Зачем Спектр Работы процесс Вообще Заказ Карта сайта Почта
Садовничий Виктор Антонович

Интернет-конференция
Ректора Московского государственного университета
имени М.В. Ломоносова
Садовничего Виктора Антоновича

 

Обзор публикаций СМИ


ХОРОШИЕ ИНСТРУКЦИИ ПРЕДОТВРАТЯТ МАХИНАЦИИ,

убежден куратор эксперимента по ЕГЭ, первый заместитель министра образования Виктор Болотов

Единый государственный экзамен вызывает много споров. Министерство образования бодро отчитывается о проделанной работе, регионы все как один подают заявки на участие, независимые эксперты указывают: отрабатывается лишь одна модель ЕГЭ, а в таком случае это не эксперимент. Сегодня мы должны признать, что своя правда есть у всех: у министерских чиновников, которые, понимая несовершенство тестов, завышают отметки ученикам; у тестологов, которые говорят, что таким образом ЕГЭ превращается в профанацию; у региональных лидеров, которые видят в едином экзамене возможность упрочить свой политический престиж.

От этих реалий нам никуда не уйти. Мы можем лишь выбирать, как в этих условиях выстроить процедуру ЕГЭ, чтобы максимально учитывались интересы школьников, учителей - тех, для чьего блага и задумывался единый экзамен...

- Виктор Александрович, недавно Министерство образования признало, что в некоторых регионах в 2002 году на ЕГЭ были серьезные проблемы.

- Действительно, у нас возникли некоторые проблемы.

- Когда россиян агитировали за ЕГЭ, им гарантировали полную безопасность. В том числе сопровождение экзаменационных заданий сотрудниками ФСБ. Министр образования Владимир Филиппов так описал проведение ЕГЭ 2002 года в одном месте Самарской области: ""...пакеты с решенными заданиями сложили в авоську и повезли к месту проверки на троллейбусе".

- Многие сравнивают ЕГЭ с идеальной схемой и говорят: там прокол, там прокол, там прокол, значит, не надо ЕГЭ проводить. Но давайте же не будем сравнивать его с идеальной схемой! Давайте действовать в той системе координат, которая у нас есть.

- Тогда одна из ситуаций: машина, которая везла результаты ЕГЭ в Ростов-на-Дону, задержалась в пути на четыре часа. Что делали в это время - неизвестно. Но за четыре часа можно было перерешать все варианты ЕГЭ еще раз.

- Об этой истории мне ничего не известно. А в Томской области - пожалуйста... Дальнее село, к которому можно доплыть на моторной лодке по Оби. Пакеты материалов должны быть доставлены туда в восемь утра на борту катера. Катер прибывает в девять. Оказывается, команда катера остановилась порыбачить.

- В прошлом году ЕГЭ едва не был сорван, потому что к оборудованию забыли приделать незначительную деталь - красные лампочки. Известно, что в прошлом году была взломана база данных по ЕГЭ, хранящаяся в МИЭМ...

- Эта база в МИЭМ не была взломана. Зафиксированы попытки ее взлома. Это значит, что она нормально защищена. Добавлю, что теперь данные о результатах ЕГЭ будут храниться в двух местах. Данные по самому экзамену - в центральном компьютере Центра тестирования, а данные о подаче заявок в вузы - в базе данных МИЭМ. Здесь нет никакого ущемления Центра тестирования, просто МИЭМ два года назад выиграл соответствующий тендер.

- Компьютеры Центра тестирования установили, что в прошлом году некоторым детям удалось сдать одни и те же задания ЕГЭ дважды и улучшить результаты. Как это произошло? И как предотвратить подобный блат?

- Объясняю. Некоторые школьники пошли сдавать ЕГЭ в основной день и в резервный, который предназначен для заболевших или тех, кто по какой-то причине не смог сдавать единый госэкзамен со всеми. Руководителям регионального образования я советую хорошенько объяснить учителям, школьникам и тем, кто проводит ЕГЭ: эта уловка - пустая трата времени. Компьютер хранит все данные о тех, кто сдает ЕГЭ, и обнаруживает любого, кто сдал один и тот же экзамен дважды.

- Есть предположения, что во многих регионах ученикам помогали решать задания ЕГЭ...

