ХОРОШИЕ ИНСТРУКЦИИ ПРЕДОТВРАТЯТ МАХИНАЦИИ,
убежден куратор эксперимента по ЕГЭ, первый заместитель министра образования Виктор Болотов
Единый государственный экзамен вызывает много споров. Министерство образования бодро отчитывается о проделанной работе, регионы все как один подают заявки на участие, независимые эксперты указывают: отрабатывается лишь одна модель ЕГЭ, а в таком случае это не эксперимент. Сегодня мы должны признать, что своя правда есть у всех: у министерских чиновников, которые, понимая несовершенство тестов, завышают отметки ученикам; у тестологов, которые говорят, что таким образом ЕГЭ превращается в профанацию; у региональных лидеров, которые видят в едином экзамене возможность упрочить свой политический престиж.
От этих реалий нам никуда не уйти. Мы можем лишь выбирать, как в этих условиях выстроить процедуру ЕГЭ, чтобы максимально учитывались интересы школьников, учителей - тех, для чьего блага и задумывался единый экзамен...
- Виктор Александрович, недавно Министерство образования признало, что в некоторых регионах в 2002 году на ЕГЭ были серьезные проблемы.
- Действительно, у нас возникли некоторые проблемы.
- Когда россиян агитировали за ЕГЭ, им гарантировали полную безопасность. В том числе сопровождение экзаменационных заданий сотрудниками ФСБ. Министр образования Владимир Филиппов так описал проведение ЕГЭ 2002 года в одном месте Самарской области: ""...пакеты с решенными заданиями сложили в авоську и повезли к месту проверки на троллейбусе".
- Многие сравнивают ЕГЭ с идеальной схемой и говорят: там прокол, там прокол, там прокол, значит, не надо ЕГЭ проводить. Но давайте же не будем сравнивать его с идеальной схемой! Давайте действовать в той системе координат, которая у нас есть.
- Тогда одна из ситуаций: машина, которая везла результаты ЕГЭ в Ростов-на-Дону, задержалась в пути на четыре часа. Что делали в это время - неизвестно. Но за четыре часа можно было перерешать все варианты ЕГЭ еще раз.
- Об этой истории мне ничего не известно. А в Томской области - пожалуйста... Дальнее село, к которому можно доплыть на моторной лодке по Оби. Пакеты материалов должны быть доставлены туда в восемь утра на борту катера. Катер прибывает в девять. Оказывается, команда катера остановилась порыбачить.
- В прошлом году ЕГЭ едва не был сорван, потому что к оборудованию забыли приделать незначительную деталь - красные лампочки. Известно, что в прошлом году была взломана база данных по ЕГЭ, хранящаяся в МИЭМ...
- Эта база в МИЭМ не была взломана. Зафиксированы попытки ее взлома. Это значит, что она нормально защищена. Добавлю, что теперь данные о результатах ЕГЭ будут храниться в двух местах. Данные по самому экзамену - в центральном компьютере Центра тестирования, а данные о подаче заявок в вузы - в базе данных МИЭМ. Здесь нет никакого ущемления Центра тестирования, просто МИЭМ два года назад выиграл соответствующий тендер.
- Компьютеры Центра тестирования установили, что в прошлом году некоторым детям удалось сдать одни и те же задания ЕГЭ дважды и улучшить результаты. Как это произошло? И как предотвратить подобный блат?
- Объясняю. Некоторые школьники пошли сдавать ЕГЭ в основной день и в резервный, который предназначен для заболевших или тех, кто по какой-то причине не смог сдавать единый госэкзамен со всеми. Руководителям регионального образования я советую хорошенько объяснить учителям, школьникам и тем, кто проводит ЕГЭ: эта уловка - пустая трата времени. Компьютер хранит все данные о тех, кто сдает ЕГЭ, и обнаруживает любого, кто сдал один и тот же экзамен дважды.
