз. И еще: преподавать в престижной московской гимназии и сельской школе - разные вещи. Уровень знаний столичных учеников и ребят из глубинки может очень и очень разниться...
Так что вопросов пока гораздо больше, чем ответов. Радует одно: с 1 1 января 2003 года уже запланировано увеличение в три раза доплаты за ученую степень кандидата и доктора наук (до 900 и 1500 рублей соответственно), студенты же с сентября станут получать стипендию в двойном размере. Ее базовая ставка составит 400 руб. в месяц, за отличную учебу заплатят 600 деревянных, а социальная стипендия определена не ниже 500 руб. С 1 октября 2003 года повысят оклады (на 33%) всем бюджетникам, в том числе учителям и преподавателям. Немного, конечно, но все равно приятно.
Игорь СЕРГЕЕВ, 11, стр. 9, Московский Комсомолец
20/01/2003
|