- Напрасный труд. По технологии в индивидуальном секъюпаке, который получает на ЕГЭ каждый ребенок, находятся бланки с тремя уникальными штрих-кодами. Совместимость этих штрих-кодов известна только компьютеру, находящемуся в Москве, в Центре тестирования у Владимира Хлебникова. Бланки отправляются в пакетах с пунктов проведения ЕГЭ в пункты первичной обработки, где они сканируются и в электронном виде уходят в Москву. И если в пакет будет запечатан вместо настоящего какой-то "левый" бланк, заполненный учителем, тогда три уникальных штрих-кода не совместятся. Компьютер выловит подлог и просто не выставит баллы. Была ситуация, что в регионах в нарушение инструкций взяли и не отослали в Москву часть С. Компьютер тщетно пытался найти тройку штрих-кодов. Два штрих-кода нашел, а третий не может. Искал-искал - нет третьего. И не ответил, сколько баллов выставлено. Пришлось обрабатывать информацию вручную. Но когда мне говорят, что, дескать, там-то и там-то бланк с ответами ребенка подменили бланком с ответами учителя, я отвечаю: штрих-коды что, тоже подменили? Чтобы предотвратить подделки, мы делаем бланки для ЕГЭ цветными. Хотя это дороже. Скопировать такой бланк невозможно, подделка выловится компьютером даже при цветном ксерокопировании.

- И все-таки помогать детям на ЕГЭ будут. Региональным руководителям выгодно во что бы то ни стало повысить результаты ЕГЭ в своем регионе. Это, как раньше число золотых медалистов, повышает их престиж.

- Чепуха. На ЕГЭ присутствуют не областные руководители образования, а школьные и вузовские преподаватели. Вузу на имидж региона наплевать. Если я вузовский преподаватель и принимаю ЕГЭ, то мне все равно, сколько будет высоких баллов. Главное - чтобы экзамен проходил честно.

- Теперь об оценках. Вы подтверждаете, что если бы не волевое решение Министерства образования, то 70 процентов детей, принимавших участие в ЕГЭ, в некоторых регионах не получили бы аттестаты вообще?

- Нет, минутку. Речь идет не о волевом решении Министерства образования. Речь идет о консенсусном решении. Оно основано на науке тестирования. (При традиционном экзамене можно говорить, что оценка ставится за количество решенных задач. Тестирование исходит из других данных - статистических. Важно не только, сколько и какие задачи решил ученик, но сколько учеников в стране решили или не решили эту же задачу. В результате, если выясняется, что из пяти задач три задачи решили только пять процентов всех прошедших тестирование учеников, то, конечно, пятерка будет получаться уже и за три задачи. И это не есть волюнтаристское решение министерства или кого-то еще, а реальная картина распределения знаний в стране.)

- Когда начинался эксперимент по ЕГЭ, Владимир Филиппов любил повторять, что пятерка в Москве - не пятерка во Владивостоке и что ЕГЭ позволит оценивать знания детей со всех концов России объективно. На ЕГЭ 2002 года стало понятно, что от объективной оценки знаний мы пока далеки.

- В этом плане мы идем в режиме максимальной защиты выпускников школ. С двойками детям не выдадут аттестаты.

- То есть вы согласны, что в этом году баллы были завышены в общероссийском масштабе?

- Понимаете, вот сидит комиссия - академики РАО, Центр тестирования, департамент образования - и говорит: тройка в этом году стоит столько-то. Это завышение или не завышение баллов? Это экспертное решение. Авторы задачек всегда приблизительно знают, как должны школьники эти задания решить. В прошлом году авторы расходились в суждениях на 10 баллов. В этом году авторы гораздо адекватнее оценивали сложность заданий. Колебания были в 1-2 балла.

- В Таганроге прошлой весной провели экзамен, взяв за образец задания из демонстрационного варианта на сайте ЕГЭ. ру. Дети получили 36 процентов двоек. Но в июне на ЕГЭ оказалось шесть процентов двоек. Не потому, что дети показали лучшие знания, а потому, что при пересчете баллов в Москве произошел сдвиг шкалы. Те, кто должен был получить двойки, получили тройки, троечники - четверки и так далее. Но это похоже на старую советскую традицию завышения отметок. Только теперь в общероссийском масштабе.

- Не согласен. Мы можем еще завысить требования к заданиям по математике. Но тогда на ЕГЭ по математике 90 процентов российских детей получат двойки. По нашему мониторингу и по данным международных исследований, до 30-40 процентов детей вообще не осваивают стандарты. Означает ли это, что им нужно ставить двойки? Но если нас с вами начать проверять по содержанию наших школьных стандартов, то все мы получим двойки (кроме того предмета, которым мы занимаемся). Возьмите узкоспециальные вопросы, вроде того, чем отличается нервная система червя и нервная система ланцетника. Трудно ответить на этот вопрос, если ты не биолог. Вот дети и не отвечают!

- Вы считаете, что виновато содержание образования, а не шкала выставления баллов?

- Конечно. Почитайте школьный учебник. А лучше возьмите сами тест по математике и попробуйте его выполнить. И потом скажете, знаете ли вы на тройку математику? А ведь тройка - это социальный минимум, чтобы жить в обществе и не чувствовать себя больным или идиотом.

- Вы согласны, что 70 процентов детей действительно не сдали ЕГЭ по математике и в Москве вынуждены были натянуть им тройки в российском масштабе?

- Не согласен! 70 процентов детей показали незнание тонких понятий. Но базовые умения продемонстрировали 90 процентов детей. 10 процентов двоек по математике получили те, кто не мог продемонстрировать вообще никаких базовых умений.