- Есть предположения, что во многих регионах ученикам помогали решать задания ЕГЭ...
- Напрасный труд. По технологии в индивидуальном секъюпаке, который получает на ЕГЭ каждый ребенок, находятся бланки с тремя уникальными штрих-кодами. Совместимость этих штрих-кодов известна только компьютеру, находящемуся в Москве, в Центре тестирования у Владимира Хлебникова. Бланки отправляются в пакетах с пунктов проведения ЕГЭ в пункты первичной обработки, где они сканируются и в электронном виде уходят в Москву. И если в пакет будет запечатан вместо настоящего какой-то "левый" бланк, заполненный учителем, тогда три уникальных штрих-кода не совместятся. Компьютер выловит подлог и просто не выставит баллы. Была ситуация, что в регионах в нарушение инструкций взяли и не отослали в Москву часть С. Компьютер тщетно пытался найти тройку штрих-кодов. Два штрих-кода нашел, а третий не может. Искал-искал - нет третьего. И не ответил, сколько баллов выставлено. Пришлось обрабатывать информацию вручную. Но когда мне говорят, что, дескать, там-то и там-то бланк с ответами ребенка подменили бланком с ответами учителя, я отвечаю: штрих-коды что, тоже подменили? Чтобы предотвратить подделки, мы делаем бланки для ЕГЭ цветными. Хотя это дороже. Скопировать такой бланк невозможно, подделка выловится компьютером даже при цветном ксерокопировании.
- И все-таки помогать детям на ЕГЭ будут. Региональным руководителям выгодно во что бы то ни стало повысить результаты ЕГЭ в своем регионе. Это, как раньше число золотых медалистов, повышает их престиж.
- Чепуха. На ЕГЭ присутствуют не областные руководители образования, а школьные и вузовские преподаватели. Вузу на имидж региона наплевать. Если я вузовский преподаватель и принимаю ЕГЭ, то мне все равно, сколько будет высоких баллов. Главное - чтобы экзамен проходил честно.
- Теперь об оценках. Вы подтверждаете, что если бы не волевое решение Министерства образования, то 70 процентов детей, принимавших участие в ЕГЭ, в некоторых регионах не получили бы аттестаты вообще?
- Нет, минутку. Речь идет не о волевом решении Министерства образования. Речь идет о консенсусном решении. Оно основано на науке тестирования. (При традиционном экзамене можно говорить, что оценка ставится за количество решенных задач. Тестирование исходит из других данных - статистических. Важно не только, сколько и какие задачи решил ученик, но сколько учеников в стране решили или не решили эту же задачу. В результате, если выясняется, что из пяти задач три задачи решили только пять процентов всех прошедших тестирование учеников, то, конечно, пятерка будет получаться уже и за три задачи. И это не есть волюнтаристское решение министерства или кого-то еще, а реальная картина распределения знаний в стране.)
- Когда начинался эксперимент по ЕГЭ, Владимир Филиппов любил повторять, что пятерка в Москве - не пятерка во Владивостоке и что ЕГЭ позволит оценивать знания детей со всех концов России объективно. На ЕГЭ 2002 года стало понятно, что от объективной оценки знаний мы пока далеки.
- В этом плане мы идем в режиме максимальной защиты выпускников школ. С двойками детям не выдадут аттестаты.
- То есть вы согласны, что в этом году баллы были завышены в общероссийском масштабе?
- Понимаете, вот сидит комиссия - академики РАО, Центр тестирования, департамент образования - и говорит: тройка в этом году стоит столько-то. Это завышение или не завышение баллов? Это экспертное решение. Авторы задачек всегда приблизительно знают, как должны школьники эти задания решить. В прошлом году авторы расходились в суждениях на 10 баллов. В этом году авторы гораздо адекватнее оценивали сложность заданий. Колебания были в 1-2 балла.
