ВУЗЫ: ЕСТЬ ЦЕНА. А ГДЕ КАЧЕСТВО?
В Нижегородском филиале Государственного университета - Высшей школы экономики прошла встреча с журналистами Л. Л. Любимова, первого проректора этого вуза, доктора экономических наук, В. Д. Шадрикова, в недавнем прошлом зам. министра образования РФ, а сейчас научного руководителя факультета психологии ГУ - ВШЭ, Г. А. Якшина, директора филиала, кандидата экономических наук, и В. Д. Козлова, научного руководителя НФ ГУ - ВШЭ, доктора экономических наук. Говорили в основном столичные гости. Главной темой пресс-конференции стали проблемы, касающиеся модернизации или реформы высшего образования.
В начале 90-х годов, лишившись бюджетного финансирования, за исключением трех статей, вузы получили право зарабатывать собственные средства и таким образом выживать. Из-за гигантского разрыва в спросе на профессии интенсивно стали развиваться вузы, множиться филиалы, факультеты, ориентированные на модное экономическое, правовое, политологическое образование. Очень сложным оказалось существование вузов, готовивших специалистов для производства, строительства, создающих инженерный корпус. Но за последние три года восстанавливается бюджетное финансирование по всему списку статей. Для многих вузов это стало играть существенную роль. Однако нет прозрачности в их финансовой деятельности. Отсутствует нормативная база.
Сегодня в вузах страны обучаются 5, 2 млн. студентов. Тех, кто платит сам за свою учебу, примерно столько же, сколько обучающихся на бюджетные средства. А ведь количество бюджетных мест за эти годы не сократилось, резко нарастало число студентов-платников. И сейчас, по оценке В. Д. Шадрикова, высшая школа на платных услугах зарабатывает столько же, сколько дает бюджет. И приблизительно расходует 40 процентов этих самостоятельно заработанных денег непрозрачно.
В РСФСР пяти с лишним миллионов студентов никогда не было. Такое количество обучалось в СССР. Следовательно, произошло удвоение студентов в российских высших учебных заведениях. Эту ситуацию с позиций трудового рынка на перспективу Л. Л. Любимов оценил как катастрофическую:
- Мы получим как минимум половину людей с дипломами, которые в действительности специалистами не являются. Они просто не выучены. И мы не будем иметь никаких резервов для обеспечения промышленности, транспорта, строительства рабочей силой.
Но в плохом качестве подготовки студентов следует обвинять отнюдь не только коммерческие вузы.
- Если учесть, что из этих 2, 6 млн. "платников" 300 тысяч учатся в негосударственных вузах, а 2300 тысяч - в государственных, то можно сделать вывод: и государственные вузы перестанут готовить квалифицированные кадры, - сказал В. Д. Шадриков. - Но, с другой стороны, если бы эти 2600 тысяч не обучались на платной основе, безработица, которая сейчас составляет процентов десять, увеличилась. бы еще на 3-4 процента. А сейчас эти ребята получают образование, пусть и разную, но все же имеют жизненную траекторию. Обучаясь в вузе, человек повышает свою ценность на рынке труда. Другое дело, люди должны иметь представление о том, какой вуз какого качества образование дает, и соотносить качество и цену. Все, что касается любого товара, должно присутствовать и на рынке образовательных услуг.
Мы же находимся на стартовой ситуации и никак не можем войти в нормальное рыночное образовательное пространство, - неоднократно повторяли организаторы пресс-конференции. И начинать надо со школы. Сегодня родители зачастую не знают, какие знания ребенок получает в школе, насколько качественно его там обучают. По-другому все это происходит в США. Там уже с первого класса папа и мама регулярно приводят ребенка в тестовый центр, где определяют, как его учат в школе. Когда ребенок будет заканчивать школу, его протестируют и родителям скажут: вот список высших учебных заведений страны, поступать в первую тысячу он не готов, во вторую - может попробовать, а вот в любой вуз из третьей тысячи он попадет обязательно.
С введением ГИФО, этих ваучеров с разной ценой, и в нашей стране произойдет резкое деление высших учебных заведений на элитные, второсортные и третьесортные. Пока же все смазано. Правда, и сейчас диплом МГУ и диплом какого-нибудь Камышинского индустриального института, конечно же, имеют разное наполнение.
Общий вывод: начатое реформирование не идет по тем основным направлениям в системе высшего образования, которые требуют переустройства. Два предложения Л. Л. Любимова: необходимо ликвидировать государственные дипломы, которые предполагают образование равного качества, что является мифом: второе - надо вернуться к практике назначения ректоров вузов Министерством образования РФ.
Высказанные мнения и позиции отнюдь не являются бесспорными.
Эльвира ВИЗГУНОВА., 7, стр. 2, Нижегородская правда
21/01/2003
|