- Как вы собираетесь улучшить ситуацию с ЕГЭ в 2003 году?

- Особое внимание мы уделим дисциплине. Сейчас разрабатываем пошаговую инструкцию для проведения ЕГЭ. Людям нужна инструкция, что делать в самой дурацкой ситуации. В этом году раздался звонок: что делать, если при закрытии секъюпака (этот пакет содержит ответы школьника на вопросы ЕГЭ) человек заклеил собственный палец? Открывать-то пакет теперь нельзя... К сожалению, пока проходит эксперимент по ЕГЭ, мы не можем призвать нарушителей процедуры к какой-либо ответственности, кроме административной. На ЕГЭ 2003 года мы еще раз напомним, что в Кодексе законов о труде есть статья, которая позволяет уволить человека за однократное грубое нарушение трудовой дисциплины.

- Думаете, сработает?

- Должно сработать.

- Вы надеетесь, что у эксперимента по ЕГЭ есть будущее?

- Конечно. В обществе существуют две разные позиции. Первая - в России лучшая в мире школа. Вторая - у нас самая ужасная школа. Истина посередине. У нас нормальная школа, которую нужно модернизировать. Так давайте не будем жаловаться, что на полу много мусора, а просто возьмем и подметем.

...Из Справки "Об итогах проведения эксперимента по введению единого государственного экзамена в 2002 году и задачах эксперимента на 2003 год", подписанной руководителем Департамента общего образования Министерства образования РФ А.В.Баранниковым:

"...Проблемы и недостатки при проведении работ по обеспечению информационной безопасности ЕГЭ:

- ...незащищенность КИМов от несанкционированного просмотра до начала экзамена;

- зафиксированы случаи фальсификаций при проверке открытых заданий;

- имели место случаи недостаточного контроля в местах проведения ЕГЭ;

- зарегистрированы 173 попытки несанкционированного доступа в федеральную базу свидетельств с результатами ЕГЭ из Москвы, Новосибирска, США, Финляндии".


8, стр. 1, Первое сентября
01/02/2003
Материалы:
Конференция
Список вопросов
Садовничий В.А..
МГУ
Обзор СМИ
Eiioa?aioee:
Eoeei A.I. Oiieiiii?aiiiai ii i?aaai ?aeiaaea a ?O
Eoeeia A.I.
28.05.2004
Iieoaa?aiei A.N. Iieiiii?iiai i?aanoaaeoaey I?aceaaioa ?O a OOI
Iieoaa?aiei A.N.
28.05.2004
Iaeeiaa E.I. I?aanaaaoaey OAN II
Iaeeiaie E.I.
03.03.2004
?eiaeaa A.O. I?aanaaaoaey AAN ?O
?eiaeaaa A.O.
19.02.2004
Ii?icia A.I. Ieieno?a iooae niiauaiey ?O
Ii?iciaa A.I.
27.01.2004
?oeia A.A. I?aanaaaoaey Eiieoaoa ii a?a?aoo e iaeiaai AA ?O
?oeiaa A.A.
04.12.2003
Ci?ueei A.A. I?aanaaaoaey Eiinoeoooeiiiiai Noaa ?O
Ci?ueeia A.A.
26.11.2003
Aoeaaa A.E. Ieieno?a ?O ii iaeiaai e nai?ai
Aoeaaaa A.E.
11.11.2003
Iaioeeiaa Y.A. I?aanaaaoaey Eiiennee ii i?aaai ?aeiaaea i?e
I?aceaaioa ?O
Iaioeeiaie Y.A.
04.11.2003
Aca?ia ?. O. Noaon-nae?aoa?y - caianoeoaey i?aanaaaoaey AOE
Aca?iaa ?.O.
30.09.2003
Einoeeia E. A. I?aanaaaoaey OEOA
Einoeeiaa E.A.
26.08.2003
Naaiaie?ee A.A. ?aeoi?a IAO
Naaiaie?aai A.A.
29.05.2003
Nae N. E. ?oeiaiaeoaey ?incaieaaano?a
Nay N.E.
28.05.2003
O?aoeeiaa O.E. ?oeiaiaeoaey ONOI ?innee
O?aoeeiaie O.E.
20.05.2003
Nieieei  A.E. I?aanaaaoaey Aineiinoaoa ?innee
Nieieeia A.E.
14.05.2003
Eaaaaaa  A.I. I?aanaaaoaey Aa?oiaiiai noaa ?O
Eaaaaaaa A.I.
13.05.2003

  Ana eiioa?aioee »
МГУ
НПП Гарант-Сервис
Гарант-Интернет
Журнал Законодательство

Rating@Mail.ru

© 2001-2003 Гарант-Интернет
© Интернет-конференция Компания "Гарант", Гарант-Интернет
Воспроизведение (целиком или частями) материалов
допускается только со ссылкой на источник информации