- В Таганроге прошлой весной провели экзамен, взяв за образец задания из демонстрационного варианта на сайте ЕГЭ. ру. Дети получили 36 процентов двоек. Но в июне на ЕГЭ оказалось шесть процентов двоек. Не потому, что дети показали лучшие знания, а потому, что при пересчете баллов в Москве произошел сдвиг шкалы. Те, кто должен был получить двойки, получили тройки, троечники - четверки и так далее. Но это похоже на старую советскую традицию завышения отметок. Только теперь в общероссийском масштабе.
- Не согласен. Мы можем еще завысить требования к заданиям по математике. Но тогда на ЕГЭ по математике 90 процентов российских детей получат двойки. По нашему мониторингу и по данным международных исследований, до 30-40 процентов детей вообще не осваивают стандарты. Означает ли это, что им нужно ставить двойки? Но если нас с вами начать проверять по содержанию наших школьных стандартов, то все мы получим двойки (кроме того предмета, которым мы занимаемся). Возьмите узкоспециальные вопросы, вроде того, чем отличается нервная система червя и нервная система ланцетника. Трудно ответить на этот вопрос, если ты не биолог. Вот дети и не отвечают!
- Вы считаете, что виновато содержание образования, а не шкала выставления баллов?
- Конечно. Почитайте школьный учебник. А лучше возьмите сами тест по математике и попробуйте его выполнить. И потом скажете, знаете ли вы на тройку математику? А ведь тройка - это социальный минимум, чтобы жить в обществе и не чувствовать себя больным или идиотом.
- Вы согласны, что 70 процентов детей действительно не сдали ЕГЭ по математике и в Москве вынуждены были натянуть им тройки в российском масштабе?
- Не согласен! 70 процентов детей показали незнание тонких понятий. Но базовые умения продемонстрировали 90 процентов детей. 10 процентов двоек по математике получили те, кто не мог продемонстрировать вообще никаких базовых умений.
- Как вы собираетесь улучшить ситуацию с ЕГЭ в 2003 году?
- Особое внимание мы уделим дисциплине. Сейчас разрабатываем пошаговую инструкцию для проведения ЕГЭ. Людям нужна инструкция, что делать в самой дурацкой ситуации. В этом году раздался звонок: что делать, если при закрытии секъюпака (этот пакет содержит ответы школьника на вопросы ЕГЭ) человек заклеил собственный палец? Открывать-то пакет теперь нельзя... К сожалению, пока проходит эксперимент по ЕГЭ, мы не можем призвать нарушителей процедуры к какой-либо ответственности, кроме административной. На ЕГЭ 2003 года мы еще раз напомним, что в Кодексе законов о труде есть статья, которая позволяет уволить человека за однократное грубое нарушение трудовой дисциплины.
- Думаете, сработает?
- Должно сработать.
- Вы надеетесь, что у эксперимента по ЕГЭ есть будущее?
- Конечно. В обществе существуют две разные позиции. Первая - в России лучшая в мире школа. Вторая - у нас самая ужасная школа. Истина посередине. У нас нормальная школа, которую нужно модернизировать. Так давайте не будем жаловаться, что на полу много мусора, а просто возьмем и подметем.
...Из Справки "Об итогах проведения эксперимента по введению единого государственного экзамена в 2002 году и задачах эксперимента на 2003 год", подписанной руководителем Департамента общего образования Министерства образования РФ А.В.Баранниковым:
"...Проблемы и недостатки при проведении работ по обеспечению информационной безопасности ЕГЭ:
- ...незащищенность КИМов от несанкционированного просмотра до начала экзамена;
- зафиксированы случаи фальсификаций при проверке открытых заданий;
- имели место случаи недостаточного контроля в местах проведения ЕГЭ;
- зарегистрированы 173 попытки несанкционированного доступа в федеральную базу свидетельств с результатами ЕГЭ из Москвы, Новосибирска, США, Финляндии".
8, стр. 1, Первое сентября
01/02/2003
|