НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В предыдущем номере вестника "Компас" ректор Балтийской академии рыбопромыслового флота профессор А.П.Пимошенко, отвечая на вопросы нашего корреспондента, осветил некоторые проблемы современного высшего образования, поднятые на недавнем VII съезде ректоров Российской Федерации в Москве. Сегодня мы продолжаем беседу с ректором БГА РФ
Александр Петрович, в предновогодней передаче "Первого канала" телевидения "Времена" ведущего В.Познера министр образования России В.Филиппов говорил о ГИФО как о панацее, решающей проблему доступности образованна для всех слоев населения.
Я совершенно не согласен с министром в этом вопросе. Однако сначала поясним для читателей, что такое ГИФО. Это государственное индивидуальное финансовое обязательство, по которому каждому претенденту в студенты государство выделяет определенное количество денег для обеспечения его обучения. Прежде всего, заметим, что сама сумма слишком мала. К тому же на руки претендент получит фактически еще меньше, так как это зависит от оценки, полученной на вступительном экзамене. В результате за такую незначительную сумму государственное учебное заведение не может взять на себя обучение претендента Кто же выгадает в такой ситуации?
Это несовместимо с положением п.З статьи 43 Конституции Российской Федерации, где сказано: "Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получать высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии". У нас получается "полуплатное" или "частично неоплатное" образование: студент, принятый по системе ГИФО на бюджетное место в вузе, будет вынужден доплачивать за учебу из своего кармана, прежде всего по техническим специальностям. Сумма ГИФО составляет лишь треть потребного финансового обеспечения обучения. Претендент вынужден будет пойти в негосударственное учебное заведение, а это значит, что частные учебные заведения будут финансово поддерживать негосударственные вузы. Имеется другой путь -предоставление государственных субсидий на обучение по особо важным для страны специальностям (не деньгами, а самим обучением).
- Можно ли считать, что именно в применении ГИФО, а еще и ЕГЭ, как единого государственного экзамена, как объективного метода оценки знаний в общем-то состоит стратегия модернизации высшего образования, о которой говорилось на VII съезде ректоров России?
- Должен отметить, что в ходе мероприятий, намеченных Концепцией модернизации отечественного образования, одобренных Правительством РФ, кое-что уже сделано для расширения доступности обучения в вузах, для улучшения качества подготавливаемых специалистов, повышения экономической и социальной эффективности высшей школы. И определенное место в этих мероприятиях занимают упоминавшиеся ГИФО и ЕГЭ.
Однако масштабы и содержание работ по модернизации высшего образования, а также средства, выделенные на эти цели, далеко не обеспечивают ни потребности страны, ни нужды высшей школы. Ведь в условиях становления экономики, основанной на знаниях, как и информационного общества, страна нуждается в современной, массовой, сильной высшей школе, способной готовить высококлассных специалистов и проводить соответствующие научные исследования в областях, определяющих научно-технологический прогресс, экономический рост, обороноспособность страны и благосостояние ее населения. Но, к сожалению, такие цели труднодостижимы, ибо чрезвычайно мала оплата труда профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников вузов, что вызвало немалый их опок за рубеж. Кроме того, практически прекратился приток одаренной молодежи в научно-педагогические коллективы вузов. Словом, профессия преподавателя и ученого утратила социальную привлекательность Это опасно! Приятно было на днях услышать по ТВ слова Президента РФ В.Путина, что в этом году зарплата профессорско-преподавательского состава вырастет вдвое. Это обнадеживает.
А если учесть, что из года в год сокращаются объемы научных исследований в вузах, так как недостаточно их финансирование и слаба связь их с производством, это приводит к распаду научных и конструкторских школ, ранее имевших высокий авторитет в России. Это не может не вызвать обеспокоенности у правительства.
- Александр Петрович, вы до этого говорили о роли и месте профессорско-преподавательского и научного состава вузов. А каково место студентов и курсантов?
- Разумеется, главная цель и предназначенность наших воспитанников -активная и целеустремленная учеба, овладение нужными стране специальностями. Это очевидно. Но вместе с тем нельзя не заметить, что в последние годы в студенческой среде все явственнее предпосылки к распространению преступности, наркомании, асоциальных настроений и поведения. Вызвано это в немалой степени тем, что сворачивается воспитательная работа среди молодежи, разваливаются молодежные организации, занимавшиеся всеми вопросами жизни и быта студенчества. Между тем вызывают серьезную озабоченность сам образ жизни части студентов и ухудшившиеся показатели здоровья будущих специалистов за годы обучения.
Недаром съезд в своем заявлении подчеркнул: "Необходимо формировать наших студентов патриотами России, гражданами, почитающими нашу историю, соблюдающими наши законы, уважающими культуру каждой нации и народа, объединенных в Российской Федерации"
Слава Богу, в нашей академии, этого падения нравов нет и быть не может Ведь все эти вопросы находятся под контролем руководства, командиров рот, преподавательского состава, медработников и других сотрудников. Неоценимую помощь руководству академии в воспитании и формировании жизненной позиции оказывает студенческий совет. На его счету немало добрых дел. И это в духе съездовских решений. Так, в заявлении съезда сказано: "Студенческое самоуправление - необходимое условие вузовской жизни. Мы призываем студентов, возьмите в свои руки решение ряда вопросов вуза. Без вас не удастся наладить дисциплину на занятиях, поднять авторитет отличников, добиться нормализации жизни в студенческих общежитиях. Без вас спортивные достижения, художественное творчество отдельных студентов не станут необходимой частью студенческой жизни. Никто без вас не сможет придать досугу, развлечениям студентов осмысленность уберечь студентов от наркотиков, алкоголя, аморализма...". Вот на этой ноте я и хотел бы поставить точку.
- Спасибо, Александр Петрович, за ваши ответы!
В. ГЕМАНОВ.
В. ГЕМАНОВ, 10, стр. 5, Страж Балтики
21/01/2003
|